Амфитеатр колизей в тунисе. Колизей в Тунисе: описание, история, где находится

Колизей в Эль-Джеме (Тунис) называют «золотой короной Африки». Этот монумент, воздвигнутый во действительно издали напоминает головной убор царственной особы. На территории современного Эль-Джема тогда находился город Тисдрус — культурный центр античной Африки.Строительство величественного монумента так и не было завершено.

Что такое античный амфитеатр?

Есть ли в Тунисе Колизей? На этот вопрос ответ знает каждый. Но о том, что в амфитеатре происходило 18 столетий назад, известно немногим. Представим античный африканский город с его жителями, охочими до увеселений, которые навели бы ужас даже на самого хладнокровного современного человека.

Когда ранним вечером порывистый ветер над степью усиливался, к его завоеванию примешивалось шипение диких зверей, предсмертные крики и рокот многотысячной толпы. Эхо разносилось далеко по окрестности. Колизей в Тунисе, который сегодня посещают степенные туристы, когда-то содрогался от игрищ. Более тридцати тысяч человек вмещает ярусы амфитеатра, где сходились на смертный бой гладиаторы, сталкивались лошади, пантеры, львы...

Огромная арена — одна из самых больших, созданных в эпоху Римской империи — почти равна по величине римскому Колизею. Длина ее составляет 65 метров. Ширина — 39 метров. На призрачной равнине, овеваемой бесконечными ветрами, этот монумент возвышается подобно мощной и грозной крепости.

Строительство

Где находится Колизей в Тунисе? Памятник культуры расположен в Эль-Джеме . Стоит рассказать о городе, который когда-то был процветающей колонией Рима. А именно о Тисдрусе . Население поклонялось богиням Африки и богу виноделия Дионису, который, еще будучи маленьким ребенком , храбро оседлал тигра. С той же отвагой и местные жители в начале второго столетия нашей эры принялись за строительство своего Колизея.

Это время наивысшего расцвета их самосознания, влияния, богатства, власти. Амфитеатр — воплощение безупречной гармонии. Всё чётко продумано. Немыслимое, дух захватывающее сочетание монументальности и устремленности ввысь.

Расцвет Тисдруса

Что такое Колизей в Тунисе? Для чего он был построен? Этот амфитеатр — памятник, созданный жителями города Тисдруса самим себе. Каким же честолюбием надо было обладать, чтобы преобразить маленькое степное селение в роскошной оазис?

Еще в 50 году до нашей эры местные берберы демонстрировали Цезарю как строптивость, так и трудолюбие, умение торговать. Тогда город жил в основном земледелием. Триста тысяч четвериков пшеницы — невероятное количество для античного мира — сумели они собрать со своих полей. Вот что стало основой их позднейшего благосостояния, благодаря которому они и смогли построить свой Колизей. В городе Туниса Эль-Джеме сегодня это главная достопримечательность.

Жестокие игры

Со всего края стекались массы людей на представление, которое захватывало и оглушало зрителей невероятными, жестокими, часто смертельными схватками. В обширных катакомбах присутствовал зловещий, наводящий ужас запах, нескончаемые лабиринты и клетки для зверей и людей. Здесь разносились страшные звуки, издаваемые охотниками и их жертвами.

Пантеры, тигры, львы и преступники, приговоренные к смертной казни, — все они ждали своего выхода на арену. Здесь царил простой, но беспощадный принцип - выживает сильнейший. Постройка вмещала зрителей куда больше, чем город жителей. Колизей в Тунисе - последний большой амфитеатр, построенный в Римской империи, и один из лучших образцов подобного вида строений .

Гладиатор - престижная профессия в Античности

Фанфары извещали начало игрищ. Участники проходили вдоль шумящих трибун. Затем начиналось яркое театральное действо, в котором немалую роль играло почитание римских богов. Под ликующие крики толпы шли гладиаторы. За огромные деньги они были готовы рисковать своими жизнями в схватке с дикими животными.

Подобные зрелища вполне соответствовали образу жизни процветающего государства. Здесь весьма ценились такие качества, как успех, сила, готовность рисковать. Героев уважали и превозносили. Колизей для гладиаторов был превосходным местом для пробы сил.

