Ловозерские тундры. Сейдозеро

К настоящему времени, по его мнению, размеры основания Луяврурта остались прежними, но высота уменьшилась до 1000 м, образовав в центре массива котловину площадью 40 км 2 и глубиной 800 м. Вот дно этой котловины и за­полнилось водами озера Сейтяввьр, или Сейдозера, куда с гор впадают многочисленные речушки, бегущие из глубо­ких ущелий. «Снаружи со всех сторон света массив букваль­но изъеден горными цирками, размерами от одного до двух с половиной километров. В центральной котловине цирки отсутствуют». О них речь пойдет дальше отдельно.

Лежит Сейдозеро в глубокой горной котловине, где сложился совершенно уникальный микроклимат. И если говорить о фауне и флоре этого удивительного озера, то надо начать с того, что окаймляют его вечнозеленые ельники-зеленомошники 200-300-летнего возраста, реже в этих мес­тах встречается сосна.

Произрастают здесь виды деревьев, которые довольно редко встреча­ются на территории Ловозерского района, такие, как осина и ольха.

Растения, растущие на склонах и вершинах гор, вынуждены приспосаб­ливаться к этим суровым условиям. Постоянное воздействие ветра и снега не дает им вырастать высокими, поэтому ельники лишайниковые очень низкорослые, стелющиеся по земле.

Выше ельника по склонам - березовое криволесье, еще выше - горная тундра и, наконец, - каменная пустыня.

Множество ручейков, берущих начало в горах, собираются в неболь­шие речки и впадают в озеро.

Сейдозеру нет равных водоемов на громадных просторах Крайнего Се­вера России в 11 миллионах квадратных километров. Государственный инспектор Мурманского областного комитета экологии И. Кондратович в статье «Спасем ли заполярную жемчужину?» в газете «Мурманский вест­ник» писал, что интенсивно облавливаемые водоемы области составляют 2-3 килограмма средней рыбопродукции на гектар акватории. Сейдозеро же по данным хоть и двадцатилетней давности в среднем за 15 лет давало 17 килограммов сигов с гектара, а наибольший вылов достигал 35 кило­граммов с гектара в год! Воды озера низкоминерализованы. Одна из осо­бенностей озера - его высокая рыбопродуктивность. Здесь обитает три вида сигов, которые различаются по срокам и местам нереста, строению жаберного аппарата. И ни с каким другим сигом не спутаешь сейдозерский сиг. Его продолжительность жизни может достигать 15 лет, вес - двух- трех килограммов.

Богата флора этого района. Только редких и исчезающих видов расте­ний, занесенных в Красную книгу, более 50-ти.

В котловине озера обитает много видов животных: медведь, лось, олень, лисица, куница, норка, другие. Разнообразен и мир пернатых. Встречаются крохоли, гагары, гуси, кулики, оляпки, лебеди; из куриных - глухарь, те­терев, куропатки.

Ущелье ручья Эльморайок

Загадки озера Духов

Богата древняя земля саамов на места дикие, сказочные, овеянные раз­личными легендами. Имеет она и свою жемчужину - уникальное, непов­торимое в своей красоте, спрятанное в горах озеро Сейдозеро. Если день солнечный, то серебряная гладь озера, укрытая отвесными скалами, спо­койна, приветлива; если через ущелье ворвется ветер - ревет, пенится, гу­дит. И не дай бог оказаться в такое время на озере, лодку в щепки разобьет. И ни про одно из озер не слышала я столько былей-небылей, сколько про Сейдозеро.

Возникает вопрос, почему саамы столько озер называли одним и тем же именем - Сейтяввьр, или Сейдозеро? Многие скажут: так ведь они покло­нялись камням - сейдам. Но старики говорили, что нуэйты, колдуны лап­ландские, запутывали тем самым любопытных, уводя от священных мест. А уж Свято-озеро охранялось особенно. Все знали: есть у саамов чудо-озе­ро - рыбы полное, а как проехать, дойти до него - не ведали.

В конце 20-х годов, как описывает эти события известный этнограф В. В. Чарнолуский, из бедняков саамов была организована промысловая артель.

Варвару Койбину назначили бригадиром рыболовов. Эта саамская жен­щина очень хорошо знала озерное рыболовство, строго соблюдала обычаи дедов и на чужие тони, закрепленные за той или другой семьей, не посяга­ла. Но пришедшие на земли саамов коми-ижемцы узнали, где находятся рыбные тони. Подослали в бригаду Варвары Ваньку Кокулева, а он и выве­дал, где рыбу ловить, открыл и тайный подход к Сейдозеру, а затем из бри­гады ушел. Осенью 1929 года на все саамские озера пришли ижемцы. Упус­тили свое озеро саамы.

В годы войны, когда все мужчины ушли на фронт, остались на Сейдозере два старика и женщины. Руководила ими Агафья Ефимовна Галкина. Вспоминала она, что в военные годы давало озеро столько рыбы, сколько за всю свою долгую жизнь уж больше она не видела. Как будто Сейдушка делился с людьми своим добром.

Долгие годы на Сейдозере жила бригада рыбаков. И были в той брига­де и саамы, и коми, и русские. С 50-х годов бригадирствовал на Свято-озере Иван Григорьевич Терентьев - ветеран совхоза «Тундра», участник Великой Отечественной войны, старейший рыбак не только хозяйства, но, пожалуй, и Ловозера. В его бригаде рыбачил и Иван Иванович Юрьев, ко­торый хорошо знал повадки рыбы, места скопления сига. Мудрый рыбак частенько советами помогал бригадиру. Как когда-то предки саамов лови­ли рыбаки неводами серебристого сига, с синим отливом хариуса, золотис­то-пятнистую кумжу.

Говорят, зимой в нем среди льда кипят ключи косматые, и птицы, что зимуют на озере, прилетают сюда воды испить, звери разные к тем местам тропы прокладывают. Говорят, озеро двойное дно имеет или бездонную дыру, которую старинная молва измерять не велит.

