Из истории села арамашево. Из истории села арамашево Из истории камней

Старинное уральское село Арамашево раскинулось вдоль берегов реки Реж, среди лесов и скал почти 4 века назад.

А 200 лет назад сюда пришли из Сибири первые маляры-художники, которые стали украшать незамысловатой росписью избы уральцев.

Со временем эти рисунки исчезли, их почти не осталось в старинных уральских селах. Поэтому находка в селе Арамашево стала по-настоящему ценна и любопытна не только историкам и искусствоведам, но и всем нам. Ведь теперь здесь создан музей, который словно машина времени, переносит нас в те далекие времена.

Но стало это возможно исключительно благодаря стараниям бывшего учителя русского языка и литературы, бывшего директора Арамашевского краеведческого музея, а ныне создателя и хранителя проекта «Уральские избы» Реутовой Вере Васильевне и ее сподвижникам.

Шесть лет назад в Арамашево, в уже почти готовых к сносу избах, были обнаружены за обоями и штукатуркой старинные росписи. Подобные мы видели в . Только в избах, которые были перевезены в музей под открытым небом из других сел. А здесь свои, родные.

Потребовалось несколько лет, чтобы восстановить и привести в должный вид две горницы и подворье. Теперь же это невероятно уютное, душевное место, откуда не хочется уезжать.

Внешний облик крестьянского дома на Урале был предельно прост: изба, погреб, амбар, колодец «журавль», сарай, загоны для скота, огород, баня.

У более зажиточных крестьян было принято строить две избы под одной крышей — зимнюю и летнюю. Их еще называли горницы.

В летней избе пол был земляной, печки не было, а на чердаке обычно устраивали сеновал. В таком доме было прекрасно укрываться от летнего зноя.

Зимняя изба — с большой русской печью, маленькими окошками строилась так, чтобы хранить тепло долгими зимними ночами.

Люди здесь жили зажиточные. Мало того, что две избы поставили, но еще и богато украсили свой дом.
Роспись эта смотрится топорно, неуклюже, тем не менее, и сто и двести лет назад хозяева платили высокую цену за подобную «красоту» в избе.

Обычно крестьяне могли позволить себе расписать двери, потолок или небольшой простенок. В Арамашевских избах роспись повсюду, а это значит, что жили здесь люди зажиточные и не скупые.

Справка: за 16 кг муки или зерна — расписать можно было только дверь. Хозяин этого дома отдал около 2-х мешков муки — по тем временам несметное богатство.

Декоративная домовая роспись Урала — одно из самобытнейших явлений русского народного творчества. Здесь очень много символических знаков, которые можно читать, как книгу.

На экскурсии вам расскажут о значении птиц, цветов, плодов в росписи. О том, как наши прадеды относились к семье, к домострою. Каждое место в доме имело свой сюжет, и что любопытно, расписывалось с разным старанием.

Помимо росписи и ее сюжетов, Вера Васильевна раскроет тайны деревенского дома. Она часто возвращается к своему прошлому: рассказывает про сурового деда и бабушку, которая баловала внуков сахарной головой, про то, как девчонкой куталась в лоскутное одеяло и слушала бабушкины сказки.

Здесь вы сможете увидеть свадебное платье и венок, который принадлежал когда-то одной из жительниц Арамашево, старую мебель, посуду, скульптурки, которые украшали дома местных жителей.

Душевно здесь очень. Из многих мест на Урале здесь по-настоящему тепло и уютно. Сюда нужно обязательно ехать, пока не превратилось это место в коммерческий проект.

Пока живы те, кто живет и дышит своей работой, кто по-настоящему верен своему делу.

PS В музейной экспозиции «Избы с уральской росписью XIX века» проводят мастер-классы, экскурсии, встречи, посиделки с пирогами и вкусным чаем.


Рубрика: Свердловская область

По данным «Пермской летописи», село Арамашево было образовано в 1631 г. переселенцами, облюбовавшими для этой цели высокий берег реки Реж, защищенный от визитов недружественных кочевников. Это была лесистая местность с береговыми скалами, легенды о которых дошли до наших дней (Шайтан-камень, Мамин-камень, Церковный камень).

Село Арамашево расположено на 30 км южнее Алапаевска, к северо-востоку от Екатеринбурга. В 4 км от села проходит железная дорога.

Происхождение названия

Есть несколько предположений относительно названия. По одному из них Арамашево произошло от турецкого слова «ара», что означает «граница». Версия довольно правдоподобная, т. к. река Реж на самом деле проходила по границе территорий вогулов и башкир, и село довольно долго играло стратегическую роль пограничной крепости.

Исторически так сложилось, что русские расселялись на Урале с севера на юг, преодолевая жесточайшее сопротивление кочевых племен, и закреплялись по берегам рек. Вначале они строили деревянные крепости, возле которых впоследствии возникали крестьянские поселения.

