География китая. Запретный город в пекине Запретный город в китае

Гугун, он же Пурпурный или Запретный город, расположен в самом центре Пекина и, бесспорно, принадлежит к величайшим памятникам мировой культуры. Он был выстроен в начале XV в. императором Чжу Ди. третьим правителем из династии Мин. Этот государь перенёс столицу из Нанкина в Бейдзин (Пекин) и озаботился созданием новой резиденции. В течение 15 лет, с 1405 по 1420 г., - по гем временам достаточно быстро - был возведён дворцовый комплекс, включавший множество сооружений - от величественных храмов до миниатюрных беседок и мостиков властителя Поднебесной отвечал представлениям окружавших престол чиновников-конфуцианцев о величии Сына Неба.

Он был задуман как неприступная резиденция, отделённая от остального мира мощной крепостной стеной и широким рвом. Ещё свежа была память о войнах и смутах, сопутствовавших падению прежней династии Юань во второй половине XIV в. Чтобы подчеркнуть божественный характер власти императоров Китая, при строительстве дворца использовались материалы двух цветов - жёлтого и тёмно-красного, считавшихся в Поднебесной священными. Этих цветов достигали, особым образом обжигая черепицу и кирпич. Отсюда пошло наименование Пурпурный город - Цзыцзинчэн. Второе название - Гугун - означает «дворец прежних правителей», оно появилось позднее и со временем стало основным.

План небесного города

В строительстве Гугуна и его отделке было занято до 100 тыс. ремесленников и около миллиона разнорабочих. Дворцовый комплекс делился на две части - собственно Запретный город и так называемый Императорский город. Последний включал в себя правительственные учреждения, усадьбы высшей знати и дворцовые службы. Здесь же располагались парки, храмы и второстепенные дворцы.
Этот грандиозный ансамбль являет собой квинтэссенцию китайской традиционной архитектуры, мало изменившейся за два тысячелетия. Его территория представляет в плане правильный квадрат, обнесённый кирпичной стеной высотой 10 м и окружённый каналом шириной 60 м. За стенами симметрично расположены дворцы, ворота, внутренние дворы, ручьи и сады. Общая площадь «города» составляет 72 га, из которых постройки занимают 15 га.

Императорский город с его тысячами чиновников, придворных, рабов, рабынь и евнухов был по сути маленьким государством в государстве с собственной иерархией, финансами, законами, судом, тюрьмой. Южная стена этого города сохранилась по сей день, а его сооружения в настоящее время служат резиденциями руководителей Китая.

В Запретном городе жил только сам император с семьёй. Он крайне редко покидал резиденцию. В эту часть комплекса допускались лишь самые приближённые к Сыну Неба сановники. Для простых смертных, даже очень знатных, вход сюда был закрыт. Запретный город счита л ся центром Поднебесной, а значит, и всего мира. В нём находились Гугун — собственно императорские дворцы, Таймяо — Храм Предков, Шэцзитань — Храм Плодородия, священная гора Цзиньшань и священный Западный Парк.

Из всех ворот Запретного города самые знаменитые Ворота Небесного Спокойствия - Тяньаньмынь, ведущие на одноимённую площадь. Стоявшие здесь прежде деревянные ворота сгорели от удара молнии в 1456 г., после чего священнослужители приняли решение задобрить разгневанных духов новыми - с подходящим названием. Перед воротами Тяньаньмынь возвышаются две сакральные колонны - гуабяо - из белого мрамора, украшенные искусной резьбой. К востоку тянется великолепный парк из кедров и кипарисов, многим из которых уже шесть веков. В нём расположен Храм Предков, воздвигнутый при маньчжурских императорах на месте уничтоженного л. Интерьер. аналогичного храма династии Мин.
К западу от ворот Тяньаньмынь находится Храм Плодородия, где совершались моления об урожае и отправлялся культ духов - покровителей! злаков. Неподалёку возвышается священная гора Цзиньшань высотой 60 м. Он имеет пять вершин с беседками на каждой и засажен кипарисами и соснами. На склоне горы растёт старый вяз, обнесённый оградой. По легенде, на нём три с половиной века назад повесился последний император династии Мин, когда маньчжуры захватили город.

