Доехать из хайфы до аэропорта бен гурион. Как добраться до аэропорта бен-гурион в тель-авиве

Сегодня мы разберемся с вами, как комфортнее и быстрее добраться из аэропорта Бен-Гурион до центра Тель-Авива, Иерусалима и Хайфы и в обратном направлении. При планировании своей поездки в Тель-Авив советую вам выполнить следующие рекомендации:

  • Если вы планируете перемещаться в Израиле на общественном транспорте, сохраните у себя на телефоне или в ноутбуке/планшете адрес сайта железных дорог Израиля Rail.co.il, израильской автобусной компании Egged.co.il, которая осуществляет городские и междугородние перевозки;
  • Если вы предпочитаете передвигаться на такси, чтобы в аэропорту не нарваться на наглых местных таксистов, требующих доплату за проезд каждого моста;
  • Посмотрите по Google Maps точное местоположение вашего отеля и выпишите его адрес на иврите (это может вам пригодиться впоследствии в такси или если вы вдруг заблудитесь в Тель-Авиве или другом пункте вашего назначения);
  • По возможности скачайте карту Тель-Авива/Иерусалима/Хайфы.

Краткая информация про аэропорт

Аэропорт Бен-Гурион в Тель-Авиве (код IATA: TLV; код ICAO: LLBG) – крупнейший международный аэропорт Израиля, расположенный в Тель-Авиве. Аэропорт является хабом для крупнейших израильских компаний: El Al, Israir Airlines, Arkia Israel Airlines и Sun D’Or Airlines. Пассажирооборот аэропорта на 2019 год составил 23 миллиона человек в год. Аэропорт расположен в 19 км к юго-востоку от Тель-Авива. Аэропорт Бен-Гурион входит в пятерку лучших аэропортов на Ближнем Востоке. Помимо аэропорта Бен-Гурион, к северу от Тель-Авива есть еще один аэропорт — Сде-Дов , который обслуживает внутренние авиалинии по направлениям: Эйлат, Хайфа, Кирьят-Шмона. Расстояние между этими аэропортами – 21 км.

В аэропорту Бен-Гурион 2 терминала: Терминал 1 и Терминал 3.

  • Терминал 1 обслуживает часть рейсов бюджетных авиакомпаний и лоукостеров: Vueling, easyJet, Wizz Air.
  • Терминал 3 обслуживает большую часть рейсов, включая рейсы в Россию и на Украину. Например, именно сюда прибывают самолеты авиакомпаний: Люфтганза (Франкфурт), Alitalia (Рим), Arkia (Мюнхен), Delta (Нью-Йорк), Чешские Авиалинии (Прага), easyJet (Париж, Берлин, Лондон), Турецкии Авиалинии (Стамбул), Аэрофлот (Москва), Pegasus (Стамбул), Бухарест (Все авиакомпании), МАУ (Киев).
  • Регулярные рейсы в Тель-Авив из России осуществляются Аэрофлотом из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, а также национальным авиаперевозчиком El Al из Москвы, Нордавиа из Сочи. Стоимость авиабилетов Москва-Тель-Авив начинается от 52 в одну сторону.
  • Из Украины, из Киева в Тель-Авив летает авиакомпания El Al. Самолеты Украинских авиалиний летают из Днепропетровска, Киева, Одессы. В сезон количество рейсов увеличиваются и появляются рейсы из других городов.

В непосредственной близости от аэропорта расположен отель Sadot Hotel , где вы можете переночевать в случае необходимости. Официальная валюта Израиля – израильские шекели (NIS). На данный момент (2018 год) 1 шекель равен 16,7 рублям или 0,29 доллара США. Обмен валюты в аэропорту крайне не рекомендуется из-за плохого курса. Билет на поезд можно приобрести, оплатив картой в автомате по продаже билетов. Такси можно заказать заранее и оплатить его через Интернет. Обменять деньги можно будет уже позже в самом Тель-Авиве.

Расстояние от аэропорта Бен-Гурион до городов и курортов Израиля я сгруппировала в таблицу. А ниже выложила карту Израиля на русском языке с городами и курортами.

Из аэропорта Бен-Гурион в центр Тель-Авива на поезде

Поезда по праву считаются в Израиле самым комфортабельным общественным транспортом. По комфорту они соответствуют поездам Западной Европы: во всех поездах есть туалет, зарядки для телефона/ноутбука и можно забронировать конкретное место. Ввиду того, что движение на дорогах в Израиле напряженное, все больше людей предпочитает железнодорожный транспорт автобусам и автомобилям.

Расписание движения поездов доступно на сайте железных дорог Израиля, ссылку на который я давала выше. Ж/д станция расположена в терминале 3 аэропорта на самом нижнем уровне S (под зоной прилета). Если вы вылетаете из терминала 1 и прибыли в аэропорт на поезде, то для проезда в терминал 1 можете воспользоваться бесплатным автобусом-шаттлом №5, который курсирует между терминалами аэропорта.

На поезде из аэропорта вы сможете добраться до 4 остановок в центре Тель-Авива: Tel Aviv HaShalom, Tel Aviv-HaHagana, Tel Aviv Center – Savidor, Tel Aviv – University. Tel Aviv-HaHagana это центральный ж/д вокзал . Время в пути до станции Tel Aviv-HaHagana из аэропорта – 12 минут. Стоимость билета на поезд до любой из четырех станций в центре Тель-Авива – 16 шекелей ($ 4,1).

Билеты на поезд можно приобрести в кассе или автомате по продаже в зале прилета, но закладывайте на это дополнительное время, так как у касс и автоматов скапливаются очереди. Билет надо сохранять в течение всей поездки, т.к. выход из поезда осуществляется только по билетам. Поезда курсируют с 05:16 до 23:20 каждые 30 минут с понедельника до обеда пятницы. С обеда пятницы и до вечера субботы в Шабат транспорт в Израиле и в Тель-Авиве в частности не работает вообще, включая поезда.

На поезде можно добраться с пересадкой на центральном вокзале Тель-Авива до Иерусалима, Хайфы, Нетании, Бат Яма и других городов Израиля. Если ваш отель расположен в центре Тель-Авива, в районе улицы Ха-Яркон или Бульвара Шауль ха-мелех, то вам надо будет доехать до ж/д станции Tel Aviv-Savidor Center. Время в пути – 20 минут без пересадок. Рядом с железнодорожным вокзалом Tel Aviv-Savidor Cente находится автовокзал Arlozorov, откуда, как с центрального автовокзала Тель-Авива, отправляются междугородние автобусы.

Из аэропорта Бен-Гурион в центр Тель-Авива на автобусе

Стоянки общественного транспорта в аэропорту расположены на втором этаже рядом с выходами из зала прилета 21 и 23. Именно отсюда каждые 15 минут с 05:00 до 22:00 отправляется бесплатный автобус-шаттл №5 компании Egged до остановки в комплексе Airport City, где вы сможете пересесть на регулярные городские маршруты до центра Тель-Авива: № 249, 423, 930, 943, 947 и 950. Обратите внимание на то, что эти маршруты автобусов не заезжают на остановку в самом аэропорту под названием Ben Gurion Airport.