Внешний облик

Античные архитекторы постарались на славу. Им удалось создать амфитеатр, в котором арена прекрасно освещалась солнечными лучами, попадающими сюда сквозь многочисленные просветы. Мозаика была выполнена в уникальном стиле. В архитектурном облике постройки сочетаются традиции арабского и римского зодчества.

Средства, необходимые для создания монумента, поступали от торговли оливками. За двести лет, прошедших со времён Цезаря, город преобразился в живописную рощу. Скудная, истощенная веками степная местность стала крупным поставщиком оливкового масла. В скромной колонии господствовали деньги и честолюбие, местом демонстрации которых и стал амфитеатр.

Ни один убедительный исторический источник не может объяснить, почему именно здесь, в этой местности, возник столь преуспевающий город. Ведь стройка требовала огромных усилий. Монумент построен из песчаника, который сюда доставляли волоком издалека. На стенах отсутствуют причудливые орнаменты, что объясняется особенностями материала, на котором рисунок держаться не будет. Но куда важнее оттенок камня, который придает амфитеатру в дневное время удивительное сияние.

Падение Тисдруса

Строительство продолжалось восемь лет. Город воспротивился росту налогов в Римской империи, избрал и короновал собственного императора. Но вскоре потерпел сокрушительное поражение. Колизей в Тунисе так и не был достроен до конца. Сам же Тисдрус канул в Лету. Минули столетия. Завоеватели разрушили часть амфитеатра. Катакомбы нередко служили убежищем для повстанцев.

Колизей в Тунисе: отзывы

Ознакомившись с историей этого монумента, человек, планирующий поездку в Тунис, предполагает увидеть руины. Ведь строительство Колизея не было завершено, а с тех пор как пал античный город, прошло уж очень много времени. Однако, согласно отзывам, амфитеатр представляет собой вполне гармоничную постройку. Здание, имеющее округлые формы и арочные окна, на фоне синего неба выглядит весьма празднично.

Монумент поражает своей масштабностью. Он вызывает интерес даже у туристов, которые не причисляют себя к любителям Античности. А у людей с развитым воображением при посещении Колизея перед глазами возникают картины жестоких гладиаторских боёв. Не могут не заинтересовать и многочисленные ряды. Как уже было сказано, театр вмещал около тридцати тысяч человек. И всех этих людей обуревала жажда кровавых зрелищ.

Посещение Колизея входит почти в каждую экскурсионную программу. Гиды рассказывают удивительные истории не только о строительстве амфитеатра, но и приводят некоторые интересные факты. Так, многие из них утверждают, что знаменитый фильм " Гладиатор" снимался именно здесь.

/ Амфитеатр Эль-Джем

Амфитеатр Эль-Джем

(араб. مسرح الجم; фр. Amphithéâtre d"El Jem; англ. Amphitheatre of El Jem)

Объект ЮНЕСКО

Часы работы: ежедневно, с 7:30 до 19:00 – в летнее время, и с 8:00 до 17:30 – в зимнее время.

Как добраться: Амфитеатр Эль-Джем находится в небольшом городке Эль-Джем, расположенном по железнодорожной линии Сусс – Сфакс. Из Сусса есть возможность добраться сюда на поезде Сусс - Эль Джем, поезда ходят несколько раз в день.

Также, довольно удобно и просто добраться на луажах – местных маршрутках, которые курсируют, почти, по всем городам Туниса. Можно добраться до Эль-Джема на луажах, практически, из любого курортного городка Туниса: из Махдии (полчаса в пути), из Сусса, из Монастира (около часа в пути). Сложнее будет добраться из Хаммамета, придётся сделать пересадку в Суссе, потому, что прямой маршрутки Хаммамет - Эль-Джем нет. Станция луажей в Эль-Джеме находится в 5 минутах ходьбы от Амфитеатра Эль-Джем. Амфитеатр стоит на виду, полностью открытый взору, его видно из любой точки городка Эль-Джем.

Амфитеатр Эль-Джем – лучший в мире по сохранности (!) и второй по величине (!!!) (после Колизея) амфитеатр во всей Римской Империи. Этот амфитеатр мог вместить в себя около 30 тысяч зрителей – больше, чем всё население его города, включая стариков и младенцев. Вокруг амфитеатра когда-то бурлила жизнь торгового города Тиздр, процветавшего, благодаря производству и продаже оливкового масла.