От ворот Тяньаньмыш. проходит особая Императорская дорога, возвышающаяся над землёй благодаря специальной насыпи и вымощенная плитами полированного камня. Только император имел право проходить по пей в дни торжеств и ритуальных жертвоприношений. Дорога заканчивается у Полуденных Ворот -У Мынь, увенчанных двухъярусной крышей. Это величественное и вместе с гем изящное сооружение служило символом Солнца и императорской власти. Над воротами была воздвигнута Башня Пяти Фениксов (Уфэнлоу), или Башня Барабанов. Последнее название возникло оттого, что во время торжественных выходов императора на ней били в исполинский барабан.

Вопреки обыденному представлению, главные ворота комплекса — это не Тяньаньмынь, а именно У Мынь. За ними начинается соб ственно З а претный город. Миновав их, чело век попа дал во внутренний двор, пересечён ный кана лом Нэйцзиньшуй — Золотой Рекой. Нэйцзиньшуй облицованы мрамором и обнес ены резной каменной балюстрадой. Через канал перекинуты пять мраморных мос тиков, с имволизирующих пять добродетелей, их к внутренним воротам, именуемым Воротами Высшей Гармонии.

За ними - ещё один большой внутренний двор, способный вместить 20 тыс. человек. На противоположной его стороне, на высокой мраморной террасе, стоит самое значительное здание Запретного города - Тайхэдянь, или Зал Высшей Гармонии. Его высота - 35 м, длина - 63 м, а площадь - четверть гектара. В этой огромной тронной палате император появлялся лишь в особо торжественных случаях, к которым относились и важнейшие праздники (День Урожая, День Дракона и т. и.). Там оглашались указы, полководцам вручались полномочия на ведение войны, лично монархом утверждались высшие учёные звания. Внутри палата украшена великолепно сохранившейся росписью. Перед входом в неё расположены бронзовые скульптуры XVI в.: стражники-львы и черепахи - символ долголетия.
Рядом с главным дворцом расположены ещё два здания: Тайхэдянь - Зал Срединной Гармонии, где совершались важнейшие религиозные обряды с участием императора, и Баохэдянь - Зал Сохранения Гармонии, где китайские чиновники держали экзамен на высшие учёные звания и должности.

Позади главных зданий Гугуна разместились три менее значимых, так называемых Задних дворца. Первый - Дворец Небесной Чистоты (Цяньцингун), где принимали послов и губернаторов. Именно там на Алтаре Света и Истинного Величия хранилось прижизненное завещание императора, в котором он назначал наследника на случай своей кончины. Второй - Дворец Общения Неба и Земли (Цзяотайдань), где праздновались дни рождения Сына Неба и хранились особо важные доку менты и царские печати. И наконец, Дворец Земного Спокойствия (Куиньниньгун), где совершались брачные церемонии членов императорской фамилии. Эти павильоны символизировали абсолютную власть китайских императоров над всеми частями света. Они размещены на террасированных постаментах, к ним ведут длинные лестницы из белого мрамора. Севернее находились жилые покои императоров, их семей и придворных.
Кровли павильонов Запретного города выложены золотистой черепицей; столбы, двери, оконные рамы выкрашены алым лаком; балки перекрытий, плафоны, стены сплошь покрыты тонкой резьбой, росписью и позолотой, парадные павильоны обнесены беломраморными резными парапетами.

Здания Запретного города в изобилии украшены изображениями черепах, оленей, журавлей, бабочек, цветов, олицетворяющих долголетие, благоденствие, мудрость, счастье и красоту. Но больше всего китайцы любили дракона -символ власти Сына Неба. Замысловато загнутые карнизы многоярусных крыш были призваны отпугивать злых духов. Кровли и ворота дворца покрывали цветной глазурованной черепицей с барельефами и иероглифическими надписями. Постройки соединялись между собой проходами, закрытыми двориками и церемониальными воротами.

К западу от ворот У Мынь возвышается Уиндянь — Павильон Воинской Доблести. В эпоху Мин здесь устраивались аудиенции для высших военных чинов империи. В помещении к югу от павильона находилась галерея портретов императоров и императриц древности. Портреты уцелели в бурях войн и революций и оказались в числе экспонатов, вывезенных в 1949 г. на Тайвань. Ныне они выставлены в Тайбейском музее, получившем полуофициальное название Новый Гугун.

Весь дворцовый ансамбль первоначально насчитывал 9999,5 комнат и залов. Это странное на первый взгляд число имеет религиозное объяснение. По преданиям, в Небесном Дворце ровно 10 тыс. комнат, и Сын Неба не считал возможным создавать дворец, превосходящий божественные покои. Поэтому одну крошечную комнатку-чулан посчитали за половину.
Фасады всех главных зданий обращены к югу. Тем самым Запретный город символически «повёрнут спиной» к северу, который в китайской мифологии считался местом пребывания злых демонов и враждебных сил.