Бригадир Иван Григорьевич Терентьев сетовал: загадки Сейдозера не раз перечеркивали все замыслы рыбаков, построенные на многочисленном опыте: то выдаст рыбу там, где ее до этого никогда не было, то вдруг вооб­ще закрывает все свои кладовые. Тогда даже традиционно рыбные места возвращают рыбакам пустой невод. «По-моему правильно старики гова­ривали, будто под Сейдозером есть другое озеро, сообщающееся с верх­ним. Я сам стоял около той дыры на дне, но так и не решился измерить ее глубину», - делился своими мыслями И. Г. Терентьев.

Существует легенда, что есть место, где Сейдозеро можно вброд перей­ти. Но не нашлось еще смельчака, кто бы проверил это.

А еще есть предание, что у Сейдушки, хозяина озера, есть три дочери, и одаривает хозяин тех рыбаков богатым уловом, которые его дочерям сде­лают равноценные подарки (ими служили нити бисера, монеты). Бесшумно лодки двигались, сети не забрасывались - медленно в воду спускались, и при этом не произносилось ни единого слова. И тогда обещал улов быть сказочно богатым.

Ученый В. Ю. Визе, побывавший в 1910 году в этих местах, написал: «Живут тут только в летнее время так называемые сейдозерские лопари: Кузьма Данилов, Гаврило Захаров, Максим и Федот Галкины с их женка­ми». Максим и Федот - моей родной бабушке Наташе дед и отец будут. Агафье Ефимовне, что в войну на Сейдозере рыбачила, Федот - дядька родной. Из этого воспоминания Визе мы видим, что все лето на Сейдозере жили и рыбачили саамы.

Был там даже своеобразный центр: в праздники съезжались соседи.

Зимой спит Сейдозеро. В древние времена саамы не смели ледяное тело озер протыкать, боясь накликать на себя беду. Об этом говорится в легенде о старом Няле и его сыновьях: «Вынул Нял свой боевой нож и, недолго думая, начал пробивать лед. Ударил ножом в замерзшее тело реки. Нема­лую сделал нарубку, когда подумал: "Смерть мне придет за это: мать-воду поколол ножом"».

Какой интерес все же вызывает у людей наше Сейдозеро! Для саамов - это религиозно-культовое место. Геологов оно привлекает уникальными минералами. Это прекрасное место для туристических походов, рыбалки. Многих манит необыкновенное явление - «меряченье». Питерец Михаил Жавнерко наблюдал его в 1999 году. Находясь на Сейдозере, он будто бы встретил двойников из жизни. В домик рыбаков, где находился Михаил, приходили люди - точная копия его родственников. Энтузиасты уфологи считают район Сейдозера уникальной биогенной зоной и ищут в его окре­стностях снежного человека...

Загадок у озера Сейдозера и окружающих его Ловозерских гор предос­таточно.

Многие тайны происхождения этих магических мест отражены в саам­ских легендах. Одна из них, почти забытая, об олене Мяннташше, за кото­рым гонится Бог Грома - Аййкь. Далее в легенде говорится, что если пер­вая стрела, попадет в оленя, то это вызовет землетрясение и распадутся мас­сивы горы Саамиедны, а из жерл древнейших подземных вулканов Сейдозера в Ловозерах и долины рек Можжевельниковой и Тульока в Хи­бинах вырвется огонь, высохнут озера и реки. Если вторая стрела попадет в лоб оленя, разольется огонь по всей земле. А когда же собаки охотника Грома - Аййкь набросятся на оленя, и он вонзит ему нож в самое сердце, тогда упадут с неба звезды, погибнет Солнце и наступит конец мира.

А может не все в этих легендах вымысел? Может, первая стрела Аййке уже достигла золоторогова оленя Мяннташша? И всего лишь на время зас­нул древний вулкан?

Говаривали саамские рыбаки, что вьют на Сейдозере гнезда белые ле­беди, и словно не лебеди они вовсе, а души лопских предков, с ранней вес­ны до поздней осени охраняющие озеро от недобрых глаз. Вода в озере такая, какой, пожалуй, не сыскать нигде. Особенная, уникальная, с низким содержанием солей. Экологи, взяв пробы из Сейдозера и сделав анализ воды, выяснили: здесь она не условно, а безусловно, чистая. Пей - не напьешься!

Тесно соседствуя с поморами, саамы переняли от них и русские языче­ские праздники. Например, день Ивана Купалы. И саамская молодежь, как бывало на Руси, на Свято-озере цветущий папоротник искала. И горели в эту ночь костры купальские, очищая от болезней прыгающих через них са­амов. Зачатый на озере Духов в Иванову ночь ребенок считался священ­ным дитем. И с трепетом люди обливались водой священного озера. А са­амская молодежь в старину искала травы особые, заговорные, которые по зиме заваривала и втайне от взрослых пила.

Поразительна осень сейдозерская. Такое разнообразие красок, что воз­никает состояние опьяняющей радости от сочетания звенящей яркости ли­ствы и голубизны озера. Вода Свято-озера силой наполняет.

В первом своем интервью о Сейдозере с Александром Борисовичем Гурвицем, который с 60-х годов совершает постоянные путешествия в Ловозерские Тундры, а именно в район Сейдозера, спросила:

Как вы считаете, это место - чаша вулкана?

Разумеется. Об этом говорится и в Атласе Мурманской области...Гурвиц, приходя на Сейдозеро каждый год, изучает биоэнергетику этих мест. По его словам, вся земля схематично поделена на белые и черные поля. Черные представляют собой геопатогенные зоны, то есть зоны, где человек испытывает постоянные стрессы, часто и серьезно болеет и, наоборот, бе­лые - являющиеся биогенными стимуляторами.

Геопатогенные зоны всегда назывались гиблыми местами или местами, проклятыми Богом, которые люди обходили стороной. А Сейдозеро, по его мнению, является уникальным для пополнения жизненной энергии человека.

Побывав на Свято-озере, вновь ощущаешь: живое оно! И вода, и горы, и растительность. Все как будто смотрит настороженно: не причинишь ли вреда? И наступая на березки карликовые, что под ногами к земле пригиба­ются, просишь прощения, потому как опираешься на них всей своей тяжес­тью. По склону на гору карабкаешься, просишь ветви деревьев держать крепко-накрепко, не дать сорваться вниз. Ступаешь на камни влажные да мшистые - просишь их прочно лежать, не дать поскользнуться. В моей же памяти Свято-озеро сохранилось крошечным - разместить на ладони мож­но. Было оно для меня словно родовая вотчина, моя собственность. С та­ким сознанием все годы и жила. Вот ведь странно: в детстве все кажется большим и значимым.