Оплата за проезд на городских маршрутах осуществляется непосредственно водителю или в кассе по продаже билетов на автобусной остановке. Автобусы останавливаются на центральной автобусной станции Тель-Авива. Маршруты следования автобусов я указала ниже.

  • Автобус №249: Петах Тиква – Реховот;
  • Автобус №423: Петах Тиква – Иерусалим;
  • Автобус №930: Нетания — Иерусалим;
  • Автобус №943: Хадера — Иерусалим;
  • Автобус №947: Хайфа – Иерусалим через Нетанию;
  • Автобус №950: Иерусалим – Нетания.

Особенностью междугородних автобусов в Израиле является то, что, заезжая в города на пути своего следования, они становятся городскими автобусами, которые останавливаются на каждой остановке, поэтому время поездки до центра может значительно увеличиться. Учтите, что во время шабата ни автобусы, ни маршрутки-шеруты из аэропорта не ездят.

Из аэропорта Бен-Гурион в Иерусалим

Из аэропорта Бен-Гурион в Иерусалим можно добраться следующими способами:

  • Автобусы №947 и №950 с остановки в Airport City. Автобусы ходят каждый день с 06:30 до 21:00, кроме субботы. По четвергам автобусы ходят до 16:00. Стоимость билета в одну сторону – 24 шекеля ($ 6,2). Продолжительность поездки – около 2 часов.
  • Автобус № 485. С 2017 года между аэропортом Бен-Гурион и Иерусалимом круглосуточно 6 дней в неделю (кроме шаббата) курсирует этот маршрут. Стоимость проезда - 16 шекелей (4,5 доллара) в один конец. Отправная точка маршрута - Binyane ha uma напротив Центрального автовокзала в Иерусалиме и рядом с Международным конференц-центром, конечная маршрута - терминалы 1 и 3 аэропорта Бен-Гурион. От Центрального автовокзала в Иерусалиме отправляются автобусы №1 и №3 до Стены плача и Старого города. Время в пути составит около 40 минут, стоимость проезда — 5,9 шекелей ($ 1,65).
  • Поезд + автобус. Первый поезд из аэропорта Бен-Гурион отправляется в 05:35, последний в 19:35. Вам надо будет доехать до ж/д станции Tel Aviv Center – Savidor, а затем пересесть на автобус №480 до Иерусалима. Этот автобус отправляется каждые 10 минут. Время в пути – 1,5 часа.
  • Поезд. Этот вариант не совсем удобный, поскольку ж/д станция Jerusalem Malha удалена от центра города. Кроме того, вам надо будет сделать пересадку в центре Тель-Авива — на ж/д станции Tel Aviv-HaHagana. Время в пути – 1 час 40 минут. Стоимость билета: 23,5 шекелей ($ 6).
  • Совместное такси шерут. Вне всяких сомнений, это один из самых удобных способов доезда до Иерусалима. Шерут — это маршрутка, рассчитанная на 10 пассажиров. Поездка займет у вас около 1-2 часов в зависимости от количества пассажиров (т.к. всех надо будет развозить по отелям). Стоимость билета: 50-70 шекелей ($13 — 18) . Плюсом шерута является то, что он работает по праздникам и в Шабат – по субботам. Ищите маршрутки рядом с выходом 01-03, этаж G (этаж прилетов).

Из аэропорта Бен-Гурион в Хайфу

До Хайфы из аэропорта Бен-Гурион удобнее всего добираться на поезде, если вы прилетаете не после обеда в пятницу или в субботу. В Шабат удобнее всего будет взять такси или шаттл.

  • Поезд. Вам надо будет доехать до ж/д станции Haifa – Hof HaKarmel, откуда уже на автобусе можно будет добраться до вашего отеля или до ж/д станции Haifa Merkaz-Hashmona (Haifa Central), откуда ходит метро. Время в пути – 1,5 часа. Стоимость билета: 41,5 шекелей ($10,6) .
  • Автобус №947. Автобус отходит с остановки в Airport City. Не рекомендую на нем добираться до Хайфы, т.к. поездка длится больше двух часов и надо делать пересадку, а особенно в жару это очень некомфортно.
  • Совместное такси шерут. Быстро, удобно, комфортно. Шерут заберет вас прямо от аэропорта, работает круглосуточно. Небольшим минусом является то, что водитель шерута будет ждать, пока в него не наберется достаточное количество пассажиров. В зависимости от расположения вашего отеля в Хайфе вы заплатите за поездку от 80 до 120 шекелей ($20,7 — 31) . Ищите маршрутки рядом с выходом 01-03, этаж G (этаж прилетов).

Из аэропорта Бен-Гурион в аэропорт Сде-Дов

Добраться из одного аэропорта в другой можно на поезде. Название конечной остановки – аэропорта Сде Дов – пишется как Sderot. Время в пути на поезде – 1 час 48 минут. Есть одна пересадка – на железнодорожном вокзале Tel Aviv-HaHagana. Стоимость билета – 27 шекелей ($7) .

Аренда автомобиля

Лучшая альтернатива общественному транспорту в Израиле –- аренда автомобиля. Автомобиль можно выбрать на сайте , где сравниваются цены у всех прокатчиков. За исключением участков с напряженным движением в центре Иерусалима и Тель-Авива, ездить по дорогам Израиля приятно и комфортно. На автомобиле вы сможете самостоятельно добраться до самых удаленных уголков страны. Большинство компаний по прокату в Израиле не предоставляют страховку на поездки по территориям на Западном берегу реки Иордан, которая находится под контролем Палестины. Поэтому, если вы планируете поездку в эти места, обязательна дополнительная страховка.

Если у вас нет желания самостоятельно прокладывать маршрут по незнакомой вам стране, то вы можете заказать через Интернет одну из интересных авторских экскурсий, которую проводят местные гиды, будь то экскурсия по Иерусалиму (забронировать экскурсию ), шопинг-тур в аутлетах Израиля или захватывающее путешествие по Мертвому морю (забронировать экскурсию ). Экскурсии предлагаются как групповые, так и индивидуальные с учетом ваших пожеланий на любой вкус и кошелек. На мой взгляд, это идеальный вариант, если вы не располагаете временем на составление маршрута самостоятельно.

Такси из аэропорта Тель-Авива Бен-Гурион

Такси, вне всяких сомнений, является самым дорогим транспортом в Израиле. Из-за невыгодного курса обмена в аэропорту брать такси в аэропорту и платить за него в шекелях невыгодно, поэтому гораздо удобнее заказать такси заранее по интернету и оплатить его онлайн. Стоянка такси расположена у выхода из терминала прилета.

Чаще всего в Израиле встречаются такси Mercedes и Volkswagen. Если вы будете брать такси в аэропорту, выпишите заранее и без ошибок название своего пункта назначения и его адрес, обязательно на иврите . В такси должен быть включен счетчик, хотя при поездках на дальние расстояния цена может быть фиксированной. Не соглашайтесь на фиксированную цене при поездке на небольшое расстояние, так как это будет вам невыгодно. Ни в коем случае не оплачивайте проезд в долларах или евро , иначе с вас точно возьмут по невыгодному курсу. В конце поездки попросите у водителя чек.