ФЕНИКС — ГЛАШАТАЙ ВОЛИ ИМПЕРАТОРА

Возле ворот Тяньаньмынь в торжественной обстановке оглашались императорские указы.

Перед воротами была оборудована специальная Площадка оглашения указов. В начале церемонии все высшие гражданские и военные чины двора выстраивались лицом к северу возле мостика через канал и опускались на колени. Затем министр церемоний выносил текст указа на лаковом подносе и ставил его на паланкин, который несли евнухи. Паланкин проносили вдоль строя коленопреклонённых чиновников к вратам Тяньаньмынь и специальным подъёмником поднимали на надвратную башню, откуда глашатай торжественно зачитывал указ. Затем свиток указа вкладывался в клюв позолоченной деревянной статуи птицы Феникс (Фэнлу), которую опускали на площадь на шёлковых верёвках. Её ставили на тот же паланкин и доставляли в Палату Церемоний, где текст указа размножали и рассылали по всей стране. Эта замысловатая церемония носила название «Провозглашение императорской воли посредством Феникса».

Храм неба и земли

В комплекс музеев Запретного города входят также расположенные за пределами его стен Храм Неба и Храм Земли. Храм Неба — Хуанцюнъюй — занимает площадь 28 га и окружён двумя рядами стен. Его самая важная часть — Храм Молений об Урожае, воздвигнутый в 1420 г. Это круглое здание с трёхъярусной крышей, облицованной черепицей священного жёлтого цвета и увенчанной позолоченным куполом. Высота его 38 м, диаметр — 30 м. Оно воздвигнуто без применения стропил и поперечных балок и даже без несущих внутренних стен.

Одно из храмовых сооружений — Алтарь Неба представляет собой трёхступенчатую террасу из белого мрамора. Три яруса символизируют три элемента мироздания: Небо, Землю и Человечество. Перед ним расположен так называемый Камень Троекратного Эха. Если встать на первую ступеньку алтаря и хлопнуть в ладоши, то эхо будет однократным, со второй ступеньки — двукратным, а с третьей - трёхкратным. Второе сооружение — восьмиугольный Зал Небесного Свода достигает высоты 20 м и обнесено искусно построенной Стеной Эха. Стена Эха замечательна тем, что произнесённые перед ней даже шёпотом слова отчётливо слышны с противоположной стороны стены. Третье здание — Циняньдянь, или Зал Жатвенных Молитв, имеет высоту 27 м. Оно построено в основном из дерева и чудом уцелело во всех войнах и смутах последних полутора веков. Ныне тёмно-синяя глазурованная черепица крыши, искусная резьба по дереву и изумительно украшенный интерьер делают его одной из наиболее заметных достопримечательностей.

Архитектура сооружений Запретного города отличается разнообразием и неповторимостью форм и декора. На карнизах крыш беседок и мемориальных арок(пайлоу) помещали лепные изо б ражения стражей — львов и драконов, а у входов во дворцы и храмы ставили каменных львов.

БЕЗДОННАЯ КЛАДОВАЯ СОКРОВИЩ

К середине XIX в. в результате двух «опиумных войн» и Тайпинс- кого восстания, унёсших порядка 20 млн жизней, Китай очень ослаб и попал в зависимость от европейских держав, а вскоре и от Японии. В I860 г. Пекин был захвачен англо-французскими войсками. Уже после разграбления города и бегства императора победители сожгли Летний дворец - одну из жемчужин Запретного города, мотивируя это необходимостью окончательно поставить на колени побеждённых. Этот великолепный павильон так и не был восстановлен. Ныне его руины можно увидеть в парке Пекинского университета.

После окончания гражданской войны новая власть предприняла усилия по восстановлению экспозиций дворца. Но уже в начале 60-х гг. XX в. работы прекратились в связи с печально знаменитой Культурной революцией, когда многое из национального наследия Китая оказалось под запретом коммунистической власти. Доступ посетителей в Гугун был закрыт, почти все музейные работники разогнаны. К счастью, Запретный город не подвергся очередному разрушению, хотя традиционное китайское искусство и объявлялось «упадочно-националистическим» и «порождением чужеземных династий, угнетавших народ». Со второй половины 70-х гг. музеи Гугуна возобновили полномасштабную научную и культурную деятельность.