И небывалое удивление пришлось испытать, когда увидела с вершины горы все величие сейдозерское. И уж не ты большая, а озеро! Это оно на­полняет тебя своей непостижимостью. И нет страха перед этим величием, только огромное чувство благодарности Господу, создавшему такую кра­соту, перед которой дух захватывает!

Прекрасно, когда человек во что-то верит. В моем ощущении Сейдозе­ро, как пространство любви, созданное в детстве для меня бабушкой. Там всегда чувствую себя совершенно счастливым человеком. И даже, если не бываю на Сейдозере, оно живет в моем сердце, в моей душе. Иду туда на его зов. Знаю, все дороги, все пути откроет Сейд, если захочет увидеть меня. Без этого зова на Свято-озеро не хожу.

Куйва

Каких только легенд не связано с Сейдозером, но самая известная о Куйве! И по всей вероятности ей не менее тысячи лет. Куйва - это на­скальное изображение распятого саамского бога - гигантский «петрог­лиф» высотой в 72 метра. Много легенд о нем сложено народом. Например:

Куйва - это вполне реальный образ, который живет в параллель­ном астральном мире. У Куйвы, как у человека, настроение меняется в за­висимости от обстоятельств. Сегодня он рад поведению своих дочерей, зав­тра недоволен проказами какой-то из них и может сорвать свой гнев на любом, как принято у нас говорить, попавшем под горячую руку.

С Куйвой мы разобрались. А что же такое Сейд?

Сеййт или Сейды - это духи, представленные астральным миром, и их на Сейдозере множество. Духи озера, гор. Каждый участок горы, каж­дый каньон, ущелье имеют своего хозяина. В определенное время они даже собираются вместе на свои совещания.

А может ли Куйва, по вашему мнению, наказывать туристов и путе­шественников за что-то?

Вполне возможно. Отношение хозяина места к путешественникам и туристам здесь самое различное. Все зависит оттого, как они себя ведут. Если не ругаются, хорошо и внимательно относятся друг к другу в группе, честны и искренни, значит, могут ничего не бояться - все будет хорошо .

Когда Александр Борисович делал снимки Куйвы, его напарник альпи­нист Михаил Хоминок подошел к Куйве и прикоснулся ладонью к старой породе, которая выступала из стены почти на полтора метра. Он так и не понял, что это, то ли лишайник, то ли нагар. И тут странное тревожное чувство охватило альпиниста. Михаил, сняв с пальца перстень, положил его к подножию Куйвы и поскорей отошел от него прочь .

Исследователи Сейдозера дают различные объяснения черному барель­ефу, образовавшемуся на скале: гигантский петроглиф; старая порода, опа­ленная солнцем; тень человека на стене, оставшаяся после ядерного взры­ва; мифический титан, испепеленный молниями; и что уж совершенно неве­роятно - это отпечаток сбитого гиперборейского самолета, врезавшегося в скалу.

Непростое это место, одним словом, - Сейтушкино селение, как сказы­вала моя бабушка. Говорила она мне:

Примет Сейт - всю жизнь будешь под его защитою, не примет... Луч­ше бы принял.

В детстве утром, бывало, выйду из чума и слышу бабушкины наставления:

Умываться к озеру пойдешь - в воду не лезь. Тихонько с Сейтушкой поздоровайся.

И так вот стою я на камушке, а сердечко... Нет, не наклоняюсь, - на колени встаю. Господи! Господи! Кто ты есть, Господи? Может ты и есть Сейтушко? Хорошо-то как! Лучи солнечные из-за горы по воде поползли. Да тут не только говорить, тут дышать грех!

Свершилось! То ли мечта стала явью, то ли чудо какое, только вновь я к озеру подхожу, с Сейтушкой здороваюсь, одариваю его монеткой «сереб­ряной», ниткой бисера и сердцем слушаю - примет меня озеро или нет. Однако приняло! Ждал меня Сейтушко, рад был! Потому как, подойдя к озеру, зримо увидела: поднялся, встал передо мной Сейт прозрачно-молоч­ной тенью и поприветствовал свою уже взрослую дочь.

Помни, внученька, земля - мать родна. Землю пожалеешь, станешь мудрей. Воду чти, без воды человек, что пень сухой. Воду испьешь - моло­дость вернешь. Вода рыбку дает, рыбку съешь - умной станешь!

Ущелье ручья Чивруай

Снежный человек

Живет в саамских мифах лесной дух - Мёць-вуйнас (у Н. Н. Харузина - Мёц - хозяин). Темное существо, мохнатое. Людям зла не делает, если те не досаждают ему. Если же они в лесу песни поют, кричат, шум поднима­ют, то Мёць-вуйнас может рассердиться и дорогу назад не найдешь. Пото­му-то и говорят старики: лес любит тишину и спокойствие.

Про то, что на Сейдозере люди начинают плутать, рассказывал не один человек. Вот, например, история Мингалева Евгения Михайловича, рабо­тавшего долгое время начальником Ловозерского РОВД. Россказням про Сейта он не верил. А однажды с приятелем Александром Ливруком решил сходить через перевал на Сейдозеро (оба увлекались минералогией). Наки­дали в рюкзак камней и подумали: а почему бы им к Куйве не подойти, коль время есть?

Стоял легкий туман, но это их не испугало. Бодрые и веселые они на­правились к месту саамского божества. Напрямик километра два, не более. Идут минут двадцать, Куйвы нет, час - нет. Через два часа вновь на то же самое место пришли. Мингалев говорит: «Слушай, Саня, я не пойму, что такое?» «Понятия не имею», - отвечает ему товарищ. А Куйва опять на них через березки смотрит, как ни в чем не бывало. Мингалев предлагает товарищу: «Давай, Саня, еще раз попробуем к нему подойти, ведь рядом же». И вновь та же самая картина. Два часа проходили и каждый раз ока­зывались у знакомой березки. Уже и смеркаться стало. Не на шутку мужчи­ны перепугались. Уходили на один день, палатки нет, а им еще перевал про­ходить... Решили больше судьбы не испытывать. И пока не вышли на тро­пинку, страх их не покидал.