Если будете брать такси в аэропорту Тель-Авива, то учтите, что стоянки такси в аэропорту расположены на 2 этажах — на третьем этаже (у зала прилетов) и на втором этаже. При этом на третьем этаже с вас попросят бОльшую сумму, чем на втором!

В такси Израиля действует система надбавок за проезд в следующих случаях:

  • Во время Шабата;
  • При поездке более 2 человек таксист может попросить дополнительные 4,9 шекелей ($1,3) за каждого последующего пассажира;
  • Надбавка в размере 25% при поездках ночью с 21:00 до 05:30, а также по пятницам и в праздники, начиная с 16:00;
  • При поездке из аэропорта Бен-Гурион к стоимости проезда добавляется 5 шекелей ($1,3) , и по 4 шекеля ($1,1) за каждый чемодан;
  • При проезде по скоростной дорого №6 вы заплатите дополнительный сбор 11 шекелей ($2,8) ;
  • При заказе такси по телефону взимается дополнительный сбор 5,2 шекелей ($1,4);
  • За каждый час простоя такси уплачивается 94 шекеля ($24) .

Во избежание всех этих неприятных доплат рекомендую вам заказать такси-трансфер заранее через Интернет в русской компании. Так и только так вы сэкономите время и деньги и с комфортом доедете до своего пункта назначения, ведь местные таксисты очень наглые и так и норовят обмануть туриста.

Как добраться из центра Тель-Авива в аэропорт Бен-Гурион

При поездке в обратном направлении рекомендую вам выезжать в сторону аэропорта заблаговременно, т.к. в израильских аэропортах очень серьезная система досмотра вылетающих пассажиров. Поэтому советую вам выезжать в аэропорт Бен-Гурион из центра Тель-Авива, по крайней мере, за 4-5 часов до вылета.

  • Если вы едете в аэропорт из центра Тель-Авива на поезде, то вам надо доехать до ближайшей от вас ж/д станции, которые я перечислила в посте, сесть на поезд до станции Ben Gurion Airport. При поездке до Бен-Гуриона на автобусе вам надо доехать до центрального автовокзала Тель-Авива и сесть на один из междугородних автобусов: № 249, 423, 930, 943, 947 или 950. Доехав до остановки Airport City, пересесть на бесплатный шаттл №5 до аэропорта.
  • Если вам надо добраться в аэропорт Бен-Гурион из Иерусалима , то вы можете выбрать из следующих видов общественного транспорта: автобусы №947 и №950, отправляющиеся с центрального автовокзала Иерусалима HaMerkazit Shel Yerushalayim до остановки Airport City, после чего вам надо будет пересесть на бесплатный шаттл №5 до аэропорта; поезд с железнодорожного вокзала Jerusalem Malha до аэропорта Ben Gurion с пересадкой на вокзале Tel Aviv-HaHagana.
  • При поездке в аэропорт Бен-Гурион из Хайфы вы можете выбрать между автобусом №947, который отправляется с центральной автобусной станции Хайфы Bat Galim и прибывает на остановку Airport City, после чего вам надо будет пересесть на бесплатный шаттл №5 до аэропорта или поездом с ж/д станций Haifa – Hof HaKarmel или Haifa Merkaz-Hashmona (Haifa Central). Поезд из Хайфы до аэропорта Бен-Гурион следует без пересадок.

Наиболее комфортным является проезд на такси или на совместном такси шерут. При планировании поездки в Израиль стоит также учесть, что воскресенье здесь является первым рабочим днем. Утром на дорогах в крупных городах образуются пробки, а общественный транспорт — поезда и автобусы — забит солдатами и студентами.

Добираться из Хайфы до Тель-Авива впервые мне пришлось полгода назад. Тогда я многого не знал, а теперь, умудренный опытом, постараюсь уберечь всех от тех ошибок, которые сделал сам. Итак, хватит прелюдий, пора в путь!

На автомобиле

На машине добраться будет проще всего, не потребуется покупать никаких билетов, а также оплачивать проезд по платным дорогам. Вот схема маршрута:


Вся дорога пройдет по трассе № 2, выглядит она так:


Добраться можно примерно за час. Если нет собственной машины - тоже не беда, можно воспользоваться услугой аренды. Дабы упростить себе поиски, рекомендую воспользоваться сайтом вроде вот . Для аренды требуется:

  • иметь водительские права;
  • быть старше 21 года;
  • деньги, притом сумма должна быть с учетом оплаты не только самой аренды, но и залога за машину, по возвращении автомобиля сумму залога возвращают.

На трассе загруженность обычно средняя, пробки бывают крайне редко. По другим дорогам ехать я бы не советовал, так получится дольше, скорее всего. Впрочем, в любом случае, на машине ехать будет удобнее, чем любым другим транспортом. Лично я очень рекомендую.

На автобусе

Тут есть нюанс. В самом сердце Хайфы есть автостанции, но от них прямых автобусов до Тель-Авива нет. Да и вообще ситуация с автобусами в Израиле очень запутанная, особенно для тех, кто не владеет ивритом. Поэтому я настоятельно рекомендую присмотреться к автобусам компании Egged, выглядят они вот так:


Для того, чтобы разобраться с расписанием, рекомендую посетить компании. Вот скриншот оттуда:


Лучше всего уезжать с автостанции на окраине города. Располагается она вот здесь:


Как видно, и железнодорожная станция находится рядом, но о поездах речь пойдет чуть ниже. Что касается автобусов, есть некоторые нюансы, которые следует знать. Прежде всего, остановки объявляют только на иврите, иногда на арабском. Поэтому небольшой лайфхак: следует отыскать кого-то, кто говорит по-русски или по-английски, и заранее попросить предупредить, когда будет пора выходить.

В автобусе хоть и комфортно, но кроме кондиционера, там больше ничего нет. Нет ни багажного отделения, ни мультимедийных систем, ни каких-либо других развлечений. В пути придется провести часа полтора, так что время, проведенное в автобусах № 910 или № 921 (именно эти маршруты подходят). Прибывают все автобусы на автостанцию в Тель-Авиве, расположенную по ул. Левински, 108.


На мой взгляд, вариант с автобусом неплох. Рейсов много, пересадки не требуются... Правда, если попытаться уехать из самого центра Хайфы, то тогда пересадка потребуется, она будет делаться как раз на той остановке, с которой я предлагаю уехать.

Где купить билет

Билет онлайн купить нельзя. Точнее, попытаться можно, но получится, только если клиент - гражданин Израиля.

Стоимость билета

Цена билета составляет 21,5 шекель (эквивалент 5 евро).

На поезде

Железнодорожная станция в Хайфе, как я уже говорил, располагается недалеко от автовокзала. В Тель-Авиве, в принципе, та же ситуация.



Как видно, пересадки не требуются. Рейсов довольно много, отправляются поезда каждый час, так что застрять на вокзале вряд ли придется. Билеты обычно есть, заранее покупать не нужно.