В 1900 г., после разгрома Боксёрского восстания, город вновь заняли войска европейских держав. Интервенты уничтожили дворцовую библиотек), где хранились редчайшие старинные рукописи и книги. Из Пекина были вывезены целые эшелоны с золотом, жемчугом, слоновой костью и фарфором. В ходе Синьхайской революции 1911-1913 гг. единоличным хозяином Гугуна стал генерал Юань Шикай, бесконтрольно распоряжавшийся всеми богатствами императорской резиденции. В 1924 г. семья императора Пу И окончательно была изгнана из Запретного города. Во время гражданской войны императорскими сокровищами правительство Гоминьдана расплачивалось с иностранными союзниками.

В 1937 г. Пекин взяли японские войска. Часть коллекций китайцы успели эвакуировать, но львиная доля пропала в хаосе отступления или была захвачена оккупантами. В 1949 г. по приказу Чан Кайши уцелевшие экспонаты вывезли на Тайвань.
В настоящее время для посетителей открыта приблизительно половина территории комплекса. В музее хранится около миллиона экспонатов - более 10 % всех музейных фондов КНР, из них в экспозиции представлено всего 18 тыс. При этом экспозиция непрерывно обновляется. Происходит своего рода круговорот раритетов. Туристы, уже бывавшие в Пекине и посещавшие Запретный город, в следующий свой приезд могут увидеть совершенно новые коллекции.

У генерала А. И. Власова, бывшего в конце 30-х гг. XX в. советским вое н ным советником в Китае, при возвращении в СССР на границе изъяли два чемодана личных подарков Чан Кайши из коллекций Запретного города: старинный фарфор, нефрит, изделия из золота и драгоценных камней.

Сейчас вся музейная экспозиция состоит из двух больших частей. Первая - дворцы и жилые покои императорской семьи, в которых воссоздана прежняя обстановка. Наиболее значимым является Выставочный зал исторических и художественных ценностей, где представлены самые важные экспонаты, в том числе предметы из знаменитых гробниц императора III в. до н. э. Цинь Шихуанди и императора У-Ди, жившего во II в. до и. э. Кроме того, в комплекс входят Выставочный павильон драгоценностей, павильоны живописи, искусства династий Мин и Цинь, керамики, изделий из бронзы, часов.
В целом экспозиция Гугуна даёт возможность ознакомиться с культурными и художественными реликвиями различных периодов истории Китая - от полумифической династии Чжоу до последней Цинь. Он считается крупнейшим дворцом-музеем мира, превосходя и Московский Кремль, и Версаль.

Западные и восточные дворцы
Через юго-западные ворота лежит путь из сада в Западные дворцы, где расселялись вторые по старшинству императрицы, вдовствующие императрицы-матери и наложницы высокого ранга. Каждый из них — это особая усадьба, отделённая стенами от остального мира. Шесть дворцов расположены попарно: Сосредоточенной Красоты, Всеобщего Счастья, Почитания Земли, Вечной Весны, Долголетия и Высшего Начала.

Во Дворце Чистого Колокольного Звона экспони р уются «четыре сокровища кабинета учёного»: уникальной работы бумага, тушечницы и кисти для письма, выполненные лучшими мастерами разных эпох, цветные гравюры по дереву, старопечатные книги X-XII вв.

В восточной части жилых покоев расположены шесть Восточных дворцов: Чистого Колокольного Звона, Благого Солнца, Повиновения Небу, Вечной Гармонии, Почитания Доброты и Вечного Счастья. Внешне они очень похожи на западные дворцы, но в меньшей степени сохранили внутреннее убранство, поскольку здесь размещена экспозиция произведений искусства из императорских коллекций.
В 1644 г., когда династия Мин пала в результате очередного народного восстания, страну захватили маньчжуры, Запретный город был разграблен. Но маньчжурские владыки, основавшие династию Цинь, вскоре восстановили его в прежнем блеске. Были возведены новые храмы и дворцы, разбиты сады и парки. К XVIII столетию Гугун достиг наивысшего великолепия. Здесь сосредоточивались не только шедевры китайского искусства, но и сокровища, вывезенные из соседних стран. По словам летописцев, во дворцах Гугуна «хранились несказанные богатства из земель варваров», Французские миссионеры сообщали: «Удивительно, как много у этого государя интересных и великолепных вещей всякого рода со всех уголков мира». Посол Англии лорд Макартни, посетивший Китай в конце XVIII в., вспоминал о большом количестве вещей европейского происхождения у императора: «Музыкальные шкатулки, глобусы, часы такого изысканного мастерства и в таком изобилии, что наши подарки выглядели в сравнении с ними более чем скромными. И нам сказали, что все эти прекрасные вещи лишь малая часть имеющегося».