В 1997 году корреспондент журнала «Наука и религия» Евгений Лаза­рев пришел на гору Сэлсурт в районе Сейдозера. Картина представилась величественной, торжественной. С Сэлсурта Евгений пошел на гору Кемесь-паххчорр. Дошел туда за два часа, осмотрел ее и пошел назад, но тут нале­тел ветер, все заволокло туманом, а вскоре опустилась на горы и темнота. Евгений укрылся за каменной глыбой и лег в спальник. Когда стало светать, в 5 утра, начал спускаться с горы. Шел быстро, потому как за ночь сильно промок. И так шел до 12 дня. Он точно знал, что должен быть склон, но его не было, одно плоское место. Дул ветер со снежной крупой, и тот отрезок, который он проходил за час, теперь преодолевал за семь часов. Водил туман. Не зря же Сэлсурт переводится с саамского, как туманная гора.

Василий Алексеевич Галкин, многие годы проработавший бригадиром оленеводов совхоза «Тундра», вспоминал, что когда он там жил, то вече­ром «никому из детей не позволяли шуметь. Для нас это было страхом... После десяти все игры прекращались. Здесь и озеро и горы особые... В общем, боялись. Потом во сне приснится! Ночью озеро отдыхает, и все отдыхать должны. Какая-то вера такая была...». Далее о том же говорила Мария Гавриловна Медведева: «Женщинам строго-настрого запрещали к Куйве ходить, говорили, что внутри у них все окаменеет». Мария Иванов­на Захарова вспоминала, что в Сейдозере саамы даже посуду не мыли, только в ручьях. А воду для еды из озера брали не ведрами, а черпали ковшиками и не против, а по течению. Вода в Сейдозере не стоячая, из него вытекает бурная река Сейдяврьегк.

В. Н. Демин в журнале «Наука и религия» описал случай, произошедший с участниками экспедиции на острове Могильном, самом большом острове Сейдозера. Не успели они выгрузиться на запретный остров Могильный (где и по сей день встречаются следы жертвоприношений в виде оленьих черепов и рогов), положили на видном месте аппарат "Киев", а через минуту он ис­чез, точно испарился. Про остров Могильный у саамов есть легенда о том, что якобы он плавающий, и когда плывет вдоль берегов Сейдозера, на его остром мысу появляется прекрасная Богиня вод, облаченная в лучи света. Она высматривает мужчин, соблазняет их, а затем безжалостно топит в озере.

Автор статьи «Аномальная зона - рядом» Наталья Анисимова пишет о рассказе Олега Кадола, побывавшего с группой исследователей в 1999 году на Сейдозере. Тот рассказывал ей, что когда они разбили палаточный городок у самых «ног» божества, у них сразу все пошло наперекосяк. Все перессорились и, промаявшись с неделю, перенесли свои палатки подаль­ше от Куйвы.

Исследуя наскальное изображение Куйвы, молодые ученые обнаружи­ли, что изображение это вполне естественного происхождения. «Трещины, проточенные водой в податливой сланцевой поверхности скалы. Русла тре­щин покрыты черными окаменевшими остатками мхов и лишайников, ко­торые и образуют природный рисунок. Одно только непонятно, почему он сохраняется так долго, ведь на сланце постоянно образуются все новые и новые борозды, их сетка очень недолговечна. А Куйва не стареет».

И, наверное, оттого, что в последние годы все чаще стали нарушать покой тундры выстрелы, вой мотоциклов, крики подвыпивших рыбаков-любителей, стало людям казаться, будто бродит в районе Сейдозера снеж­ный человек, прозванный саамскими ребятишками Афоней.

После того, как мы в 1996 году отсняли Сейду, так в народе называют Сейдозеро, и к Мотке пришли, спросил нас Филиппов Максим, который все это время, ожидая, рыбачил на Ловозере:

Не потревожил ли ваш покой Афоня - снежный человек? Он тут вто­рого дня рыбаков ревдинских от берега прогнал. То свистел, то камнями в их избушку кидался, те еле свету дождались, съехали. Они, говорят, и тень его видели.

Честно говоря, мы были удивлены. Все четыре дня нашего пребывания на озере - ни пес Топик не залаял, ни страх нас не посетил.

Александр Даниленок, скептически относящийся к мистике, дал свое, не терпящее возражений, заключение:

Медведя увидели спьяну, а крику подняли...

Местные рыбаки и охотники говорят, что и четверо ревдинских ребят в начале 90-х годов погибли не просто так. Убил их якобы снежный человек, или хозяин леса! В те дни, как сообщают они, рыбаки в очередной раз виде­ли его следы, а накануне он выгнал из леса другую группу парней - види­мо, зашли не туда, вторглись в запретные места. Одну из версий, по какой причине произошло нападение «хозяина» на четверку ребят, мне подсказал охотник из Ревды, - пишет Вадим Чернобров. По его словам, накануне у знакомого в медвежий капкан попал кто-то посильнее медведя, сломал его и выбрался на свободу. Тут и попались ему ребята. Вероятно, совсем не случайно - один из парней был сыном охотника... Не могу сказать, что в этих рассказах правда, а что вымысел, но одно точно - на лицах всех четы­рех ребят в момент гибели застыли гримасы ужаса. Об этом мне говорил и Александр Даниленок, который со спасательной экспедицией мальчишек и нашел.

В 2000 году в экспедиции В. Н. Демина участники ее - Андрей Ширен-ков и Роман Сарапин - на горе Куйвчорр попали в туман и проплутали всю ночь в поисках безопасного спуска. Когда спустились к непроходимо­му болоту, отделявшему их от Сейдозера, вдруг увидели в сотни метрах от себя мужчину с длинной седой бородой и женщину с ребенком. Особенно им запомнилась женщина: кожа белая, волосы белые, одежда белая... Без слов эта троица пошла по самому труднопроходимому месту, свернула в сторону от мужчин и медленно удалилась.

