Почему все российские поезда следуют по московскому времени? По какому времени летают самолеты в россии Ржд местное время.

Многие поезда в России во время своего следования могут пересекать не один часовой пояс, но все составы, без исключения, сейчас отправляются и прибывают по московскому времени. Нередко пассажиры, покупая билеты РЖД, размышляют над тем, почему так, почему не используется местное время.

Московское время – единая система отсчета

Все поезда на железных дорогах в России отправляются и прибывают по московскому времени. Не используется местное время ради удобства пассажиров. Единая система отсчета позволяет не путаться на станциях и точно определить, когда нужно выходить. Кроме этого, использование времени одного часового пояса позволяет точно определить время в пути.

Если бы использовалось местное время, расписание поездов выглядело немного странно. К примеру, поезд номер такой прибывает в станции №1 к 14.00, к станции №2 – 13.30 (поезд просто переехал в другой часовой пояс). Чтобы подобного не происходило, и было принято за систему отчета московское время.

Самолеты используют местное время, поскольку они не делают остановок на своем пути, а вот поезда останавливаются довольно часто. К тому же движение поезда необходимо синхронизировать с другими составами, чтобы избежать неприятных последствий. Единая временная система и помогает это успешно сделать. Исключением выступает только Калининградская железная дорога, которая использует свое местное время.

Так было не всегда

Сейчас пассажиры привыкли, что отправление и прибытие поездов происходит по московскому времени, но так было не всегда. Ранее на железной дороге использовалось только местное время. Несмотря на то, что подобная схема расчета времени кажется сложной, пассажиры никогда не жаловались на неудобства.

Встречать поезда и планировать поездки, когда составы движутся по местному времени очень просто, поскольку нет никакой путаницы. Немного труднее, если вы едете в поезде, и вам нужно будет выходить, но вы точно не знаете, когда. В таком случае можно было обратиться за помощью к проводнику. Он не позволит вам пропустить свою станцию.

Немного истории

Мало кто знает, что поезда на железной дороге в 1917 году курсировали по петербургскому времени. После, в 1919 году было принято решение на законодательном уровне использовать столичное время при составлении графиков.

Когда все поезда начали ездить по московскому времени, пассажиры начинали путаться, поскольку на вокзале часы показывали одно время, в билетах было указано время, а на ручных часах. Поначалу это доставляло некие неудобства, но после пассажиры привыкли.

Если вы покупаете железнодорожные билеты, в них указывает только московское время, хотя пассажиры предлагают выгодную альтернативу – указывать и московское, и местное время с соответствующей пометкой.

Путешествуя на самолетах, туристы преодолевают тысячи километров и многие часовые пояса, поэтому нетрудно запутаться во времени. Как тут не вспомнить сказку о потерянном времени. Даже летая внутри станы нетрудно запутаться, ведь Россия страна с огромной территорией и большим количеством часовых поясов. Пассажирам авиарейсов нужно знать наверняка, какое время указывается в авиабилетах местное или московское, хотя бы для того, чтобы приехать вовремя в аэропорт.

Не всем приходится часто летать, но банальны случаи, когда встречая своих гостей в аэропорту, люди задумываются, по какому времени летают самолеты по России.
Ведь многие по старинке думают, что время указывается московское, а на самом деле - местное.

К примеру, если вы совершаете перелет из Москвы в Екатеринбург, то время отлета будет указано московское, а время прилета - екатеринбургское.

Если вы летите в другую страну с другим часовым поясом, то время вылета указывается местное, откуда вылетаете, время прилета - тоже местное, но той страны, в которую прибываете.

Как найти время в билете и как оно обозначается

Ищите английское слово TIME в 8 графе, время вылета указывается местное, а время прилета может вообще отсутствовать. Уточните заранее разницу во времени того региона, куда летите. Учтите, что в билетах время начала и окончания регистрации, оформления багажа не прописывается.

Обычно начало регистрации на рейс происходит за 3 часа до вылета, т. е. до времени, пропечатанного в билете, и заканчивается за 40-50 минут до него.