Строительство амфитеатра было начато в период 232 - 238 года нашей эры проконсулом провинции Африка – Марком Аврелием Гордианом. Он объявил себя независимым императором, правда, независимость его просуществовала всего 36 дней, а строительство амфитеатра было временно прекращено из-за восстания, которое было подавлено римской армией.


Несколько лет выкалывали в каменоломнях гигантские глыбы, обтёсывали, везли к месту строительства, старательно укладывали, а потом, всю поверхность облицовывали мрамором. Стены амфитеатра выкладывали мозаикой с изображением скачущих всадников, охотников и преследуемых ими зверей. Амфитеатр строился исключительно для проведения гонок на колесницах и гладиаторских боёв.


Амфитеатр Эль-Джем имеет овальную форму с тремя надземными этажами. Амфитеатр очень большой – он достигает в длину 149 метров, а длина арены амфитеатра составляет 65 метров, ширина 39 метров. Ряды ступеней-сидений поднимаются на 36 метров. Над восточным входом высилась императорская ложа, из которой под ареной можно было видеть комнаты гладиаторов.


Чтобы в полной мере оценить масштаб постройки нужно взобраться на самый верх и расположиться на последнем ряду каменных сидений. Сюда долетает даже малейший шорох со сцены, точно также, как и сцена «собирает» все до единого звуки трибун. Акустика здесь идеальная.


Под ареной Эль-Джема находится целый подземный город – машина по обеспечению зрителей кровью и зрелищами: клетки для диких зверей, каморки гладиаторов, камеры для быстрой уборки трупов со сцены. Все эти помещения можно посмотреть, они открыты для посетителей.


Существует легенда, будто бы в Амфитеатре Эль-Джема провела свои последние дни африканская воительница Эль-Кахена. Её, также, называют берберской принцессой, так как она возглавляла берберское сопротивление против династии Аглобидов. Местные жители верят, что где-то в подземных тоннелях спрятаны несметные сокровища берберской принцессы.


Век за веком на арене амфитеатра шли жестокие представления. Ныне часть арены современная, приспособленная специально для проведения концертов классической музыки, которые проводятся здесь регулярно.


Археологи считают, что рядом с амфитеатром находятся ещё строения, датируемые Римской эпохой, но, пока они все засыпаны толстым слоем песка. Вполне, возможно, что совсем скоро нас всех ожидают новые, ещё более впечатляющие открытия.


Амфитеатр Эль-Джем лучше всего посещать после обеда, когда на закате солнце освещает каждый камень этого уникального места. Зрелище поистине завораживает – масштабы этого археологического шедевра в красных лучах солнца: наверное, именно в такие моменты в сознание приходит мысль, как долго человечество живёт на этом свете…

Читайте, также:

Туры в Тунис спецпредложения дня

👁 Прежде чем начать...где бронировать отель? На свете не только Букинг существует (🙈 за высокий процент с отелей - платим мы!). Я давно использую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.
👁 А за билетами - в авиасейлс, как вариант. О нем известно давно 🐷. Но есть поисковик лучше - скайсканнер - рейсов больше, цены ниже! 🔥🔥.
👁 И наконец, главное. Как отправиться в поездку, совершенное не заморачиваясь? Ответ находится в поисковой форме, расположенной ниже!Приобрести . Это такая штука, куда входит перелет, проживание, питание и куча других плюшек за хорошие деньги 💰💰 Форма - ниже!.

Действительно лучшие цены на отели

Свидетелем римского владычества является огромный амфитеатр в городе Эль-Джем (когда Тидр). Его называют и третьим, и даже вторым по величине Колизеем (хотя Колизей – он только в Риме Колизей). Однако если вдуматься, построенная в 238 году арена, вмещала более 30 000 зрителей. В отличие от римского, амфитеатр в Эль-Джеме не зажат городской застройкой. Пустынная равнина и преимущественно одноэтажные домики только подчеркивают величие сооружения.

Приказ о строительстве амфитеатра выдал правитель Марк Антоний Гордиан. Строительство продолжалась более 40 лет. Высота арок достигает 36 метров, диаметр арены – 122 метра.

Вытесанным камнем облицовывались мрамором и мозаика. Ни того, ни другого практически не осталось, ведь последние века Колизей служил строительным материалом для местных жителей.