О белой женщине мне довелось уже слышать и от Анны Ефимовны Навохатько, моей двоюродной бабушки, исполнительницы саамских песен, прекрасно знавшей жизнь своего народа, его обычаи и легенды, которая называла эту женщину хозяйкой гор. Кстати, показывалась белая женщи­на и одному из участников экспедиции Барченко, о чем писал в своем днев­нике Александр Кондиайн.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Большакова Н. П. Северная Шамбала // Мурманский вестник. - 1997. - 28 августа.
  2. Верховиков А. Странности озера Сейд // Горняк. - 1993. - 28 сентября.
  3. Гурвиц А. Б. Загадка озера Духов // Природа и человек. - № 11-12. - 1998.
  4. Кожевников А. Солнце ездит на оленях. - М. - 1972.

Короткая обувь из койб с загнутыми вверх узкими носками, по-саамски - коаммэ

Данные об источнике отсутствуют

Предположения учёных о том, что священный водоём саамов Сейдозеро на Кольском полуострове хранит тайну исчезновения гиперборейской цивилизации, до сих пор не подтвердились.

Экспедиции в Ловозерские тундры отправлялись в начале и прошлого века, и нынешнего, но объяснений загадочным артефактам и мистическим явлениям, происходящим в окрестностях Сейдозера, по-прежнему не найдено. Саамы надёжно хранят древние секреты своего народа, а их шаманы – нойды – так и не открыли технику мерячения, или массового зомбирования людей, ни российским спецслужбам, ни немецким.

Сейдозеро раскинулось в центре Ловозерской горной гряды на уровне 189 м над морем. С трёх сторон его окружают горные вершины, словно сжимая и вытягивая в длину почти на 8 км. Ширина водоёма в самом узком месте 1,5 км, максимальное удаление друг от друга противоположных берегов около 2,5 км. С западных скал стекает в озеро необузданная горная речушка Эльморайок, от противоположного берега ответвляется река Сейдъяврйок и несёт свои воды в Ловозеро.

Горы защищают побережья Сейдозера от ледяных северных ветров, поэтому климат тут мягче, и флора вокруг водоёма несколько отличается от обычных приполярных видов, многие представители растительного мира обитают лишь здесь.

Зимний период продолжается почти 8 месяцев, лето короткое, но с дневными температурами от 18 до 25 градусов выше нуля, правда, досаждают мошки и комары. Лишь к середине и концу августа их становится меньше. Вода в это время ещё тёплая и в ней с удовольствием купаются, особенно в неглубоких бухточках, где до дна – не больше метра. Сентябрь на Сейдозере – золотая осень, одевающая в багрянец прибрежные ивы и берёзы. Её нередко омрачает неделя, как минимум, проливных дождей.

В 1982 году территория вокруг водоёма объявлена заповедной, но в послеперестроечные времена природоохранная деятельность оказалась запущенной, процветало браконьерство. В 2003 году после реорганизации в природном заказнике «Сейдъявврь» набран штат егерей, которые строго следят за соблюдением охранных мероприятий. На берегах озера запрещена любая промышленная деятельность, выпас домашнего скота, вырубка деревьев, в то же время разрешается любительская рыбалка, отдых в палатках на специально отведённых стоянках, сбор грибов и ягод.

В поисках Гипербореи

К южным берегам вплотную подступает горный массив Нинчурт, который издавна считают легендарной Гипербореей. Одни учёные скептически относятся к этому утверждению, другие яростно доказывают свою «гиперборейскую» гипотезу, подкрепляя её обнаруженными на берегах ещё в начале прошлого века загадочными артефактами.

Интерес учёных к Сейдозеру впервые возник в конце XIX столетия во время Большой Кольской экспедиции. Активное изучение окрестностей водоёма началось в 20-х годах прошлого века экспедицией А. Барченко, человека неординарного, одержимого идеями древней працивилизации, врача-оккультиста и писателя-фантаста. Именно ему принадлежат уникальные находки вблизи озера, основываясь на которых он заявил об открытии места исчезновения гиперборейской цивилизации. Изначальная цель путешествия учёных - геологические изыскания, а также изучение мерячения, или арктического психоза, наблюдаемого у северных народов, состояния, когда большое количество людей оказывается в состоянии прострации и, словно зомби, подчиняется чужой воле. Однако исследовательская группа Барченко собрала ещё и богатый этнографический материал – мифы и легенды саамов, позволившие заявить о мировом открытии – древней працивилизации Гипербореи.

У версии Барченко сразу же появилось много противников и оппонентов, но она угасла вместе с гибелью её автора в сталинских застенках. Возникла снова спустя 75 лет уже в конце прошлого столетия. Экспедиции доктора философских наук В. Дёмина на Сейдозеро, в состав которых вошли уфологии, ведьмы, экстрасенсы, подняли много шума в учёных кругах. Тайн добавилось – на дне обнаружены неизвестные руины древних построек в виде колодцев, а геофизические приборы показали наличие подземных пустот, напоминающих тоннели в направлении горы Нинчурт. По результатам нескольких путешествий Дёминым написано около 20 книг, однако окончательно они так и не пролили свет на мистические загадки водоёма.

Достопримечательности Сейдозера и окрестностей

Реликтовая поляна на восточном берегу представляет собой площадку, засыпанную скальным грунтом. У входа на поляну – плита размерами 3 на 3 м, словно кто-то завалил каменной осыпью вход в подземелье. От поляны уходит вдоль берега мощёная дорога длиной 1,5 км, ведущая к скале Куйвы. Исследования дороги георадаром показали, что вглубь она уходит на полтора метра под прямым углом. Предположения о том, что это остатки какой-то каменной стены, возможно, оборонительной, появились после одной из экспедиций В. Дёмина.

Главная достопримечательность Сейдозера – скала с изображением силуэта человека и оленя . Древняя саамская легенда повествует, что враждебное шведское племя постоянно грабило и убивало их народ, пока саамы не разгромили вооружённый отряд, а его предводитель Куйва (Тёмный человек) навсегда впечатался в камень. Однако совсем недавно у загадочной наскальной картины появилось объяснение – студенческая экспедиция из Питера взяла пробы для микологического анализа изображения и выяснила, что мистический Куйва появился в результате распространения колонии одноклеточных водорослей и грибов, правда, способствовал этому и рельеф скалы.