Учитывать разницу во времени часто бывает просто необходимо. Например, вам нужно пересесть на другой рейс самолета или ехать дальше другим транспортом, автобусом, поездом. Зная, какое время указывается в билетах на самолет, и, добавив разницу с вашим часовым поясом, вы узнаете местное время, куда прилетите. В авиабилетах не указывается и общее время, чтобы не было путаницы. Общее время - это разница между моментом взлета и приземлением самолета.

Что такое билеты с открытой датой?

Для удобства пассажиров существуют билеты с открытой датой , их предлагают многие авиаперевозчики, стремясь привлечь пассажиров. Имея такой билет, вы можете лететь тогда, когда хотите, но он будет стоить, конечно, немного дороже, чем обычный билет. В нем, в графе TIME, написано OPEN (открытая дата) . Выбираете время в расписании на нужную для вас дату и прибываете в аэропорт к моменту регистрации билетов.

Как выглядит электронный билет и где указывается время?

Электронный билет

Многие пользуются удобством бронирования и заказа авиабилетов через интернет. Получая электронный билет в виде распечатанного листка формата А4, вы увидите, что в нем есть все данные о полете. Время указано в той же графе и в таком же формате.

Которую, впрочем, уже успели обсудить в различных сообществах.

Холдинг РЖД изменит порядок отображения времени прибытия и отправления на проездных документах поездов дальнего и пригородного сообщения. С 1 августа 2018 года на железнодорожных билетах будет обозначаться только местное время, которое соответствует часовому поясу отправления пассажира, сообщили в РЖД.

В настоящее время на бланках фиксируется московское время прибытия и отправления, а также местное время.
<...>
«Для удобства пассажиров время прибытия и отправления на проездных документах будет указаны с уточнением, на сколько часов оно отличается от московского. Информация о местном времени прибытия и отправления будет также отображаться на информационных табло в поездах, на платформенных указателях и вокзальных электронных часах », - говорится в сообщении.

То есть по-сути, с 1 августа 2018 года вековая традиция московского времени на РЖД уходит в прошлое. Нет, конечно, вся диспетчеризация, служебные расписания и графики останутся на едином московском времени, но простому пассажиру это всё будет уже не видно. Будет как в авиации, где диспетчеризация ведётся по всемирному координированному времени UTC, но мало кто из пассажиров об этом знает.

Почему же РЖД от этой традиции отказались? Тут, на мой взгляд, есть три основных причины.

Причина №1. Формальная.

Есть постановление Правительства РФ от 08.01.1992 N 23 (ред. от 31.08.2011) "О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации" , 5-й пункт которого гласит:

"...движение железнодорожного, водного и междугородного автомобильного транспорта, открытого для общего пользования, а также работа междугородной телефонной и телеграфной связи на территории Российской Федерации производится по московскому времени. Движение воздушного транспорта производится по всемирному координированному времени. Информирование населения о работе транспорта и средств связи осуществляется по времени, установленному в данной местности . "

То есть есть постановление правительства, которое нужно выполнять. Это закон. Странно только, что, как оказалось, РЖД его игнорировали более 25 лет... Впрочем, в России много чего странного с законами...

Причина №2. Борьба за клиента.

Многие скажут: "Да где тут борьба, пассажиру нужны скорость и комфорт, а какое время в расписаниях - пофиг." Постоянному пассажиру да, они привыкли к этой особенности РЖД и почти не путаются. Но вот тот, кто пользуется железной дорогой редко, о московском времени в расписании может и не знать. Ошибившись один раз, он, разумеется, получит негатив, и вероятность того, что он в следующий раз воспользуется железной дорогой становится ниже.
А ведь из этих маленьких кирпичиков и складывается общий престиж железной дороги.