На каменных террасах могли разместиться более трех десятков тысяч зрителей. (На трибунах НСК “Олимпийский” вмещается в 2, 5 раза больше людей). Над восточным входом располагалась императорская ложа. Под ареной – подземные помещения, в которых жили звери и гладиаторы (кстати, знаменитый голливудский блокбастер снимали в Эль-Джем). Рядом располагался сполинарий – помещение, где складывались тела мертвых бойцов. Во время длительных “представлений” сквозь решетки с арены в подземелье стекали реки крови, это еще больше разжигало диких зверей.

Гладиаторские бои римляне переняли у этрусков, которые использовали игры как поминки с жертвоприношениями. Слабый погибал, сильный оставался жить. В качестве официального публичного зрелища игры продолжались с 105 г. до н. Э. е. и до 400 нашей эры.

Вокруг амфитеатра – бессчетные антикварные лавки. У них находились припаркованные овцы. Жители Эль-Джема привыкли к туристам и пытаются их просто не замечать (само собой кроме торговцев). Улочки города прекрасно иллюстрируют фильм “Бриллиантовая рука”.

Сколько стоит посещение Эль-Джема

Стоимость входного билета в амфитеатр Эль-Джем, открытый летом с 7-30 до 09-00 и с 8-00 до 17-30 зимой составляет 10 тунисских долларов. Дополнительно оплачивается 1 доллар за право съемки, а за 20 можно приобрести замечательный фильм об этом интересном месте.

Где остановится

Ближайшие к Эль-Джему отели находятся в курортном городе Махдия, дорога от которой займет около 30 минут.

Как добраться до Эль-Джема

Существует несколько вариантов, с помощью которых можно добраться до жемчужины Туниса:

  1. По железной дороге из городов Сусс и Хаммамет. В первом случае белит обойдется в 4,5 тунисских доллара, в втором – в семь.
  2. На маршрутном такси. Затраты в данном случае будут несколько скромнее. Поездка из Мехдии будет стоить 2 тунисских доллара, из Монастира – 3, а из Сусса – 3.5.
  3. На взятом напрокат автомобиле. Относительно дорого, и небезопасно.

Ближайший аэропорт находится в столице Туниса, городе Тунис. Авиабилеты в Тунис можно приобрести

На Средиземноморском побережье с незабываемым ароматом жасмина, теплого моря и восхитительных пляжей, находится сказочная страна – Тунис.

Но, было бы неправильно думать, что в Тунис едут только для того, чтобы полежать на золотистом песке и отведать свежевыловленной рыбы. Это страна с необыкновенной культурой и древнейшей историей.

Когда - то амфитеатр Эль-Джем вмещал более 300 тыс. зрителей, это больше, чем все население города. Это была третья по величине постройка после Капуи и Римского амфитеатров.

Вокруг амфитеатра Эль – Джема бурлил огромный базар, процветавший благодаря продаже оливкового масла.

Сегодня здесь также полно народа, но это уже толпы туристов, а прилавки завалены в основном сувенирами.

Амфитеатр строился исключительно для проведения гонок на колесницах и гладиаторских боев. Кстати сказать, фильм с Расселом Кроу «Гладиатор» снимали именно в амфитеатре Эль – Джем.

Тунисский Колизей был построен около 238 года н. э. и до VII в. оставался почти нетронутым. Позже его постепенно стали разбирать для строительства Большой Мечети в Кайруане, а в XIX в. Амфитеатр пострадал еще больше от обстрелов.

Строительство амфитеатра было начато проконсулом провинции Африка - Марком Аврелием Гордианом. Позже он объявил себя независимым императором, но его независимость просуществовала всего 36 дней, а строительство амфитеатра было прекращено из –за восстания, которое жестко было подавлено римской армией.

Амфитеатр был овальной формы с тремя надземными этажами. Внутри находилась крытая лестница, по которой можно было подняться на любой зрительский этаж. Под тунисским Колизеем находится подземный город с двумя ходами. Здесь находились животные в клетках, были каморки для гладиаторов, рабов – все ожидали своего часа выхода на сцену для кровавых боев.

Размеры амфитеатра поражают даже сейчас. Его длина – 148 м, ширина – 122 м и 36 м – высота.