Ступенчатые пирамиды в окрестностях использовались древними саамами как капища и вполне могли бы сойти за рукотворные. Но и тут учёные оборвали полёт фантазии, назвав мегалиты обыкновенными каменными вздутиями на макушках гор.

Пирамидальные сейды высотой почти 3 м встречаются в нескольких местах в ущельях, тянущихся в горы от озера. Говорят, они ранее нависали над самой водой, но, вероятно, были разобраны неизвестными.

На вершине горы Нинчурт одна из экспедиций В. Дёмина обнаружила странные руины , состоящие из правильно отёсанных каменных плит, колодца, ступенек и непонятного сооружения с 15-метровым желобом, направленным к небу, которое идентифицировалось учёными как древняя обсерватория.

Отдых и туристические маршруты

Артефакты пользуются чрезвычайной популярностью у туристов. Походы к берегам водоёма организовываются регулярно от ближайших ловозерских баз отдыха; одни целенаправленно предполагают посещение и отдых на Сейдозере, другие начинаются либо заканчиваются у его берегов после прогулок по Ловозерской тундре или Хибинам.

Наиболее короткий путь – через перевал Эльморайок, к которому поднимаются вверх вдоль ручья Ильмайок. Спуск по тропинке прямо на реликтовую поляну круче, чем подъём на перевал. Между рудником и поляной приблизительно 12 км пути. От поляны к водоёму ведёт лесная тропинка, которая заканчивается прямо у скалы Куйвы.

К водоёму с гор спускается немало красивых ущелий, например, Чинглусуай, по которому можно выйти и затем покорить самую высокую гору Ловозерских тундр - Ангвундасчорр высотой свыше 1100 м, или ущелья, ведущие к горам Куамдеспахк и Куйвчорр, не менее живописные и богатые невероятными природными образованиями.

Лучше всего отправляться в путешествие в конце или середине августа: ещё достаточно тепло, можно даже купаться, загорать и ловить рыбу. Комаров и мошек уже мало или нет совсем, туристов тоже меньше. Зато в прибрежных лесочках много грибов и ягод - шикши и голубики, появляется первая брусника, во влажных ложбинках возможно ещё собрать оставшиеся ягодки морошки.

Где остановиться

В случае возникновения необходимости остановиться на ночлег в Оленегорске можно воспользоваться услугами городских гостиниц Горняк и Олкон, стоимость размещения – от 900 рублей в сутки для одного человека.

В посёлке Ревда гостей встретят гостиницы Ревда и Sweet House, предлагается и жилье в частном секторе, например, апартаменты на Кузина с ценовым предложением от 1000 рублей в сутки.

Посёлок Ловозеро располагает более развитой туристической инфраструктурой. В самом населённом пункте и ближайших окрестностях располагаются гостиницы и базы отдыха Луявр, Надежда, Мишкин дом, У Сейдозера, коттедж Сияние Севера. Цены самые различные – от 1600 рублей в сутки для одного человека до 13200 за домик.

Во время пешего маршрута туристы останавливаются на ночлег в палатках.

Как добраться

Россия, Мурманская область, Ловозерский район, посёлок Ревда

Самый быстрый способ добраться до Сейдозера – лететь самолётом в Мурманск. Перелёт из Москвы обойдётся пассажиру в среднем 4300 рублей и займёт 2,5 часа времени. Из Мурманска в Ревду регулярно курсирует автобус 233, который в течение примерно 2 часов преодолевает расстояние в 145 км. Стоимость билета около 260 рублей.

Другой вариант – ехать мурманским поездом до Оленегорска, купив билет в плацкартный вагон за 3400 рублей и потратив на дорогу немного меньше полутора суток. От вокзала Оленегорска отправляется 231-й автобус, стоимость билетов до Ревды – чуть больше 100 рублей.

В самом посёлке путь держат в направлении рудника, пешком придётся пройти километров семь.

Часто свои услуги на железнодорожном вокзале Оленегорска предлагают таксисты. За проезд они берут не намного больше автобуса, зато подвозят до самой проходной рудника.

Собственным транспортом едут по Мурманской трассе М-18 до кольцевой развязки на Оленегорск, далее приблизительно 70 км по Ловозерской дороге до поворота на Ревду.

Все, что нельзя объяснить научным путем, вызывает у человека массу вопросов. Среди объектов, которые поставили в тупик многих исследователей, числится и Сейдозеро. Расположенное на Кольском полуострове, оно магнитом притягивает к себе туристов и любителей неизведанного. Что, в конечном результате, порождает еще большее количество домыслов и легенд.

Озеро – место с особым климатом

Сейдозеро – одна из составляющих Сейдъявврь (Сейдъявр), то есть государственного природного комплексного заказника регионального значения в Мурманской области, на Кольском полуострове. Само озеро небольшое, его длина около 8 км, ширина в разных местах достигает от 1,5 до 2,5 км. Высота над уровнем моря – 189 км.

Места относят к зоне тундры, но само озеро и близлежащие территории имеют особый микроклимат за счет прилегания гор. Благодаря этому здесь сохраняют свою популяцию редкие виды животных, и есть условия для выживания не характерных для полярных широт растений. Также Сейдозеро имеет очень высокий уровень зарыбления.

Красивый фотоколлаж об озере

Легенды окружающие озеро

Легенда о Куйве

Куйва – это мифологический великан из сказаний саамов, отображённый на наскальном барельефе, который напоминает человеческую фигуру в движении. Его высота около 75 м, поэтому очертания Куйвы хорошо видно издалека, особенно в зимнее время.


Легенду о Куйве пересказывают местные жители саамы. Она гласит о великане Куйве, который попытался убить предков саамов в долине Сейдозера. Куйва брал верх в борьбе и тогда саамы призвали своих богов защитить их. Боги разгневались на великана и превратили в изображение на скале.