Другая версия названия связана с башкирским словом «араме», что означает место у реки, покрытое кустарником. Переселенцы обосновались на северном берегу реки, т. к. противоположный считался чужим. На сегодняшний день южный берег так и остается практически незаселенным, поросшим густым лесом.

Третья гипотеза о происхождении названия села связана с травой ромашкой, которая в изобилии растет не только на территории Арамашево, но и вокруг него. Левый приток реки Реж называется Арамаш.

Из истории села

Столетия назад село находилось на почтовом тракте и считалось слободой. Его жители занимались, в основном, земледелием; сеяли пшеницу и рожь. Первые упоминания об этом поселении относятся к 1692 г. Дипломаты, направленные Петром Великим в Китай, описали эти места как чрезвычайно красивые, изобилующие лесами, лугами, реками и озерами, возделанными полями. Один из летописцев, Адам Брандт, написал так: «Здесь очень красиво, ничего подобного я не встречал в своей жизни».

Основные фортификационные сооружения в селе были воздвигнуты в 55-56 гг. XVII в. для защиты от калмыков. Со временем набеги прекратились, и необходимость в укреплении Арамашево отпала, слобода стала безопасной. В ведении Арамашевской слободы находилось 31 небольшое селение, крестьяне которого числились за Алапаевским заводом.

Добыча руды

В середине 50-х годов XVII в. рядом с Арамашево нашли запасы железной руды, что послужило импульсом к началу разработки месторождения. Реализация проекта была поручена боярину Перхурову. С этой целью в округе были переписаны все кузнецы и праздно шатающиеся люди из крестьян. Когда необходимое количество работников набрали в Ирбитской и Невьянской слободах, было начато строительство железоделательного завода. Руководил процессом верхотурский воевода Лев Измайлов, под его началом завод был запущен в короткие сроки.

Появление учебных заведений

В 1871 г. в Арамашево начало работу одноклассное училище. Через четверть века здесь появилось земское училище, а в 1911 г. – 2-х-классное училище в новом, специально построенном кирпичном здании.

До тех пор, пока вблизи села не построили железную дорогу, основным занятием жителей было возделывание зерновых и заводские работы по перевозке руды и железа на заводы в Алапаевске и Нижнем Тагиле. С появлением железнодорожного сообщения этот вид деятельности пришел в упадок.

В 60-х годах прошлого века в Армашево начал работу одноименный совхоз. В 2007 г. была введена в эксплуатацию масштабная теплица по выращиванию голландских роз.

Из истории камней

Мамин камень назван в честь уральского писателя Д. Н.Мамина-Сибиряка. По воспоминаниям современников, во время своего пребывания в Арамашево он любил отдыхать возле этой скалы и писать там свои рассказы.

О Шайтан-камене ходит немало страшных историй. Говорят, что возле что возле этой скалы в темное время суток появляются огоньки и пугающие звуки, наводящие на мысли о привидениях. Этот факт послужил к тому, что местные жители дали камню столь старнное название.

Церковный камень знаменит тем, что через него из храма до самого берега реки Реж проходил тоннель. Во время вражеских набегов этот путь использовался для вывода из-под угрозы матерей с детьми и стариков.

Шуриков камень связан с именем юродивого, обладавшего даром прорицания. Сельчане любили его за доброту и кроткий нрав, жалели, помогали кто чем мог. Он частенько сидел на берегу у скалы, вглядываясь вдаль, и предсказывал, каким будет год – дождливым или засушливым, сытым или голодным. С тех пор жители села называют эту скалу Шуриков камень.

Краеведческий музей Арамашево

Музей был открыт в 1963 г. в кирпичном доме конца XIX века, принадлежавшем некогда купцу Загайнову. Это стало возможным, благодаря усилиям педагогов арамашевской средней школы и, в первую очередь, И. С. Кесарева, учителя географии.

В 2003 г. музею был присвоен статус краеведческого. Он находится по адресу ул. Советская, 36 и состоит из пяти залов, в каждом из которых располагается свой тематический раздел – природы, народных ремесел, истории села Армашево и местной школы, стилизованная русская изба, зал героев войны и труда. В музее работает постоянно действующая выставка самоваров и уральских сувениров.

Церковь Казанской Божией Матери

В 30-х годах XVII в. на скале Церковный камень построили деревянную церковь и назвали ее в честь Казанской иконы Божьей Матери. К сожалению, задание храма полностью сгорело при пожаре, и на его месте в 1800 г. возвели каменную церковь. В ней было два престола: один в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, другой – во имя архангела Михаила.

С начала прошлого века в селе Арамашево отмечался храм села – ежегодно 8 июля. В этот день совершался крестный ход, и так продолжалось до 1929 г., когда большевики закрыли храм, а колокол сбросили в реку Реж. Реконструирована церковь была в 2006-2012 гг.