Если подняться на самый верх зрительного ряда, то можно услышать какая здесь замечательная акустика – здесь слышен любой шорох, долетающий со сцены.

Сегодня Амфитеатр Эль – Джема находится под охраной ЮНЕСКО, как объект культурного наследия.

Существует легенда, что в знаменитом амфитеатре провела свои последние дни африканская воительница Эль – Кахена. Ее еще называют берберской принцессой, так как она возглавляла берберское сопротивление против династии Аглобитов. Помощь в осажденное строение поступала из Махдии по подземным ходам. Согласно легенде, эти хода такие большие, что по ним может спокойно пройти груженый слон.

Местные жители верят, что где – то в подземных тоннелях спрятаны несметные сокровища берберской принцессы.

Также считается, что кирпичики амфитеатра заговорены от скорпионов и поэтому каждый, кто здесь бывает, старается взять с собой небольшой камушек, чтобы уберечь свой дом от змей.

Археологи думают, что рядом с амфитеатром находятся еще строения, датируемые Римской эпохой, но пока они все засыпаны толстым слоем песка.

Лучше всего амфитеатр Эль – Джем посещать после обеда, чтобы увидеть, как на закате солнце освещает каждый камень этого уникального места.

Добраться до амфитеатра можно на такси (луаже), автобусе или поезде из городов Сусс, Кайруан или Сфакс.


Страницы: 1

Прошло уже три года с момента нашего путешествия в Северную Африку, но воспоминания по-прежнему сильны, как будто поездка была вчера. Из всех своих путешествий, именно от Туниса я получил наиболее яркие впечатления. А самыми сильными из них, конечно же, были впечатления даже не от джип-сафари по Сахаре, а скорее от гигантского амфитеатра Древнеримской эпохи (III в н.э.) в крохотном городке Эль-Джем (El Jem ). Его размер лишь немногим уступает римскому Колизею и амфитеатру в итальянском городе Капуя (итал. Capua ). Но, вот по своей сохранности, он уверенно занимает первое место в мире!

Сложно описать те чувства, когда ты смотришь не на какие-нибудь раскопки, а вступаешь, через века, собственными ногами на, полностью сохранившуюся, гладиаторскую арену, помнящую тысячи человеческих судеб. Здесь на огромных скоростях проносились римские колесницы, а мечи, скрещиваясь, выбивали искры... Каждая битва на этой арене была на пределе человеческих возможностей, ведь ценой была чья-то жизнь...

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


Рука медленно прикасается к древним камням стен амфитеатра, в наушниках звучит атмосферный саундтрек Ханса Циммера из знаменитого фильма "Гладиатор" Ридли Скотта и, в тот же момент, современный мир вокруг вас перестает существовать. Немногочисленные туристы словно растворяются в воздухе, а их место на трибунах амфитеатра занимает римская знать в легких праздничных белоснежных одеяниях. Женщины пытаются укрыться от жаркого африканского солнца в тени колонн, в воздухе висит гул голосов... Периодически, напряжение в воздухе разрывают звуки рожков - корну, все ждут начала кровавого спектакля...

// blacktroll.livejournal.com


Образы и чувства смешиваются в единое целое, заставляя вас полностью перенестись в ту далекую эпоху. В эту минуту есть только вы и окружающее пространство величественного амфитеатра Эль-Джем!

// blacktroll.livejournal.com


Современный Эль-Джем стоит на месте древнего финикийского поселения, возраст которого, в отличие от столицы финикийского царства - Карфагена (основан в 814 году до н.э.), затрудняются назвать даже ученые. После серии пунических войн между Римом и Карфагеном, последний был разрушен в 146 году до н.э. и превращен в колонию. Продвигаясь на юг, Римская Империя, предположительно, в 46 году до н.э. основывает город Тиздр (лат. Thysdrus ), будущий Эль-Джем.

// blacktroll.livejournal.com


Экономический рассвет поселения приходится на II - нач. III века, когда вокруг города, благодаря благоприятному климату, разрастаются оливковые плантации. Оливковое масло, в те времена, ценилось в Риме на вес золота. Кроме того, город находился на пересечении торговых путей из Центральной Африки к Средиземному морю. Все это привело к тому, что Тиздр быстро стал одним из важнейших городов Северной Африки, вторым по значимости после Карфагена, а его население достигло 30 тысяч человек.