Особую коллекцию составляли привезённые иноземными послами дары, в официальных описях именовавшиеся «данью варварских царей законному владыке мира». Китайские источники проводили чёткое различие между «дарами» — предметами, посылаемыми от имени императора, и «данью», под которой понимались любые приношения чужеземцев.
К сожалению, от прежнего великолепия до сегодня дошло немного. Современные экспозиции музеев Запретного города в основном созданы уже в новейшее время.

Чудес в мире гораздо больше, чем нам известно! И одно из таких — Запретный город в Пекине. Это огромнейший дворцовый комплекс, который считается самым большим в мире. Он состоит из множества строений, павильонов, площадей. Всего комплекс насчитывает 9 999 комнат! А площадь занимает более 700 тысяч квадратных метров. Это более чем внушительно, но не удивительно для Китая. Можно сказать, что гигантомания у них в крови, взгляните хотя бы на Великую стену.

Но вернемся к дворцу. Это величайшее сооружение, построенное в начале 15 века, стало по истине произведением искусства. Строительство начиналось по приказу императора Юнлэ (3-го в династии Мин). Он преследовал главную цель — перенести резиденцию, а соответственно, политический центр и столицу Китая из Наньцзина в Пекин. И, надо сказать, ему это более чем удалось. Дальнейшие правители Поднебесной уже вели свою деятельность в этой резиденции.

Вид сверху на Город

Длилось правление в Запретном городе, вплоть до 1911 года, который стал переломным для Китая. В ходе революции была свергнута монархия в угоду демократии.

Уникальность расположения

Уже увидев издали это внушительное зодчество, чувствуешь некую магию архитектуры. Оригинальные строения завлекают смотреть дальше, Лепные фигуры поражают своей пышностью и величием.

Золотые львы

Но особенность Дворцового комплекса не в этом.

Далеко не секрет, что основная философия расположения предметов, влияние сторон света на жизнь человека — это все пришло именно из Китая. У этого народа во всем есть смысл. Чтобы раскрыть и понять его, не хватит всей жизни. Но этим то Поднебесная империя и манит пытливые умы.

Дворец расположен таким образом, чтобы все фасады смотрели на юг. А все потому, что юг является стороной благодати, достатка и процветания.

Во дворец не было свободного доступа. Весь комплекс был разделен на две части. Внутренний дворец был частью обитания личной жизни императора, а внешний — государственной. Во внутреннем дворце располагались залы Небесной чистоты, Земного спокойствия.

Взглянув на фотографии Запретного города, можно увидеть, что большинство зданий выкрашено в яркий цвет. Мало кто знает, но краска эта из-за некогда бывшего названия Пурпурный Запретный город.

Пример украшений в Городе Императора

Самое интересное, что когда пришли маньчжурские завоеватели, они свергли династию Мин, расправились с прежним императором, но к строениям в городе отнеслись весьма почтительно. И даже продолжили активно ухаживать за архитектурой. Благодаря этому дворец не потерял своего величия.

На самом деле, попадая в это место, создается впечатление, что время останавливается и все вкруг замирает. Появляется гармония и спокойствие в душе. Именно в этом месте создается ощущение невесомости, как будто действительно находишься где-то высоко «под небесами».

A. Ворота Умэнь.
Б. Ворота Шэньумэнь.
В. Ворота Сихуамэнь.
Г. Ворота Дунхуамэнь.
Д. Сторожевые башни.
Е. Ворота Тайхэмэнь.
Ж. Павильон Тайхэдянь.
З. Павильон Чжунхэдянь.
И. Павильон Баохэдянь.
К. Флигель Уиндянь.
Л. Флигель Вэньхуадянь.
М. Сад Цынин.
Н. Наньсаньсо.
О. Дворец Цяньцингун.
П. Дворец Цзяотайдянь.
Р. Дворец Куньнингун.
С. Императорский сад.
Т. Павильон Янсиньдянь.
У. Дворец Ниншоугун. Строение и схема Запретного Города

1. Три главных павильона — Чжунхэдянь, Баохэдянь, Тайхэдянь: имеют общий иероглиф, который является своеобразным амулетом и буквально обозначает гармонию и мир. Это самые величественные павильоны показывали всю мощь императора. Но при этом в Китае важно соблюдение органичности во всем. Таким образом, одной из философий является гармоничное существование всех людей и определенное духовное равенство между царем и простым человеком, родителями и детьми, старшими и младшими. Именно для этого и существует также иероглиф на павильонах.