Не даром большинство пригородных компаний, у которых пассажирские перевозки - не небольшая побочная деятельность, а основной доход, перешли на местное время в расписаниях ещё в начале нулевых. Мало того, по ним даже видна зависимость: чем лучше дела с пригородными перевозками в регионе, тем раньше они перевели расписание на местное время. И наоборот, в регионах, где на пригород местные власти и РЖД давно забили, московское время в расписании оставшихся электричек сохранилось до сих пор. Это, например, Забайкальский край и Челябинская область. Разве что Свердловская область тут некоторое исключение: пригород помаленьку развиваются, в частности появились ускоренные рейсы до соседних городов (Нижний Тагил, Каменск-Уральский и др.), но расписание у них до сих пор по московскому времени.

Станция Сеятель (г. Новосибирск), расписание. Дальние поезда - по московскому времени, пригородные - по местному (МСК+4).

Табло на пригородном вокзале Челябинска. Московское время и 0 (ноль) электропоездов ближайшие часы...

Также отмечу, что сейчас РЖД пытается идти по пути Европы и развивать мультимодальные перевозки, основанные на стыковке различных видов транспорта (поезд+электричка, поезд+автобус, поезд+самолёт и т.п.). Когда автобусы, пригородные электрички, авиация пишут в расписания в одном времени, а поезда дальнего следования - в другом, пассажирам это воспринимать не очень удобно, возможны ошибки из-за неправильного определения часового пояса в пункте стыковки, либо при пересчёте.

Причина №3 (толчок). Смена часовых поясов в регионах Поволжья и Чемпионат Мира по футболу.

В 2016 году несколько регионов Поволжья поменяли часовой пояс, перейдя с московского времени (на котором прожили 25 - 30 лет) на час вперёд. Они получили безусловно более комфортный световой режим, но многие жители оказались неготовы к разнице с Москвой. Поскольку они долгое время привыкли жить в одном часовом поясе со столицей, у некоторых людей в голове атрофировалась "прошивка" с восприятием и обработкой 2-х и более часовых поясов. Пересчёт с местного времени на московское и обратно для таких людей оказался слишком сложной задачей, и они стали писать возмущённые письма в РЖД. Последние пошли им навстречу и в середине прошлого года ввели двойное время в железнодорожных билетах (об этом я ), а теперь, по-видимому, завершают реформу.

Также есть версия, что реформу провели из-за Чемпионата Мира по футболу, чтобы иностранные гости не путались. Но тут сроки не сходятся. Озвученная РЖД дата перевода расписаний на местное время - 1 августа 2018 года, а чемпионат продлится с 15 июня по 15 июля 2018 года. Впрочем, возможно, в городах, принимающих ЧМ-2018, реформа расписаний будет проведена на пару месяцев раньше. Посмотрим...

А не создаст ли отказ от единого московского времени в расписаниях больше проблем и неудобств?

Такие высказывания в связи с этой реформой уже звучат и порой довольно активно. Разберу наиболее распространённые:

1. Местное время в расписаниях в стране с более 10 часовыми поясами может привести к рассинхронизации работы железной дороги и, как следствие, сбоям, ЧП и крушениям.

Это всё либо непонимание принципов работы железной дороги, либо заведомые спекуляции. Вся внутренняя "кухня" железной дороги всегда работала и будет работать по единому времени, поэтому никакой рассинхронизации не будет. То, что отображается для пассажиров, на внутреннюю диспетчеризацию никак не влияет, ни в пригородных перевозках, ни в авиации (где информирование в местном времени ведётся достаточно давно) пока ни одного крушения по это причине не зафиксировано.

2. Поезд - не самолёт, он имеет промежуточные остановки в разных часовых поясах, пассажиры в пути без единого времени будут путаться.