Памятник героям

В самом центре села есть монумент, увековечивший память сельчан, павших в боях за освобождение от фашистских захватчиков. Памятник был установлен к 40-летию Великой Победы и содержит свыше 300 имен воинов. Двое жителей села были удостоены звания Героя Советского Союза: М. Н. Мантуров и И. М. Вельских.

Село связано автобусным и железнодорожным сообщением с Алапаевском, Нижним Тагилом, Артемовском, Ирбитом, Екатеринбургом, Каменск-Уральском и другими населенными пунктами края. В Арамашево есть школа, детский сад, магазины, почтовое отделение.

Адрес: Арамашево, Свердловская область, Россия.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

Эта поездка не обещала ярких приключений: ехать по дурацкому Режевскому тракту, в снег и жесткий минус 20 (Крещенские морозы, однако), в непонятный Алапаевский район, в какой-то сельско-школьный музей…

в какие-то расписные избы…

Предложенный Славкой вариант казался сомнительным. Но мы уже несколько выходных никуда не ездили вместе: хотелось дорожного драйва, общения — и просто новых впечатлений. Подкупило то, что, несмотря на отпуск директора музея и выходной день у сотрудников, местные энтузиасты с радостью согласились выйти ради нас на работу: «приезжайте обязательно – музей откроем, экскурсию проведем, село покажем…» Поехали!

И поездка превзошла все наши ожидания.

Сказать, что места на реке Реж красивые – это ничего не сказать. Даже в снежном тумане, сквозь заляпанные стекла машин, открывшаяся панорама захватывала дух.

Еще на подъезде к Арамашево открывается завораживающая картина: светлый Храм, парящий на высокой скале, которую называют Церковным камнем.

Позже, во время прогулки, мы с этой 42-метровой высоты оглядели бескрайние арамашевские просторы… и влюбились в них!

Говорят, все, кто хоть однажды постоял на Церковном камне, посмотрел на плавно несущую свои волны реку Реж (или замерзшее русло), на ожерелье красивейших скал над водой, еще не раз возвращается сюда, в эти святые места, которые наполняют душу добром и любовью.

Поверили сразу — вернемся, и не раз!

А само село… мы опасались увидеть лубочные картины и предприимчивых сельчан в роли «профессиональных крестьян». Как в анекдоте — «Абдула, к нам снова туристы едут, крикни Махмуда – пусть садится под горой, цацки людоеда надевает». А приехали – и обалдели: это было село, не только не утратившее традиций, но и сохранившее российскую национальную идею.

Простую идею патриархального счастья, добра и взаимного уважения. Сердце здесь как-то сразу наполнилось покоем, расхотелось куда-то спешить… Через узкую щелочку вдруг приоткрылось что-то главное в жизни, что-то неутраченное жителями этого села. И это новое знание отовсюду подавало свои знаки-подсказаки: и жар-птицы на расписных избах, и надписи «быть добру», и обереги – обязательно парные, на семейное счастье.

Движущая сила в Арамашево – учителя (бывшие школьные учителя). Интеллигенция в самом хорошем смысле. По их инициативе и под их руководством был создан музей, восстановлен храм, сохранена самоидентификация сельского жителя. Бывший учитель химии (забыла ФИО) ждала нас в натопленном музее (раньше там был купеческий дом в несколько жилых комнат, склад и лавка).

Настоящий сельский музей. Тронул он не только отношением к посетителям как к дорогим гостям (и деньги здесь не причем, цена экскурсии – 200 рублей с группы). Он сам как экспонат: абсолютно домашний (с широкими половицами, самодельными ткаными ковриками и старомодными двухстворчатыми платяными шкафами по стенам). С вешалкой без номерков (чужих здесь нет), с важным котом (сейчас уже не помню – то ли он был, то ли должен был там быть исходя из обстановки) и абсолютно нереальной для городских музеев рассказчицей, которая вела нас сквозь историю, как по страницам собственной жизни.

Создан Арамашевский (ныне муниципальный) музей на базе школьного, силами учителей, ребят и родителей. Идея принадлежит учителю биологии, работу начинал учитель географии… Первоначально экспозиция состояла из даров школьников (старинные предметы быта, позже — минералогические находки, кости доисторических животных), которые дети приносили учителю за хорошие отметки. Все экспонаты этого любопытнейшего музея – местные (найдены в окрестностях поселения, переданы в дар жителями и т.п.).

В музее несколько залов. В первом – история края, природа, этнография… Нам рассказывают про 380-летнюю историю села: в 1631 году поселенцы облюбовали место на высоком берегу реки Реж, так как оно было надежно защищено от набегов кочевников. Существует несколько версий о происхождении названия села. Одна из них заключается в том, что «ара» в переводе с тюркского означает «граница», а село действительно находится на границе башкирских и вогульских земель. Арамашево в слободе выполняло важную военно-стратегическую функцию как пограничная крепость Арамашевского острога.