2. Гигантская каменная плита . Этот элемент, возможно, поражает больше всего. Огромная плита украшена великолепными барельефами. Но не они являются загадкой. Дело в том, что плита была доставлена во дворец еще при династии Мин, то есть какой-либо техники в те времена не предполагалось. А вес плиты достигал 300 тонн! Считается, что для ее транспортировки задействовали порядка 16-ти тысяч людей, среди которых были как обычные люди, так и солдаты.

Она расположена сзади одного из главных императорских павильонов — Баохэдянь.

3. Стрела . Между воротами Цянцинмэнь и павильоном Баохэдянь есть площадь, которая разделяла внутреннюю и внешнюю зону владений императора. Подняв голову на транспарант над воротами, можно увидеть стрелу, торчащую оттуда. Это «назидание потомкам» было оставлено правителем династии Цин после крестьянского восстания в 1813-м году. Когда повстанцы с помощью евнухов и других служащих дворца, проникли в Запретный город с целью истребить династию. Один из главарей восстания прицелился и выстрелил в транспарант, в знак своей скорой победы. Надо сказать, что это была очень кровавая картина. Однако восстание было подавлено, предатели казнены, а стрелу оставили, как напоминание будущим поколениям.

4. Чудо-холодильники . Не зря считается, что многие блага цивилизации пришли именно из Поднебесной. Не менее интересным экземпляром Запретного города в Китае считаются и холодильные шкафы, которые располагались во дворце. Эти шкафы охлаждались при помощи льда, запасенного с зимы. Внутри холодильник выложен свинцом, для лучшей герметичности и сохранности продуктов. К тому же конструкция имела отверстия для стока талой воды. Но, конечно, поражает искусство оформления. Кубы были красиво орнаментированы.

5. Гонг . Конечно, мало кто ассоциирует этот инструмент с другой страной. Большой гонг был установлен для оповещения всех о смене караула или о введении чрезвычайного положения.

6. Глазированные фигурки . На всех строениях в комплексе можно увидеть разнообразные керамические фигуры животных. Это не просто украшение. Каждое животное обозначает определенное качество, присущее ему.

7. Мраморная балюстрада с секретом . Когда попадаешь в Запретный Императорский город, невольно обращаешь внимание на шикарную балюстраду из белого мрамора. Она великолепно вписывается в общий «красный» фон построек. Но, как и все в Китае, она имеет свое скрытое предназначение и не является исключительно предметом декора в экстерьере.

Присмотревшись повнимательней, можно заметить, что на балюстраде имеется очень красивая резьба в несколько ярусов и оригинальные столбики по краям ворот. Именно там и прячется главный секрет — сигнальная система.

В каждом столбике есть свой «каменный цветок» с округлой полостью. А в отверстия, которые на первый взгляд могут показаться вымытыми дождями, вкладывалась специальная трубка. Охранник начинал с силой в нее дуть, что приводило шарики в движение и создавало особый приглушенный, но слышимый в каждом уголке города звук. Так сообщалось о пожаре или вторжении, если нельзя или невозможно было воспользоваться гонгом.

Китайский Запретный город — уникальнейшее место. Здесь вы найдете массу тайн и легенд, которые имеют свой смысл. Возможно, это раскроет вас с другой стороны. В Китае все пропитано особым ощущением спокойствия и благоразумия. Побывав в дворцовом комплексе, создается впечатление причастия к чему-то великому, неосязаемому и прекрасному.

Интересное видео о достопримечательностях столицы Китая от китайской девушки-гида (переведено на русский):

Предыдущая фотография Следующая фотография

Запретный город Гугун - самый большой и самый известный дворцовый комплекс в мире, расположен в Пекине. Он служил резиденцией двадцати четырем могущественным правителям двух династий Поднебесной империи - Мин и Цин.

Место для его постройки определено было астрономами и находится оно, по их мнению, точно в центре земного шара.

Сегодня, направляясь в Запретный город, пройти нужно всего сквозь трое ворот: Тяньаньмэнь, Дуаньмэнь и, наконец, главные ворота дворца - Умэнь. В прежние же времена для иностранных послов и чиновников путь во дворец был длиннее: они проходили через пять ворот.