// blacktroll.livejournal.com


Как и в любом процветающем городе, богатые слои населения требовали зрелищ, в которые было бы можно вложить свои деньги. Так, в 230 году н.э., по распоряжению проконсула Марка Антония Гордиана (лат. Marcus Antonius Gordianus ), будущего императора, началось строительство амфитеатра, которое, спустя 8 лет, было остановлено.

Начало строительства.

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


План амфитеатра.

// blacktroll.livejournal.com


Чтобы понять, почему же амфитеатр так и не был достроен до конца, предлагаю взглянуть на то, что же творилось в те годы в Римской Империи.

Предположительно, таким он должен был стать.

// blacktroll.livejournal.com


А там все было крайне печально... В 235 году н.э. начинаются междоусобные войны за императорский трон. Заговорщики убивают императора Александра Севера вместе с его матерью, после чего Империя начинает трещать по швам. Легионы провозглашают императором "своего человека" - Гая Юлия Максимина Фракийца , ставшего первым императором, вышедшим из простых солдат.

// blacktroll.livejournal.com


Спустя пару лет, новоявленный император обзавелся противником в лице проконсула Гордиана, выдвинутого на императорский трон верными ему легионами. Гордиан согласился на эту авантюру с условием, что соправителем будет его сын Гордиан II , на что получил добро от Сената Рима.

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


В начавшейся войне, в сражении с легионами Максимина, под Карфагеном погибает Гордиан Младший. Узнав об этом, Гордиан I кончает жизнь самоубийством, повесившись на своём поясе... Римский Сенат назначает новым императором своего человека - сенатора Марка Клодия Пупиена , продолжившим войну против Максимина.

// blacktroll.livejournal.com


Ненамного дольше прожил и сам смещенный Максимин Фракиец. Выдвинувшись с войском на Италию, он погибает вместе со своим сыном, в битве под городом Аквилея, спустя пару месяцев после самоубийства Гордиана I.

// blacktroll.livejournal.com


Также печально закончилась и жизнь Марка Пупиена, который не заслужил доверия народа и в ходе очередного восстания был убит преторианцами в собственном дворце. Римский престол переходит Марку Антонию Гордиану III , внуку Гордиана I.

Не буду продолжать рассказ о судьбах будущих императоров, скажу лишь, что III век для Рима стал настоящим кошмаром. За 50-летний период более 26 человек становятся претендентами на императорское ложе и почти все они умирают насильственной смертью.

// blacktroll.livejournal.com


Но, вернемся к нашему "Тунисскому Колизею" и времени правления Гордиана I.

Трехэтажный амфитеатр, размером 138 метров в длину и 114 метров в ширину, получился настоящим величественным красавцем. Высоченные арочные галереи с множеством переходов окружали песчаную арену, длиной 65 метров и шириной 39 метров, а стены были украшены многоцветной мозаикой с изображением скачущих всадников, охотников и преследуемых ими зверей. Над восточным входом было устроено императорское ложе.

// blacktroll.livejournal.com


Как и в большинстве остальных амфитеатров, здесь также основным зрелищем служили гладиаторские бои. Кроме того, большой размер арены позволял устраивать сражения на боевых колесницах.

// blacktroll.livejournal.com


Была у амфитеатра Тиздруса и своя особенность. В отличие от Италии, в африканском "Колизее" были распространены бои с дикими хищными животными. С ними сражались, как гладиаторы, так и устраивались исключительно животные схватки между различными видами хищников. Дикие звери, которых выпускали на арену, посвящались богам: лев и бык - Сатурну и Юноне, пантера - Дионису, медведь - Диане.

В качестве дополнительного кровавого развлечения, на арену часто выпускали безоружных рабов, которых голодные животные буквально разрывали на части...

// blacktroll.livejournal.com


Гладиаторы, дикие животные, а также рабы содержались в особых камерах и клетках. Для этих целей, под ареной амфитеатра был построен целый подземный город. Отдельные помещения предназначались для умирающих гладиаторов, а также для складирования трупов.

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


Сегодня этот подземный город, практически полностью сохранившийся и не имеющий аналогов в мире, доступен для посетителей. В камерах и переходах, когда-то заполненных стонами умирающих и боевыми возгласами, гробовая тишина.