В вагоне поезда есть туалетная комната, расстояния между сиденьями больше, и вообще тут условия получше. Станции объявляют кроме местных главных языков (иврита и арабского) еще и на английском. Поскольку промежуточные станции по дороге есть, это не будет лишним.

Где купить билет

Билет онлайн купить никак не получится.

Стоимость билета

Цена проезда составляет 27,5 шекелей (примерно 6,5 евро).

Итоги

Другие виды транспорта в данном случае неактуальны. Поскольку точки отправления и прибытия почти идентичны, каждый может выбрать то, что ему подходит. Если хочется скорости и комфорта, лучше приобрести билет на поезд, а кто желает сэкономить и больше познакомиться с местными, тому лучше на автобус. Всем удачных путешествий!

Tel Aviv-Yafo is a major city in Israel, located on the country"s Mediterranean coastline. It is known to be the financial center and the technology hub of Israel, with a population of within city limits. Tel Aviv is the largest city in the Gush Dan region of Israel. Tel Aviv is also a focal point in the high-tech concentration known as the "Silicon Wadi". - Wikipedia

Things to do in Tel Aviv

  • White City

    The White City (Hebrew: העיר הלבנה, Ha-Ir ha-Levana) refers to a collection of over 4,000 buildings built in a unique form of the Bauhaus or International Style in Tel Aviv from the 1930s by German Jewish architects who immigrated to the British Mandate of Palestine after the rise of the Nazis. Tel Aviv has the largest number of buildings in the Bauhaus/International Style of any city in the world. Preservation, documentation, and exhibitions have brought attention to Tel Aviv"s collection of 1930s architecture. In 2003, the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO) proclaimed Tel Aviv"s White City a World Cultural Heritage site, as "an outstanding example of new town planning and architecture in the early 20th century." The citation recognized the unique adaptation of modern international architectural trends to the cultural, climatic, and local traditions of the city. Bauhaus Center Tel Aviv organizes regular architectural tours of the city.

  • Neve Tzedek

    Neve Tzedek (Hebrew: נווה צדק, lit. Abode of Justice) is a neighborhood located in southwestern Tel Aviv, Israel. It was the first Jewish neighborhood to be built outside the old city of the ancient port of Jaffa. Originally a Mizrahi Jewish and Yemenite Jewish neighbourhood, for years, the neighborhood prospered as Tel Aviv, the first modern Hebrew city, grew up around it. Years of neglect and disrepair followed, but since the early 1980s, Neve Tzedek has become one of Tel Aviv"s latest fashionable and expensive districts, with a village-like atmosphere. Literally, Neve Tzedek means Abode of Justice, but it is also one of the names for God (Jeremiah 50:7).

  • Rothschild Boulevard

    Rothschild Boulevard (Hebrew: שדרות רוטשילד, Sderot Rotshild) is one of the principal streets in the center of Tel Aviv, Israel, beginning in Neve Tzedek at its southwestern edge and running north to Habima Theatre. It is one of the most expensive streets in the city, being one of the city"s main tourist attractions. It features a wide, tree-lined central strip with pedestrian and bike lanes.

  • Tel Aviv Museum of Art

    The Tel Aviv Museum of Art (Hebrew: מוזיאון תל אביב לאמנות Muze"on Tel Aviv Lamanut) is an art museum in Tel Aviv, Israel. It was established in 1932 in a building that was the home of Tel Aviv"s first mayor, Meir Dizengoff. The Helena Rubinstein Pavilion for Contemporary Art opened in 1959. The museum moved to its current location on King Saul Avenue in 1971. Another wing was added in 1999 and the Lola Beer Ebner Sculpture Garden was established. The museum also contains "The Joseph and Rebecca Meyerhoff Art Education Center", opened since 1988.

Аэропорт Бен-Гурион (TLV) – крупнейший международный аэропорт Израиля, расположенный в его столице — Тель-Авиве.

Аэропорт расположен в 19 км к юго-востоку от Тель-Авива, входит в пятерку лучших аэропортов на Ближнем Востоке. Помимо аэропорта Бен-Гурион, к северу от Тель-Авива есть еще один аэропорт - Сде-Дов, который обслуживает внутренние авиалинии по направлениям Эйлат, Хайфа, Кирьят-Шмона.

В аэропорту Бен-Гурион 2 терминала: Терминал 1 и Терминал 3.

Терминал 1 обслуживает рейсы бюджетных авиакомпаний и лоукостеров: Vueling, easyJet, Wizz Air. Терминал 3 обслуживает остальные рейсы, включая рейсы в Россию.

Аэропорт расположен в 19 километрах от Тель-Авива. Это расстояние можно преодолеть на поезде, автобусе или такси примерно за полчаса.

Как добраться из аэропорта Бен-Гурион в центр Тель-Авива

На поезде

Пожалуй, это самый удобный вариант. Поезда считаются в Израиле самым комфортабельным общественным транспортом. Во всех поездах есть туалет, зарядки для телефона/ноутбука и можно заранее забронировать место. Ввиду того, что движение на дорогах в Израиле напряженное, все больше людей предпочитает железнодорожный транспорт автобусам и автомобилям.

Расписание движения поездов доступно на сайте железных дорог Израиля. Железнодорожные платформы находятся в терминале № 3 аэровокзала, на самом нижнем этаже.

Если вы вылетаете из терминала 1 и прибыли в аэропорт на поезде, то для проезда в терминал 1 можете воспользоваться бесплатным автобусом-шаттлом №5, который курсирует между терминалами аэропорта.

На поезде из аэропорта вы сможете добраться до 4 остановок в центре Тель-Авива:

  • Tel Aviv HaShalom
  • Tel Aviv-HaHagana (это центральный ж/д вокзал)
  • Tel Aviv Center – Savidor
  • Tel Aviv – University

Время в пути до станции Tel Aviv-HaHagana – 12 минут. Стоимость билета на поезд до любой из четырех станций в центре Тель-Авива – 13,50 шекелей.

Примеры цен на билеты Аэропорт — Tel Aviv-HaHagana с сайта израильских железных дорог:

На железной дороге действуют скидки и особые тарифы:

  • Проезд детям младше 5 лет бесплатный.
  • Билет для ребенка от 5 до 10 лет стоит на 10% дешевле взрослого.
  • Студентам скидка 10% по предъявлении ISIC-карты.
  • Пенсионеры оплачивают половину стоимости (уточнять в кассе).

Билеты на поезд можно приобрести в кассе или автомате по продаже в зале прилета. Билет нужно сохранять до конца поездки, т.к. выход из поезда осуществляется только по билетам. Поезда курсируют с 05:16 до 23:20 каждые 30 минут с понедельника до обеда пятницы. С обеда пятницы и до вечера субботы в Шабат транспорт в Израиле не работает вообще, включая поезда. В пятницу движение заканчивается в 15.00. В субботу первый поезд отправляется вечером, около 20.00.

Если ваш отель расположен в центре Тель-Авива, в районе улицы Ха-Яркон или Бульвара Шауль ха-мелех, то вам нужно ехать до ж/д станции Tel Aviv-Savidor Center. Время в пути – 20 минут без пересадок.