Все убранство и оформление Запретного города пронизано философскими и религиозными идеями и принципами Китая, гласящими в том числе и о том, что императору, несмотря на все его величие, надлежит быть справедливым и мудрым.

Немного истории

Начало строительства Запретного города относится к 1406 году. Императором, давшим указание на его строительство, был Чжу Ди. Существует легенда о том, что проект Запретного города приснился одному из монахов, а он поведал о нем князю, который впоследствии стал императором.

Основной материал, используемый для строительства дворца - дерево, а также кирпич, мрамор, плитка. Почти все постройки внутри комплекса - одноэтажные, а массивные крыши покоятся на мощных колонах, такая конструкция наиболее устойчива к землетрясениям. Фасады всех главных зданий обращены к югу - тем самым Запретный город поворачивался спиной ко всем враждебным силам севера. Главный вход тоже находится на южной стороне.

Запретный город

Запретный город - это не просто красивое название, это также и констатация факта. Простые люди сюда не имели доступа. В закрытом дворце жила семья правящего императора и их многочисленная прислуга. Без разрешения входить в город было запрещено под страхом медленной и мучительной казни - хотя самых любопытных иногда не пугало даже это. Впрочем, не только любопытство заставляло людей проникать в Запретный город, например, последний император династии Мин был доведен до самоубийства ворвавшимися во дворец жителями, которые были разозлены непомерными налогами и голодом.

На род Цин, последнюю правящую династию в Запретном городе, по преданию было наложено проклятие - дом Цин падет от руки женщины. В целом, так и случилось. Бывшая наложница Цыси правила Китаем после смерти мужа, до того момента, пока ее племянник, двухлетний Пу И не стал ее приемником. Малыш стал последним императором и владельцем Запретного города. В 1912 году, в возрасте пяти лет он отрекся от престола, но остался жить во дворце.

В настоящее время в Запретном городе уже нет резиденции правителей, теперь это Императорский музей «Гугун», куда может попасть любой желающий.

По преданию, во дворце Небесного императора десять тысяч комнат. Дворец сына Неба, так называли себя императоры Китая, должен быть хоть немного скромнее, чтобы не затмить Небесного правителя. Так что он занимает он площадь 72 гектара, на которых расположено около восьмисот зданий и в общей сложности всего 9.999 комнат.

На самом деле их там, конечно же, меньше - очевидно, тут просто казалась любовь китайцев к цифре девять.

Город окружен высокой стеной и наполненным водой рвом - каналом Цзиньшуйхэ (Золотая река). Через ров перекинуто несколько мостов - центральные два предназначались только для членов императорской семьи, следующие - для высших военных и гражданских чиновников, а крайние назывались публичными и по ним мог пройти любой обитатель Запретного города, независимо от его чина и происхождения.

На территории Запретного города находится множество красивых и изящных строений. Павильоны, беседки, галереи, а также озера, река, сады. И названия их, как правило ничуть не уступают изяществом внешнему виду - например, павильон Соприкосновения Неба и Земли, Ворота небесной чистоты или Беседка, откуда виден приход весны.

Запретный город неоднократно перестраивали после пожаров, разрушений и ограблений. Однако облик его старались воспроизводить с максимальной точностью, так что то, что мы можем увидеть там сейчас не слишком отличается от первоначального вида дворца.

Коллекция ценных экспонатов пополняется год от года, уже достигла миллиона. Основную часть экспозиции составляют предметы живописи, книги, бронзовые изделия, императорские одежды и драгоценности, выполненные с удивительной искусностью.

Запретный город разделяет центральная ось, протяженностью восемь километров. В центре стоит павильон Тайхэдянь (Зал Высшей гармонии), высота которого почти достигает сорока метров. На протяжении многих веков он оставался самой высокой постройкой Пекина, потому что во времена империи не разрешалось возводить здания выше него - запрет не распространялся только на храмы. В центре павильона установлен Трон, символ власти императора на земле.

Практическая информация

Адрес: 4 Jingshan Qianjie, Dongcheng, Beijing.

Музей открыт с 01.04 по 31.10 - с 08:30 до 17:00; с 01.11 по 31.03 - с 08:30 до 16:30.

Стоимость входного билета для взрослых: с 1 апреля по 31 октября - 60 CNY, в остальные дни - 40 CNY. Детям, студентам и школьникам, пенсионерам предоставляются скидки. К оплате принимаются банковские карты основных международных платежных систем.