Камера гладиатора.

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


Особые чувства возникают, когда вы проходите "коридором смерти", по которому гладиаторы выходили на арену. Из всего освещения раньше здесь были лишь несколько факелов, а также яркий белый свет в конце длинного коридора, где находился выход на арену. Может именно отсюда пошло выражение "свет в конце тоннеля", означающее границу между жизнью и смертью?

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


После смерти Гордиана I, в 238 году н.э., Тиздр, серьезно разрушенный оппозиционными войсками, уже не смог восстановиться. Тем не менее, сам амфитеатр уцелел и простоял в нетронутом виде до VII века.

// blacktroll.livejournal.com


В 699 году Тиздр становится центром восстания царицы объединенного берберского государства Дахияаль-Кахину бинт-Табиту (Аль-Кахины ) против арабского завоевания. После поражения восстания поселение было оставлено жителями.

Город с современным названием Эль-Джем (в переводе с арабского - "перекрёсток") возникает здесь только в начале XVII века. Именно в этот период начинается разрушение амфитеатра. Камни его стен используются в качестве бесплатного стройматериала для строительства городских домов, а также для строительства Большой Соборной мечети в г. Кайруан. Так была практически уничтожена северная стена амфитеатра. Окончательно амфитеатр, использовавшийся, как крепость, был разрушен в 1850 году в результате пушечных обстрелов Османской Империей.

// blacktroll.livejournal.com


Сегодня, как и многие века назад, в Эль-Джеме многолюдно, но, в основном из-за многочисленных туристов. Здесь бойко кипит торговля сувенирами, одеждой и прочими товарами. Для этих целей даже оборудован небольшой рынок. В тоже время, по сравнению с Римом, процент туристов здесь просто крохотный, что позволяет насладиться всей красотой амфитеатра в полном объеме, а также сделать красивые безлюдные кадры.

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


Не лишним будет добавить, что цена в "Тунисский Колизей" всего 10 TND (300 рублей), плюс 1 TND - разрешение на съёмку. Это против 12 € в Римском Колизее. За 10 динаров вы можете неограниченно гулять по всему пространству амфитеатра, посещать подземные галереи и верхние ярусы, с которых открывается панорамный вид на современный Эль-Джем.

// blacktroll.livejournal.com


Удивительно, но совсем не портит общий вид амфитеатра и современная музыкальная сцена. Дело в том, что в августе, благодаря потрясающей акустике, здесь проводится ежегодный Международный фестиваль классической музыки под открытым небом.

Музыкальная сцена на арене амфитеатра.

// blacktroll.livejournal.com


Так или иначе, амфитеатр Эль-Джема оставляет неизгладимый след в памяти любого человека, даже если он не особо интересуется Древним Римом. А для ценителей истории здесь есть даже небольшой Археологический музей (в километре от амфитеатра), в котором можно увидеть фрагменты сохранившейся мозаики со стен.

// blacktroll.livejournal.com


В завершение своего рассказа, я хочу развеять одну современную легенду, связанную с Эль-Джемом. Дело в том, что практически во всех туристических каталогах сказано, что амфитеатр знаменит еще и тем, что в его стенах снимались отдельные сцены знаменитого фильма "Гладиатор " режиссера Ридли Скотта с Расселом Кроу в главной роли. Понятно, что это делается для заманивания туристов и увеличения турпотока.

В реальности же "Гладиатор" никогда в Эль-Джеме не снимался. Во-первых, кинокомпании бы просто не разрешили проводить съемку художественного фильма в подобном историческом месте. Во-вторых, сам Ридли Скотт сказал, что размер Римского Колизея для его задумок маловат, чего уж тогда говорить про Эль-Джем?

Съемка "Гладиатора" осуществлялась в Англии, Марокко и на Мальте, где был выстроен макет огромного амфитеатра, а также всевозможные дополнительные "уличные" декорации. Все остальное, например, верхние ярусы, были дорисованы при помощи компьютерной графики. Мальта уже давно стала меккой для подобного кинематографа. Здесь также снимался, не менее знаменитый, фильм "Троя", а также сериал "Игра Престолов".

С 1979 года, открытые всем африканским ветрам, остатки древнеримского амфитеатра были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

// blacktroll.livejournal.com


blacktroll
27/11/2015

Страницы: 1