На поезде можно добраться с пересадкой на центральном вокзале Тель-Авива до Иерусалима, Хайфы, Нетании, Бат Яма и других городов Израиля.

Рядом с железнодорожным вокзалом Tel Aviv-Savidor Cente находится автовокзал Arlozorov, откуда, как с центрального автовокзала Тель-Авива, отправляются междугородние автобусы.

На автобусе

Остановка общественного транспорта в аэропорту расположена на 2 этаже около выходов 21 и 23. С остановки каждые 15 минут с 05:00 до 22:00 отправляется бесплатный автобус-шаттл №5 (зеленого цвета) компании Egged до остановки в комплексе Airport City, где вы сможете пересесть на регулярные городские маршруты до центра Тель-Авива: № 249, 423, 930, 943, 947 и 950. Обратите внимание на то, что эти маршруты автобусов не заезжают на остановку в самом аэропорту под названием Ben Gurion Airport.

Расписание автобуса-шаттла можно посмотреть на сайте Egged .

От Airport City автобусы в город ходят со следующим графиком:

  • в будние дни с 7.00 до 20.30.
  • в пятницу выполняется два рейса – в 10.30 и 14.00
  • в субботу есть единственный рейс, в 21.30 от «Аэропорт-Сити».

Оплата за проезд на городских маршрутах осуществляется непосредственно водителю или в кассе по продаже билетов на автобусной остановке. Автобусы останавливаются на центральной автобусной станции Тель-Авива.

Маршруты автобусов:

  • Автобус №249: Петах Тиква – Реховот;
  • Автобус №423: Петах Тиква – Иерусалим;
  • Автобус №930: Нетания - Иерусалим;
  • Автобус №943: Хадера - Иерусалим;
  • Автобус №947: Хайфа – Иерусалим через Нетанию;
  • Автобус №950: Иерусалим – Нетания.

Заезжая в города на пути своего следования, междугородние автобусы становятся городскими и останавливаются на каждой остановке, поэтому время поездки до центра может значительно увеличиться.

Как добраться из аэропорта Бен-Гурион в Иерусалим

Из аэропорта Бен-Гурион в Иерусалим можно добраться следующими способами:

  • Автобусы №947 и №950 с остановки в Airport City

Автобусы ходят каждый день с 06:30 до 21:00, кроме субботы. По четвергам автобусы ходят до 16:00. Стоимость билета в одну сторону – 24 шекеля. Продолжительность поездки – около 2 часов.

  • Поезд + автобус

Первый поезд из аэропорта Бен-Гурион отправляется в 05:35, последний в 19:35. Вам нужно доехать до ж/д станции Tel Aviv Center – Savidor, а затем пересесть на автобус №480 до Иерусалима. Этот автобус отправляется каждые 10 минут. Время в пути – 1,5 часа.

  • Поезд

Имейте ввиду, что ж/д станция Jerusalem Malha удалена от центра Иерусалима. Кроме того, вам надо будет сделать пересадку в центре Тель-Авива - на ж/д станции Tel Aviv-HaHagana. Время в пути – 1 час 40 минут. Стоимость билета: 20 шекелей.

  • Совместное такси шерут

Это один из самых удобных способов добраться до Иерусалима. Шерут - это маршрутка, рассчитанная на 10 пассажиров. У маршрутного такси нет расписания, шерут отправляется, когда наберется достаточное количество пассажиров. Следует принять в расчет вероятность возможного ожидания заполнения шерута при планировании поездки. Поездка займет около 2 часов, так как всех пассажиров будут развозить по их отелям. Плата за проезд фиксированная и зависит от расстояния, обычно билет стоит на 10% ниже, чем в автобусе аналогичного маршрута. Оплата производится водителю при посадке. При необходимости можно попросить чек об оплате. Стоимость билета: 50-70 шекелей. Преимущество шерута в том, что он работает по праздникам и в Шабат – по субботам.

Как добраться из аэропорта Бен-Гурион в Хайфу

До Хайфы из аэропорта Бен-Гурион удобнее добираться на поезде, если вы прилетаете не после обеда в пятницу или в субботу. В Шабат удобнее всего будет взять такси или шаттл.

  • Поезд

Вам нужно доехать до ж/д станции Haifa – Hof HaKarmel, откуда уже на автобусе можно будет добраться до вашего отеля или до ж/д станции Haifa Merkaz-Hashmona (Haifa Central), откуда ходит метро. Время в пути – 1,5 часа. Стоимость билета: 41,5 шекелей.

  • Автобус №947

Автобус отходит с остановки в Airport City. Не рекомендую на нем добираться до Хайфы, т.к. поездка длится больше двух часов и надо делать пересадку, а особенно в жару это очень некомфортно.

  • Совместное такси шерут

Шерут заберет вас от аэропорта. В зависимости от расположения вашего отеля в Хайфе вы заплатите за поездку от 80 до 120 шекелей.

Как добраться из аэропорта Бен-Гурион в аэропорт Сде-Дов

Как уже упоминалось, к северу от Тель-Авива есть еще один аэропорт - Сде-Дов, который обслуживает внутренние авиалинии по направлениям Эйлат, Хайфа, Кирьят-Шмона.

Добраться из одного аэропорта в другой можно на поезде. Название конечной остановки – аэропорта Сде Дов – пишется как Sderot . Время в пути на поезде – 1 час 48 минут. Есть одна пересадка – на железнодорожном вокзале Tel Aviv-HaHagana. Стоимость билета – 23 шекелей.

Как добраться из центра Тель-Авива в аэропорт Бен-Гурион

При поездке в обратном направлении рекомендую вам выезжать в сторону аэропорта заблаговременно, т.к. в израильских аэропортах очень серьезная система досмотра вылетающих пассажиров. Поэтому советую вам выезжать в аэропорт Бен-Гурион из центра Тель-Авива, по крайней мере, за 4-5 часов до вылета.

  • Если вы едете в аэропорт из центра Тель-Авива на поезде, то вам надо доехать до ближайшей от вас ж/д станции, указанные выше, сесть на поезд до станции Ben Gurion Airport. При поездке до Бен-Гуриона на автобусе вам надо доехать до центрального автовокзала Тель-Авива и сесть на один из междугородних автобусов: № 249, 423, 930, 943, 947 или 950. Доехав до остановки Airport City, пересесть на бесплатный шаттл №5 до аэропорта.
  • Если вам надо добраться в аэропорт Бен-Гурион из Иерусалима , то вы можете выбрать из следующих видов общественного транспорта: автобусы №947 и №950, отправляющиеся с центрального автовокзала Иерусалима HaMerkazit Shel Yerushalayim до остановки Airport City, после чего вам надо будет пересесть на бесплатный шаттл №5 до аэропорта или поезд с железнодорожного вокзала Jerusalem Malha до аэропорта Ben Gurion с пересадкой на вокзале Tel Aviv-HaHagana.
  • При поездке в аэропорт Бен-Гурион из Хайфы вы можете выбрать между автобусом №947, который отправляется с центральной автобусной станции Хайфы Bat Galim и прибывает на остановку Airport City, после чего вам надо будет пересесть на бесплатный шаттл №5 до аэропорта или поездом с ж/д станций Haifa – Hof HaKarmel или Haifa Merkaz-Hashmona (Haifa Central). Поезд из Хайфы до аэропорта Бен-Гурион идет без пересадок.