Вот здесь стоит разобрать ситуацию подробней. Во-первых, прежде всего следует ответить на вопрос, много ли пассажиров пересекает часовые пояса в ходе поездки хотя бы один раз ?
Сначала я честно пытался найти статистику пассажиропотоков по направлениям, чтобы посчитать количество пассажиров через границы часовых поясов, но тщетно. Поэтому только самые общие цифры. Под данным отсчёта РЖД за 2016 год (см. здесь) поездами дальнего следования воспользовалось 101,4 млн. пассажиров (из них 9,2 в скоростном движении). Пассажирооборот поездов дальнего следования составил 93,5 млрд. пассажиро-километров (из них 4,6 в скоростном движении). Скоростное движение в России имеется только в одном часовом поясе, поэтому нас заведомо не интересует, если его отбросить и разделить пассажирооборот на пассажиропоток, то получается, что средняя длина поездки составляет 964 километра .
А теперь смотрим на карту или справочник : среднее расстояние между границами часовых поясов при движении по Транссибу составляет 1200 - 1800 км. Исключение только Самарский (МСК+1) и Омский (МСК+3) часовые пояса, которые составляют около 170 и 330 км соотвественно, но это совсем небольшие по численности населения регионы. То есть получается, что среднестатистический пассажир до границы часового пояса даже не доезжает. Зачем пассажиру московское время в поездке, если он едет из Хабаровска во Владивосток, из Тайшета в Иркутск, из Новосибирска в Красноярск или из Перми в Тюмень? Такому пассажиру однозначно удобней видеть в расписании местное время.


фото Андрея Яблонского

Даже если пассажир пересекает в ходе поездки один часовой пояс, то вряд ли ему удобней для этого пользоваться московским временем, проще перевести часы один раз - и всё. И только для тех, кто едет через 2 пояса и более, может оказаться удобней в поездке ориентироваться по единому московскому времени, чем запоминать, где находятся границы часовых поясов и каждый раз переводить часы по ним. Но много ли таких пассажиров? По моим наблюдениям, даже в дальних транссибирских поездах типа №99/100 Москва - Владивосток их меньше половины. А на остальных направлениях таковых просто нет априори, ибо больше почти нигде нет более одной часовой границы на маршруте. То есть реальная доля таких пассажиров, думаю, от силы порядка процента. Согласитесь, нелогично делать так, как удобно весьма малой, узкоспецифической группе (которая, к тому же, по мере развития авиации будет в дальнейшем только сокращаться), в ущерб остальным.

3. Да ерундой маются, все уже давно привыкли и никто не путается. Разве что "жертвы ЕГЭ" не могут прибавить/отнять несколько часов для пересчёта с московского на местное и наоборот.

Ну во-первых, "жертвы ЕГЭ" тоже люди, и РЖД, как пассажиры тоже важны. А во-вторых, это миф, что никто не путается. Как минимум, часто ошибаются те, кто крайне редко пользуется ЖД, а также жители московского часового пояса, впервые оказавшись вне его, эти категории просто не в курсе про эту особенность РЖД.
Но порой ошибаются вроде бы и опытные люди. Да, по рассеянности, невнимательности, случайности но тем не менее бывает. Например, одна моя знакомая, планируя пересадку с поезда на электричку, неправильно определила часовой пояс в пункте пересадки (он сменился за пару месяцев до этого, а она не знала). В результате, когда поезд прибыл, электричка уже ушла. Вот так ошибка немного сбила поездку. А было бы в расписании поезда местное время, такой бы ошибки не случилось.
Другой мой знакомый купил билет на поезд, отправляющийся среди ночи. Он правильно пересчитал с московского времени на местное, но не учёл, что билет нужно было покупать на "вчерашнюю" дату (когда в Новосибирске 2:50, в Москве - это ещё "вчера"). Эту ошибку обнаружил только при посадке (когда оказалось, что его место занято). Поскольку поездка планировалась под конкретное событие, то она частично потеряла смысл... Да, в некотором роде, конечно, сам виноват, внимательней нужно быть, но тем не менее, трудности из-за этого возникают у многих.

4. Теперь проводникам при пересечении границы придётся каждый раз перенастраивать время на табло внутри вагонов. Лишние хлопоты, наверняка порой будут забывать.

Пожалуй, это единственная реальная проблема. Но, во-первых, всё же не стоит драматизировать, при движении с запада на восток в среднем часовые границы идут через 21 час (считал для самого быстрого поезда №1/2 "Россия"). Дополнительная возня почти раз в сутки по паре минут явно проводника работой не перегрузит. Да, первое время, возможно, будут ошибаться и забывать, но, думаю, после 2 - 3 рейсов уже привыкнут и будут делать это на автоматизме.
Ну а в перспективе, конечно, нужно сделать эту функцию автоматической, с синхронизацией через GPS-Глонасс.