Второй зал занимает стилизованная уральская изба с русской печью и так называемым «бабьим» углом (здесь ютятся раритетные самовары, горки сундуков, коллекции утюгов и самой любопытной утвари).

И вдруг, в этом 3D-зале с эффектом полного погружения, начинается…. настоящий интерактив! Не знаю, где сельские учителя учились таким технологиям… но указка-трость нашей мудрой наставницы запускает машину времени, музейная комнатка вытаскивает из подсознания (или из нашей прошлой жизни?) реальные картины крестьянского быта… Глава семьи в косоворотке садится в Красный угол.

Хозяюшка с ухватом хлопочет у печи,

ребенок в люльке мирно покачивается в такт…

Мы здесь – и мы ЗДЕСЬ! Фантастические ощущения.

После такого экскурса «в глубину себя» мы уже спокойно воспринимаем зал крестьянских промыслов и ремесел.

Чего только тут нет — старые поделки кузнецов и гончаров, берестяные туески, однорукие пилы, с которыми под силу было в одиночку построить дом, льномялки, бытовые весы, коровьи колокольчики и множество других занятных вещей, о предназначении которых сразу и не догадаешься.

Радуемся «старым знакомым» в коллекциях советской аппаратуры — от телевизоров КВН до почти родных пишущих машинок,


приветствуем старинные патефоны и «почти новые» магнитофоны нашего детства…

Но самым фееричным проектом советских времен является, конечно же, экспозиция «на уроке в сельской школе».

Заходим – и слезы ностальгии наворачиваются: букварь 1929 года выпуска,

школьные прописи 1950-х годов,

старые (наши!) учебники с умилительным идеологическим контекстом,

комплекты школьной формы, ранцы, прописи и чернильницы-непроливайки…


Учитель с указкой (а иногда, для пущей убедительности, и с розгами) открывает каждому мир воспоминаний.

Пишем в прописях, обмакивая перьевые ручки в чернила…

По чистописанию пятерки не у всех =)

Можно примерить пионерские пилотки, вспомнить, как завязывать галстук,

погорнить — и выбить дробь на барабанах…

Здесь все можно трогать руками, все родное и совсем «немузейное»!

Нас уже не хватает на то, чтобы попробовать освоить народные ремёсла (искусство вышивки лентами, катание валенок, бисероплетение или изготовление кукол-закруток). Осматриваем экспозицию «Манси – лесные люди»

Село Арамашево простирается вдоль левобережья реки Реж в лесистой местности. На его территории возвышаются скалы с поэтичными названиями, в частности Шайтан-Камень, Шуриков-Камень, Мамин-Камень. Населённый пункт находится вблизи устья левого рукава Шайтанки.

Почти 4 километра разделяют Арамашево от железнодорожной станции Самоцвет, расположенной на линии, соединяющей Каменск-Уральский с Нижним Тагилом. Рядом с селом, к северу от него, проходит автотрасса, идущая от Алапаевска .

История

Село было основано как Аромашевская слобода. По одной из версий её название произошло от слова «арамэ». В переводе с башкирского языка оно звучит как «место у речного берега, поросшего густым кустарником». По другой - от ромашки, растущей на местности, где позже была основана слобода.

В 17 столетии сельчане в основном занимались выращиванием сельскохозяйственных культур, в частности пшеницы. Её поставляли в близлежащие города, а также остроги, находящиеся в пределах Северной Сибири.

Первоначально Аромашевская слобода выполняла функцию форпоста, защищая подступы к русским рубежам от воинствующих кочевников. Одновременно местные жители занимались освоением свободных земель для возделывания сельскохозяйственных культур.

На рубеже 19-20 столетий кроме выращивания пшеницы, сельчане занимались перевозкой железной руды и дров. Они предназначались для снабжения Нижне-Тагильского и Алапаевского заводов.

Со временем этот род деятельности стал неактуален, поскольку были построены и введены в эксплуатацию железнодорожные линии местного значения. В советскую эпоху на территории села функционировал одноимённый совхоз.

Достопримечательности

В бывшем купеческом доме, датированным 18 столетием, расположен краеведческий музей. Создан был по инициативе учителей сельской школы. Музей объединяет пять залов - природы, истории, боевой и трудовой славы, народных ремёсел, истории местной школы.

Церковь Казанской Божией Матери, расположенная в селе, была возведена в 1800 году. Ее построили после того, как сгорел деревянный храм, датированный 17 столетием. В конце 1920-х годов церковь закрыли. Ее колокол был снят и сброшен в воды Реж. Вновь она стала действующей после проведения восстановительных работ в период с 2005 по 2011 годы.