Наиболее комфортным является проезд на такси или на совместном такси шерут.

Из аэропорта на такси

Такси в Израиле – удовольствие недешевое, но за комфорт стоит заплатить. Стоимость такси в Тель-Авив - от 160 до 180 шекелей (от 40 до 45 долларов). Служба такси по субботам не отдыхает, работает ежедневно и круглосуточно.

Дорога в Тель-Авив занимает без пробок 25 минут, в Иерусалим - 50 минут, в Хайфу - 1,5 часа.

Хочется обратить Ваше внимание на то, что в Тель-Авиве работает известное мобильное приложение GetTaxi.

Заказать трансфер

Вы также можете воспользоваться трансфером, чтобы добраться из аэропорта до нужного вам места в Израиле. Рекомендуем воспользоваться услугами международного сервиса бронирования автомобильных трансферов Kiwi Taxi. Водитель встретит Вас прямо в аэропорту с табличкой, доведет Вас до автомобиля и довезет без остановок. Воспользуйтесь формой поиска ниже.

На арендованном автомобиле

Где недорого жить в Израиле?

Искать отели в Израиле советуем через сервис RoomGuru , который позволяет сравнить цены по большому количеству систем бронирования отелей. Сравнение цен в разных системах поможет Вам сэкономить ваши деньги, так как жилье в Израиле не из дешевых. Если нет времени долго думать, ищите на проверенном Booking.com .

Где искать дешевые авиабилеты в Израиль?

Воспользуйтесь удобной формой поиска авиабилетов: введите пункт отправления и назначения и предполагаемые даты поездки, а затем нажмите «Найти авиабилеты». Поисковик подберет для Вас оптимальный маршрут и покажет минимальную цену среди авиакомпаний и агентств по продаже авиабилетов.

Самостоятельная поездка в Израиль осмотреть достопримечательности Хайфы, добраться в сады Бахаи, увидеть стены Акко и городскую цитадель, оценить архитектуру Израиля; хотите знать больше про Хайфу и Акко - читайте рассказ про путешествие в Израиль без турфирмы

После двух дней, проведённых в Тель-Авиве, я почувствовал, что акклиматизировался, пообтёрся и сжился с израильскими реалиями. Пора было браться за осмотр других городов, и первыми в списке стояли Хайфа с Акко.

Добраться из Тель-Авива в Хайфу на общественном транспорте можно двумя путями. Поездка автобусом займёт где-то полтора часа и обойдётся в 25 шекелей. Билет на поезд до Хайфы стоит дороже, 30 шекелей, но есть возможность немного сэкономить, так как оплатившие проезд сразу туда и обратно получают скидку в 10 процентов, то есть в оба конца выходит 55 шекелей. Железная дорога к тому же удобнее и составы ходят регулярно, порой 3 раза в час. Так что я выйдя из гостиницы тут же на Allenby поймал маршрутку линии 16, заплатил 6.6 шекелей, доехал до железнодорожной станции «Tel -Aviv Ha Hagana », купил в кассе билет и вскоре уже катил на север.

За час поездки я вдоволь насмотрелся пейзажей Израиля, и отметил, что выглядит страна куда культурнее той же Иордании; понравилась мне и ухоженность полей, и качество дорог. Вот ведь, думал я, и климат практически тот же, что у соседей, и почвы, и то, и сё, а тут порядок, тогда как иорданцы тонут в нищете и грязи…

За размышлениями на эту тему я несколько отвлёкся от заоконных панорам, и едва усел заметить, как мелькнула надпись «Haif a». Хорошо, мне было известно, что первой по дороге из Тель-Авива идёт станция «Haifa HaKarmel », а то бы вывалился вместе со множеством людей на окраине города вместо того чтобы добраться до центра Хайфы: там находится нужная всем туристам в первую очередь станция «Haifa Center HaShmona», а перед ней есть ещё «Haifa Bat Gallim». Поезд идёт вдоль моря и огибает огромную гору Кармель по её подошве, отсюда и подобная конфигурация железной дороги. Вроде как из района Бат Галим можно подняться наверх по канатной дороге, но поскольку главные достопримечательности Хайфы сосредоточены всё-таки около центрального вокзала, то и ехать из Тель-Авива лучше всё-таки до станции «Haifa Center HaShmona».

Когда точно основана Хайфа, затрудняются сказать даже очень сведущие учёные, им известно только, что город упоминался в документах, созданных три с половиной тысячи лет назад. Тогда рядом с горой Кармель существовала всего-то рыбацкая деревушка, развиваться которой мешала соседняя Акра, богатый и процветающий порт. Серьёзные изменения судьба Хайфы претерпела во второй половине XIX века, когда её избрали своим местом жительства немецкие колонисты, мечтавшие создать в Палестине некое подобие рая на земле. Они считали, что упорным трудом смогут приблизить второе пришествие Христа, и хотя пришествия так и не дождались, их стараниями городок разительно преобразился – достаточно пройтись по району, где обосновалась немецкая колония Хайфы, и сразу будет видно, как сильно отличаются здешние дома от окружающей застройки: необычная архитектура зданий и широкие, прямые улицы совсем не похожи на традиционные кварталы Ближнего Востока. По-немецки аккуратные здания служат теперь излюбленной целью для объективов приезжающих в Хайфу туристов.

Однако как ни живописна Немецкая колония Хайфы, но куда более живописны Бахайские сады, главная городская достопримечательность. Это поистине сказочное местечко, куда надо попасть всенепременно. Я вот немножко не рассчитал время, и сложись обстановка чуть-чуть иначе, точно остался бы без самого лакомого блюда. Дело в том, что попасть в Бахайские сады Хайфы можно только с организованной экскурсией; группы запускаются по хитрому расписанию от двух до пяти раз в день, в зависимости от дня недели и месяца. Чаще всего туры проходят на иврите, есть варианты с английским, экскурсии по Бахайским садам на русском языке проводятся по субботам и понедельникам в 11:30. Рассчитывать лучше всё-таки на понедельник, так как с утра в субботу добраться до Хайфы из того же Тель-Авива нельзя, ибо шабат, и транспорт не ходит вообще…

С вопросом, как добраться в сады Бахаи, я разобрался оперативно: выйдя из центрального вокзала, прошёл пару кварталов на восток, свернул к югу, и вскоре вышел на конечную станцию фуникулёрной дороги, местными жителями горделиво именуемую «метро». Проезд в метро Хайфы стоил 6.6 шекелей, стандартная, уже знакомая мне по Тель-Авиву такса. Билет покупается в автомате прямо на станции, далее через турникет в вагончик, и дуем наверх. Также можно добраться до садов Бахаи автобусом маршрута 23, но подземкой оно как-то кошернее...

Конечный пункт фуникулёра «Gan Ha"em» находится на высоте 270 метров, путь почти в 2 километра до неё от исходной точки «Paris Square» занимает около 10 минут – по-моему, гораздо приятнее «восходить» на гору Кармель сидя в вагончике, чем наверх карабкаться по жаре. По дороге фуникулёр делает 4 промежуточных остановки, там выходят главным образом местные жители, туристы же в полном составе едут до конца.