5. А как быть с теми местами, где железная дорога проходит вдоль часовой границы, и "прыгает" то в один часовой пояс, то в другой по нескольку раз за короткое расстояние?

Таких мест по всей России всего несколько штук (например, участок Агрыз - Набережные Челны) и интенсивного пассажирского движения нигде через них нет, в основном только местное. Думаю, для таких линий нужно решать в индивидуальном порядке, например, в расписаниях указывать оба часовых пояса.


На этом всё. Надеюсь, убедил, что планируемая реформа действительно разумна и большинству пассажиров немного станет удобней. Да, конечно, немного грустно и жаль вековую традицию, которую даже воспели некоторые путешествующие по России иностранцы , но железной дороге нужно развиваться. А пока фотографируйте московское время на вокзальных часах и табло, а также в расписаниях в вагонах поездов дальнего следования - скоро это уже будет историей.

Расписание поездов по станции Москва, отображенное на этой странице, носит информативный характер и не содержит оперативных изменений, связанных с ремонтными работами и другими обстоятельствами. При планировании поездки рекомендуется уточнять расписание в справочной вокзала.

Поезда по станции Москва

На сегодняшний день расписание поездов по станции Москва включает 693 жд рейсов дальнего следования, из которых 268 совершаются ежедневно. Минимальное время стоянки поездов 0 ч 1 м(состав по маршруту Александров 1 - Москва-Ярославская), а максимальное 15 ч 33 м(рейс по маршруту Адлер - Казань-Пасс.). Больше всего в расписании поездов прибывает из населенных пунктов: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Брест в 00:35, 10:20, 06:47 соответственно. Составы, отправляющиеся от станции Москва следуют далее по маршрутам - Москва - Санкт-Петербург , Москва - Нижний Новгород отправлением в 00:20, 06:35 соответственно.При планировании поездки стоит учитывать, что расписание некоторых поездов, таких как 133Я Архангельск - Минск-Пасс.(прибытие - 01:15, отправление - 01:40), 063Б Новосибирск-Главный - Могилев-1(01:15, 01:40), 063Б Новосибирск-Главный - Минск-Пасс.(01:15, 01:40), 063Б Новосибирск-Главный - Гомель-Пасс.(01:15, 01:40) имеют особый график движения, поэтому рекомендуется уточнять расписание на конкретную дату.

Если вы путешествуете на поезде по России от Москвы до Владивостока или едите заграницу, то возникает вопрос о том, какое время отправления поезда написано в билете. Стоит разобраться по порядку, ведь продаются билеты с разными вариантами времени отправления.

Как указывалось в России раньше

Часовые пояса впервые появились в 19 веке в Великобритании благодаря ЖД. Из-за сложности расписания поездов, в 1847 году был введён единый часовой пояс страны. В Россииподобное появилосьпосле революции в 1919. С того времени расписаниеРЖД в СССР указывается по Москве, таким же оно оставалось в России. Исключение составляют международные поездки, в этом случае часы прибытия на станцию в другой стране пишутся по местному времени.

Время в билете становится местным

Авиакомпании давно стали использовать единое время для внутренних технических нужд, но в билетах указывать местное. В 2018 году РЖД решило последовать их примеру. С 1 августа информация изменится, отправление и прибытиеначнёт указываться по местному времени даже на электронных табло в зданиях вокзалов. Продажа билетов на рейсы с использованием новых правил началась 4 мая. На поезда, которые отправляются до 1 августа, распространяются старые условия.

ЖД билеты с временем отправления и прибытия по московскому часовому поясу продаются на рейсы до 1 августа 2018

Чтобы не запутаться, стоит посмотреть на нижнюю строкупосадочного документа, старый и новый вариант отличаются:

  1. Пример старого формата: «Время отправления и прибытия московское».
  2. На новом указывается местное время с уточнением часового пояса, например «21.00 (МСК +3)»