Сегодня Куйву считают одним из главных сейдов в саамской культуре как место, где упокоился великан. Местные жители боятся Куйву и стараются без особой надобности не ходить вблизи, особенно женщинам, чтобы внутри ничто не закаменело.

Современные исследования показали, что Куйва может иметь природное происхождение, связанное с колонизацией характерных для тундры мхов и лишайников. Но полностью опровергнуть легендарное происхождение Куйвы наука не берется.

Легенды о сейдах

Название Сейдозера походит от саамского «сейд», что означает священный. Сейдами саамы называют камни, пни, озера и другие примечательные места, которые означают «недоступный загробный рай».

Самые распространенные сейды – это остроконечные пирамидки или скальные глыбы на «каменных ножках». На территории России их можно найти на Кольском полуострове или в Карелии. Доказано, что некоторые из них имеют современное происхождение и созданы местными жителями с целью привлечения туристов. Чего нельзя сказать о сейдах с тысячелетней историей близ Сейдозера.

Считается, что каждый из них имел свою легенду. В целом, сейды саамы делили на 2 вида: персональные и публичные. Первые пытались запрятать от постороннего глаза, другие ставили на возвышениях, чтобы видно было издалека.

Публичные сейды саамы посещали с определенной периодичностью и практически всегда приносили им жертву. О чем свидетельствуют останки черепов и рогов оленей.

Легенда о подземном городе

Существование подземного города на Сейдозере связывают с гиперборейской цивилизацией. Многие считают, что она никуда не пропала, а продолжает свое существование у берегов Сейдозера или на его дне. Согласно другой гипотезе, в древнем подземном городе обитают саамские шаманы.

В результате многих научных экспедиций удалось собрать некоторые факты, которые косвенно указывают на возможное существование подземных городов вблизи Сейдозера. Так, в 90-х годах прошлого столетия, ученые нашли наскальные письмена, руины сооружений из камней и прямоугольные плиты с ровными отверстиями.

Также вблизи озера исследователи обнаружили фрагменты стены, которая могла быть защитным сооружением и колодец с фундаментом. Все эти наземные находки вряд ли имеют природное происхождение.

Подземные города Гипербореи

Ученые не оставляли надежду найти доказательства существования города и на дне озера. В результате его обследования в начале 2000 годов, удалось обнаружить некие колодцы шириной 70 см, которые уходили под гору. Более глубокому исследованию помешало большое количество ила.

В результате обследования долины около озера приборы зафиксировали некую пустоту, которая начиналась после 9 м почвы. Нижний предел условной пещеры гидролокаторы и эхолоты так и не зафиксировали.

С научной точки зрения, в данной местности подобных объектов быть не может, но все же найденных доказательств мало для подтверждения гипотезы о существовании подземных городов.

Таинственная пещера Барченко

Александра Барченко считают великим исследователем Сейдозера. Именно он впервые организовал научную экспедицию в эту местность. В своих воспоминаниях он поделился тем, что местные жители отговаривали их отправляться по намеченному маршруту. Но Барченко был фанатичным исследователем, и продолжил свою работу над поиском следов Гипербореи.

В результате обследования были обнаружены: скала Куйвы, каменная вымощенная дорога, пирамиды из камней. Участники экспедиции со временем подружились с местными саамами и те привели их к самому загадочному месту. С виду оно напоминало колону в виде свечи, рядом лежал таинственный камень. Тут же был ход в пещеру, но проникнуть внутрь никто не осмелился. Всех членов экспедиции охватила паника, и они просто сфотографировались возле лаза.

Некоторые исследователи считают, что Барченко был близок к разгадке существования древней цивилизации, но советская власть приговорила его к казни и большая часть знаний была утрачена.

Легенда об острове Могильном и Богине вод

Остров Могильный – самый большой на территории Сейдозера. Это место для саамов считается запретным. На нем проводили обряды шаманы, поэтому на острове полно следов жертвоприношения.

Легенда гласит, что временами остров начинает двигаться и управляет им прекрасная Богиня вод. Она соблазняет мужчин и топит в воде Сейдозера.

Легенда о местном снежном человеке

Саамы считают, что в местностях около Сейдозера живет некий лесной дух Мёць-вуйнас. Он не причиняет зла тем, кто не шумит и не тревожит священные места. Но нарушителям покоя может помешать выбраться из территории.

Один из сотрудников оленеводческого совхоза «Тундра» Василий Галкин вспоминал, как местные жители запрещали детям шуметь вечером, чтобы не потревожить лесного духа.

Другие туристы вспоминают, как внезапно теряли дорогу и часами ходили на том же самом месте. Все эти явления связывают именно с гневом снежного человека.

Есть предположения, что Кольский полуостров в свое время населяли гипербореи. Именно с деятельностью этого мифического народа и связаны одни из главных легенд о Сейдозере.

Гиперборея – северная страна с древнегреческой мифологии

Гиперборею в произведениях античности упоминают как окраинную страну около полярного круга. Одни авторы считали, что она расположена в Гренландии, другие – на территории современной Карелии, но большинство локализовали ее именно на Кольском полуострове вблизи Сейдозера.

Видео-рассказ о таинственной Гиперборее от этнолога и кандидата исторических наук Светланы Жарниковой

Гиперборею воспевали как богатую и любимую богами, а жителей считали приближенными к самому Аполлону. Он же, по преданию мифов, часто навещал страну. Гипербореи, как и их покровитель, обладали высокими талантами к искусству, хорошо пели, танцевали и вели беззаботную, богатую жизнь. Смерть для гипербореев была облегчением от пресыщения удовольствиями.

Греки считали, что лучшие помощники и покровители Аполлона – Абарис и Аристей – были выходцами с Гипербореи. Они же учили древних греков культурным ценностям своего народа и обладали сверх силой.

То, что Гиперборея, а точнее некоторые ее описания – творческий вымысел, можно выяснить из некоторых упоминаний мудрецов. Так, в «Естественной истории» древнеримский ученый Плиний Старший упоминает страну как место с солнечной и приветливой погодой, богатой растительностью и благодатной почвой.

Мыслитель Тимаген в своих произведениях упоминал Гиперборею как страну, где дождь идет в форме медных капель. Местные жители собирали их и использовали как монеты.