Расставшись с метро Хайфы на конечной станции, человек почти сразу окунается в волшебный мир панорам, ведь со смотровых площадок на горе Кармель открываются чудные виды. Они, правда, были бы куда более чудными, кабы справа пейзаж не портили трубы и краны местного порта, да и пакгаузы в районе железнодорожной станции хорошо бы убрать, без них округа смотрелась бы значительно приятнее.

Впрочем, увлекаться панорамами в данным момент не резон: количество мест на каждой экскурсии в Бахайские сады ограничено, и ежели заранее не записаться, можно оказаться в дураках; есть, конечно, шанс присоединиться к англоязычным группам, стартующим ежедневно в полдень, но послушать экскурсию на русском многим всё же приятнее, как мне кажется. Поэтому сначала следует записаться в группу, а потом уже идти любоваться окрестностями. Запись идёт в неприметной будочке слева от главной смотровой площадки, это улица Yefe Nof. Как правило, народ, узревший красивейшие виды спускающихся террас, начинает судорожно их фотографировать и теряет время, так что поспешайте прямиком к упомянутой будочке и вносите свою фамилию в список. Вход в Бахайские сады бесплатный, все формальные процедуры – чистая проформа, полагаю, для отчётности, потому что паспорта и другие документы никто не спрашивает. А вот потом, когда дело сделано, можно и по округе прогуляться, и панорамы поснимать и себя на фоне Хайфы запечатлеть…

Стоит только помнить, что расписание экскурсий по Бахайским садам – вещь довольно умозрительная, в правилах посещения чётко сказано, что туры могут быть отменены из-за дождя. Действительно, доложу я вам, спускаться по скользким от воды ступеням не очень приятно, и всецело я понимаю опасения бахаистов за жизнь и здоровье дорогих гостей. Нашей группе пришлось испытать несколько неприятных минут, потому что стоило мне появиться на склоне горы Кармель, как с моря натянуло дождевой заряд. Поначалу пелена дождя, закрывающая неприглядный порт, казалась даже забавной, но по мере того, как она приближалась, мне становилось не по себе. Оставалось молиться, чтобы экскурсия стартовала до того как на Бахайские сады Хайфы упадут первые капли. Мои молитвы были, видимо, услышаны, и дождь начался в тот момент, когда толпа в три десятка человек успела спуститься на первую террасу. Оттуда хода назад уже не было, и гид, помявшись, завёл нас в какое-то хозяйственное помещение, откуда мы через 7 или 8 минут вышли на свежий воздух и продолжили экскурсию.

Из слов нашего проводника выходило, что на довелось посетить по-настоящему святое место, типа мусульманской Мекки. Комплекс Бахайских садов обустроила община бахаистов, религиозного движения, насчитывающего около 5 миллионов последователей по всему миру. Адепты веры считают, что все религии Земли должны объединиться – в рамках этого учения такие видные фигуры, как Христос, Будда, Магомет, Заратустра считаются воплощениями единого бога, а не самостоятельными личностями. За это приверженцев бахаизма старательно преследуют мусульмане, да и многие христиане поглядывают на них косо. Так или иначе, а Хайфа уже давно считается всемирным центром бахаистов, в 1953 году на склоне горы Кармель был выстроен мавзолей основателя веры, а через 34 года начались обширные работы по созданию Бахайских садов. Гора в итоге украсилась девятнадцатью красивыми террасами, девять из них находятся в верхней части садов, столько же внизу, центральная площадка украшена усыпальницей Бахауллы. Числа 19 и 9 для бахаистов сакральны, и вся композиция, таким образом, пропитана глубоким смыслом. Во время экскурсии по садам Бахаи гид достаточно подробно рассказывает о вере, её распространении, символическом значении каждой детали оформления, однако достаточно быстро народ перестаёт его слушать, ведь вокруг столько интересных объектов для съёмки. Нам ещё дополнительно мешала воспринимать информацию компания из десятка арабов, ведших себя совершенно по-свински, и я лично так и не понял, зачем притащились на экскурсию туповатого вида жирюханы со своими замотанными в чёрное бабами, не говоря уже о непоседливых отпрысках; сказано же, что по террасам садов можно только спускаться, подниматься разрешено только бахаистам, а арабам хоть бы хны, они чуть ли не бегали взад и вперёд, а беседовали так и вообще в голос, ну чисто наши отечественные гопники…

Естественно, вся эта шайка-лейка на пошла по окончании экскурсии в Бахайские сады смотреть документальный фильм про бахаистов, да и вообще, честно говоря, мало кто пошёл в кинотеатр, устроенный под мавзолеем – в нижнюю часть садов нас не повели, ограничились только верхней половинкой. Что ж, я с интересом посмотрел кино, на добротном английском рассказывавшее про первые шаги бахаизма и последовавший затем расцвет учения. Меня больше всего порадовал интересный видеоряд, потому как все основы учения Бахаи и полезная информация насчёт веры содержалась в полученном мной при входе буклете на русском языке.

После окончании экскурсии в сады Бахаи я немного погулял по городу, который меня совершенно не вдохновил: нынешняя Хайфа скорее всё же промышленный центр и крупный порт, нежели туристическое место наподобие того же Акко. Так что историческое очарование, свойственно старинным городам, тут явно утрачено, хотя есть и кое-какие интересные объекты. Например, важной достопримечательностью Хайфы считается Национальный морской музей Израиля, где хранятся многие ценные экспонаты, самые древние из которых относятся к эпохе античности. Увы, я в музей не попал, и ля меня знакомство с морской историей страны ограничилось наблюдением за подводной лодкой, выходившей с базы ВМФ в надводном положении – она словно огромный кит резала волны, прежде чем не скрылась вдали.

Другая достопримечательность Хайфы, Национальный музей науки, технологий и космоса, интересен, по-моему, главным образом молодому поколению из-за интерактивных аттракционов, 3D -кинотеатра и прочего добра современной закваски. Меня же больше интересуют места исторические, и потому древняя цитадель Акко привлекала меня значительно больше, чем оставшиеся достопримечательности Хайфы – основали город по крайней мере четыре тысячи лет назад, и это чуть ли не единственный в мире населённый пункт, где люди продолжали жить всё время, без перерывов. В те далёкие времени Акко служил важным портом финикийцев и притягивал к себе торговлю всего восточного Средиземноморья. Его поочерёдно захватывали жители соседнего Тира, македоняне Александра Великого, войска египетских Птолемеев, солдаты Селевкидов, римляне, арабы, крестоносцы, а город снова и снова восстанавливал своё положение. В эпоху крестовых походов Акка, называвшаяся тогда Сен-Жан д"Акр, стала ценным опорным пунктом в борьбе европейцев с арабскими полчищами, и после утраты Иерусалима стала столицей земель, оставшихся под контролем крестоносцев. Когда последние владения европейских рыцарей пали, войска египетского султана основательно разорили Акку и нового подъёма горожанам пришлось ждать очень долго – только во второй половине XVIII века деятельный правитель Джазар-паши взялся за развитие подшефных территорий. Благодаря его энергии в городе появилось множество новых зданий, и, главное, прочные укрепления, благодаря которым Акка сумела устоять перед натиском французов во время ближневосточной экспедиции Наполеона. Коротышка планировал устроить что-то вроде второго дубля похода Александра Македонского в Индию, но после захвата Египта с трудом дошёл до Акки, жидко обгадился у её стен и, не сумев взять город, удрал, чтобы заняться Европой.

Добраться из Хайфы до Акко можно всего за 20 минут, поезда ходят где-то раз в час, порой чаще. Проезд стоит на удивление дорого, 15.5 шекелей в одну сторону – ехать-то всего ничего, а по деньгам выходит две трети стоимости билета из Тель-Авива в Хайфу. Акко на этой ветке не конечная станция, составы идут дальше на север, и лучше следить за обстановкой: израильские поезда имеют привычку опаздывать, по времени прибытия ориентироваться сложно, значит надо смотреть влево по ходу поезда, высматривая грандиозные стены древней цитадели. Как они показались, так скоро и выходить.

По выходе стоит пойти зизгагом – один квартал прямо, один влево, и тогда вскоре перед глазами предстанут главные достопримечательности Акко. Они сосредоточены в старых квартал города, обнесённых бастионами. Эти укрепления сами по себе достопримечательность: их не раз улучшали и совершенствовали все, кто владел городом. Самый значительный вклад в строительство стен внесли крестоносцы, однако современный вид фортификации приобрели много позже, во второй половине XVIII – начале XIX века, а старина сохранилась лишь фрагментами. По стенам можно совершить прогулку, лично мне очень запомнился западный участок, о который старательно бились морские валы – в солнечном свете летевшие вверх на десятки метров брызги выглядели сногсшибательно.

Помимо стен большое уважение внушает бывшая цитадель ордена Госпитальеров, прикрывающая город с севера. После потери Иерусалима рыцари-монахи перебрались в Акку и создали это произведение фортификационного искусства. За мощные стены можно пройти, купив билет, тот, кто не пожалеет денег, увидит массу интересного, включая зал, где держали пленных с торчащими из стен кандалами – прямо темница Бонивура в Шильонском замке.

Трудами крестоносцев воспользовались впоследствии арабы, об их многовековом владычестве напоминает крупная мечеть Аль-Джазара. Её построили в последней четверти XVIII века по распоряжению губернатора Джазар-паши. На строительство ушло удивительно мало времени, всего лишь год, по истечении которого перед взглядами горожан предстало очень колоритное здание, сочетающее лучшие традиции османской и персидской религиозной архитектуры.

Теперь надо ненадолго прервать осмотр достопримечательностей Акко, чтобы на участке между мечетью и цитаделью хорошо бы отыскать туристический офис Акко – там можно разжиться буклетами о городе и, главное, получить карту, она очень пригодится во время прогулки по старым кварталам. Они ведь представляют собой настоящий лабиринт из узеньких проходов, каких-то подворотен, улочек, закоулков, прямо как в фильме «Бриллиантовая рука», когда герой Андрея Миронова заблудился. Там и сям виднеются частные дворики, порой встречаются лавочки, из-за одного угла выныривает мечеть, из-за другого показывается христианская церковь.

Один из наиболее интересных объектов старого Акко – францисканская церковь. Согласно записям монахов францисканского ордена Палестину в XIII веке посещал самолично святой Франциск Ассизский. Как раз незадолго до этого исторического визита к палестинским кущам прибыла первая партия монахов, рассчитывавших обосноваться тут всерьёз и надолго. Вместо этого братия через несколько десятилетий вынуждена была отчалить подобру-поздорову, и новую попытку обосноваться в Акко францисканцы предприняли только в XVII веке. Тогда арабские власти разрешили монахам выстроить гостевой дом и небольшой храм. Церковь получилась аккуратной, но неброской, и своим внешним видом практически не выделяется среди окружающей застройки; колокольня её так и вовсе смахивает на минарет.

Полезно будет дойти и до церкви святого Андрея, выстроенной заново на месте разрушенного арабами здания, возведённого ещё в эпоху Крестовых походов. Есть в старых кварталах и другие достопримечательности Акко - кого-то впечатляет торговля восточного базара, кому-то нравятся мечети, некоторые восхищаются местной синагогой, но, на мой взгляд, любой приезжий оценит по достоинству постоялый двор Хан эль Умдан. Когда-то на территории Акко, поддерживавшего активную торговлю с другими городами Средиземноморья, располагалось множество таких комплексов, до нашего времени их дошло четыре штуки. Постоялый двор Хан эль Умдан сразу даёт полное представление о том, как велись дела средневековых купцов: первый этаж отдан под склады, второй оборудован жилыми помещениями на манер гостиницы.

На что ещё стоит обратить внимание, так это на секретный тоннель, проложенный тамплиерами. Когда-то над Акко возвышалась созданная ими цитадель, а подземный проход, частично выдолбленный в скалах, соединял её с портом. Тамплиеры, соответственно, могли получать по тайным коммуникациям еду и воду, оружие и амуницию. Многие века тоннель был забыт и заброшен, обнаружили его не так давно, и почти сразу он сделался важной достопримечательностью Акко. Сейчас подземелья могут навестить все желающие, готовые уплатить 12 шекелей, именно столько стоит входной билет в тоннель Тамплиеров.

Замечу, кстати, что власти города организовали продажу специальных карточек, позволяющих посетить сразу все главные достопримечательности Акко. Получается довольно выгодно, потому что если взять отдельно тоннель Тамплиеров и, допустим, турецкие бани, то 12 и 18 шекелей дадут нам в сумме 30, и хотя комбнированный билет стоит 38 шекелей, по нему можно также посетить без дополнительной оплаты городскую цитадель и музей Оразми, тем самым основательно сэкономив на плате за вход.

Помимо осмотра зданий и построек популярным развлечением гостей Акко является круиз вдоль морского фасада на катере – соответствующее предложение нетрудно обнаружить в порту. Этот порт, к слову, вообще место занимательное, ведь в нём испокон веков базируются не только катера и яхты, но и рыболовецкие судёнышки, так что запах местами соответствующий. Зато вид у порта живописнейший, снимать там можно практически всё подряд. А после того как жажда красивых видов будет утолена, разумно утолить также жажду и голод в одном из прибрежных ресторанчиков с рыбной кухней.

Также не забудьте подняться на южные бастионы Акко, виды оттуда просто чарующие, особенно во второй половине дня. Особенно хорош район маяка, где мне удалось сделать волшебные кадры разбивающихся о берег волн в освещении предзакатного солнышка.

Возвращался я в Тель-Авив из поездки в приподнятом настроении: оказалось, что вполне можно осмотреть Хайфу и Акко за один день, причём без особой спешки и торопёжки. Впечатлений я увёз с севера Израиля массу, и теперь с нетерпением ждал встречи с Иерусалимом – мне казалось, что этот город порадует и видами, и атмосферой…