Лукиан из Самосаты, который прославился как сатирик и общественный деятель, в сочинениях делал сравнение уклада Гипербореи и Древней Греции. При этом он наделял гиперборейцев сверх способностями, например, умением летать или вызывать духов покойников.

Все вышеперечисленные упоминания о Гиперборее современные историки рассматривают, как попытку древних народов описать что-то невиданное, чем в данном случае являются окраины материков.

Сейдозеро – место, где легенды и научные факты стоят ровно на чаше весов. Место, куда туристы едут не просто за новыми впечатлениями, а за поиском жизненной философии, которая храниться в водах озера и его окрестностях. Глубины Сейдозера сразу не понять, но полюбить за таинственность и богатый мир то ли мифических гиперборейцев, то ли самобытных саамов, можно с первого взгляда!

Где находится и как добраться из Москвы или Санкт-Петербурга

Озеро расположено в Мурманской области, на Кольском полуострове.

  • Самолёт или поезд. На самолёте можно добраться до Мурманска или на поезде до Оленегорска. Далее на автобусе или попутке.
  • Автобус. Из Мурманска и Оленегорска до посёлков Ревда и Ловозеро ходят рейсовые автобусы по 2 раза в день. Также, есть регулярное автобусное сообщение между этими двумя посёлками по 3 раза в день в обоих направлениях. Далее только пешком или на лодке.
  • Пешком или на лодке. От посёлка Ловозеро на лодке по одноимённому озеру, далее 1 км пешком по тундре. Можно пешком от посёлка Ловозеро напрямую по тундре — около 25 км. Кто-то предпочитает идти от Ревды — пешком, путь немного короче, чем от посёлка Ловозеро. От Ревды до озера раньше пролегала железная дорога, сейчас она разрушена.
  • Местный трансфер. Если вы останавливаетесь на турбазе «Юлинская Салма» (расположенной в центральной части Ловозера, на восточном берегу), то они организуют трансфер из посёлка Ловозеро, зимой и летом.

Как выглядит посёлок Ревда (в первой части видео)

Видео о том, как живут местные жители — саамы

Сейдозеро (Мурманская область, Россия) - подробное описание, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Сейдозеро Ловозерских тундр не один год будоражит умы ученых, пытающихся разгадать тайну его происхождения. Согласно общепринятой версии, оно образовалось в кратере подземного вулкана несколько тысячелетий назад, когда на территории Кольского полуострова обитали мамонты, чьи останки периодически обнаруживают в окрестностях. Однако последние находки специалистов опровергают гипотезу о вулканическом происхождении водного объекта: опытным путем было установлено, что покрывающие дно озера каменные образования созданы искусственно. Внутри них есть пустоты, уходящие на глубину свыше 30 м. При дальнейшем изучении была обнаружена целая сеть подземных туннелей, соединяющая Сейдозеро с пещерами в близлежащих горах. Кто и с какой целью построил эти туннели, до сих пор остается загадкой.

Некоторые специалисты полагают, что на территории Кольского полуострова располагалась мифическая Гиперборея, и приписывают создание искусственных пустот ее жителям. В своих суждениях они опираются на свидетельства древнегреческих путешественников и современные находки, подтверждающие версию о том, что местность была заселена представителями некой высокоразвитой цивилизации задолго до появления саамов и лопарей.

Что посмотреть

Самый короткий и удобный путь к Сейдозеру лежит через перевал Эльморайок - обширное плато, расположенное между двумя плоскими вершинами. Чтобы попасть на него, необходимо пересечь рудник «Карнасурта» и подняться по тропе к ручью Ильмайок. Хотя спуск дается тяжелее подъема, усилия окупаются сторицей: тропа выводит прямиком к реликтовой поляне - небольшой площадке, лишенной растительности, с каменной кладкой, уходящей в землю под прямым углом.

Некоторые ученые полагают, что эта плита размером 3х3 м - фрагмент древней крепостной стены, поглощенной грунтом; другие уверены в том, что она представляет собой участок рва, засыпанный камнями.

Примерно в 12 км от рудника тропа обрывается, и словно из ниоткуда появляется озеро. Слева от него на скале угадываются очертания гигантской мужской фигуры - Куйвы. Согласно лопарским поверьям, изображение высотой 50 м было оставлено предводителем шведских отрядов, разгромленных местными племенами. В верхнем левом углу скалы можно разглядеть еще одну фигуру - оленя. По словам местных жителей, она появилась позднее. Многие верят, что таким образом дух, обитающий в священном озере, напомнил о своем существовании. Есть и другая, научная версия происхождения наскальных изображений: результаты анализа камней позволяют предположить, что фигуры - побочный результат жизнедеятельности грибов и одноклеточных водорослей.

От берегов озера в разные стороны расходятся ущелья с сейдами - огромными валунами треугольной формы, покоящимися на нескольких камнях меньшего размера.

Саамы полагают, что в них обитают души умерших, охраняющие полуостров. Если по каким-то причинам души покидают сейд, он «умирает», и люди лишаются заступничества предков.

Стоит отметить, что интерес у туристов вызывают не столько ущелья, сколько окружающие их горы, хранящие немало тайн.

Например, на г. Нинчурт были обнаружены развалины древнего комплекса с обсерваторией: желоб 15 м длиной, предназначенный для размещения телескопа, можно заметить невооруженным глазом с расстояния в несколько км. Лабораторный анализ каменных блоков, использованных при возведении комплекса более 10 тыс. лет назад, показал: они имеют искусственное происхождение, что косвенно подтверждает теорию о наличии высокоразвитой цивилизации на полуострове задолго до возникновения поселений саамов и лопарей.

Практическая информация

Добраться до озера можно на поезде или автомобиле.

Поезд: проезд из Мурманска до станции «Оленегорск» с последующей пересадкой на автобус до п. Ревда. Автобусная остановка располагается в 7 км от рудника, идти до него придется пешком или искать попутку. От вокзала до рудника можно доехать на такси, стоимость проезда не отличается от стоимости билета на автобус.

Автомобиль: нужно доехать по Мурманской трассе М-18 до кольцевой развязки на Оленегорск и свернуть направо - спустя 70 км покажется п. Ревда.