Императорский дворец Гугун (Запретный город) - грандиозный комплекс. Он расположен в Пекине и представляет собой огромное количество теремов-веранд с золотистой черепичной крышей. В 1987 году Гугун внесен в список Всемирного наследия. Внутри комплекса располагается сегодня около миллиона экспонатов. Для осмотра доступны лишь около 20 % построек и около половины территории. Но и этого достаточно для туристов. Для обхода всей территории не хватит и целого дня. Даже на беглый осмотр нужно потратить 4-5 часов.

Интересно, что Запретный город состоит из 9 999 построек. Это не случайно! 9 - священная цифра для китайцев. Повторенная четырежды она становится сакральной. Считается, что количество построек не случайное еще и потому, что небесный царь имел дворец с 10 000 помещений, земной император не мог равняться с ним.

История дворца

Строительство дворца было начато при императоре Чэнцзу, принадлежащем к династии Мин. Он решил прочно обосноваться в Пекине и сразу же начал заботиться о сооружении комфортных построек. На строительство Гугуна ушло около 15 лет. Причем только после начала активной эксплуатации теремов мастера поняли, что древесина недолговечна. Практически весь дворец был со временем перестроен. Сгорали одни постройки, на их месте тут же возводились другие.

Когда лучше всего посещать Зимний императорский дворец?

Мы советуем приезжать в Гугун в 8 утра. Билеты нужно приобрести в кассе, которая располагается у ворот Умэнь. На прогулку лучше всего отвести хотя бы 3-4 часа. За менее короткий срок вы просто ничего не увидите. Кстати, некоторые гиды умудряются провести туристов по территории за 2 часа. Но это скорее забег, чем знакомство с удивительной достопримечательностью и настоящим шедевром архитектуры.

Что посмотреть?

  1. Огромный каменный пустырь. Он располагается у входа и пересекается каналом в форме стрелкового лука. По бокам пустыря находятся павильоны с закрытыми окнами. По периметру выставлены чаны из меди. Кстати, растительности здесь нет вообще. Это не случайно! В кронах могли прятаться злоумышленники, планировавшие убийство императора. Пустота территории поддерживалась и потому, что она оказывала давящее воздействие на гостей дворца.
  2. Три павильона (Зал Высшей Гармонии, Зал Средней Гармонии и Зал Сохранения Гармонии). В этих зданиях император переодевался, готовился к обедам, проводил новогодние банкеты, решал рабочие задачи.
  3. Дворец Земного спокойствия. Именно здесь располагалась спальня императора. В этом помещении император обязательно проводил первую брачную ночь и первую ночь нового года.
  4. Императорский сад Юйхуаюань. Чтобы попасть в него, нужно выйти из императорской спальни. Сад отличается удивительной красотой. Он оформлен с использованием камня, древесины и иных материалов.

Конечно, эти здания и сад - лишь малая часть территории. Мы рекомендуем посетить и другие объекты. На экскурсию лучше все-таки отправляться не самостоятельно, а с опытным гидом. Конечно, многие таблички выполнены здесь на английском и хорошо воспринимаются. Тем не менее прогулка со специалистом позволит узнать много интересного о Гугуне. Вам откроются даже те тайны, о которых не пишут в путеводителях.

Запретный город (Гугун) — самый большой дворцовый комплекс в мире. Занесен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия человечества. Был построен в 1406-1420 годах. Отсюда Поднебесной правили 24 императора династий Мин и Цин. Каждый год его посещают более 7 млн. туристов.

Запретным город называется потому, что на протяжении почти 500 лет на его территории мог жить только император, его семья, наложницы, евнухи, охранники и слуги. Остальным людям входить сюда без приглашения было строго запрещёно. Практически все здания датируются XVIII веком. Из-за того, что практически все они выполнены из дерева, курить здесь нельзя.

Вид на Запретный город с парка Угольная горка

Запретный город представляет собой прямоугольник, вытянутый с севера на юг. В него ведут несколько ворот. Дворец окружает ров, шириной 52 м. На сегодняшний день в Запретном городе 980 дворцовых сооружений, а в них 8728 комнат.

Внутренние дворики Запретного города

Полуденные ворота

Южный вход во дворец охраняют Полуденные ворота, в которых есть пять проходов - три центральных и два боковых. Центральный проход предназначался исключительно для императора. Раз в жизни (в день свадьбы) им могла пройти императрица.

Полуденные ворота

Основные цвета Запретного города - жёлтый и красный. Эти цвета не случайно стали главными во дворце императора. В древнем Китае красный цвет означал торжественность, богатство и почитание. Жёлтый - самый чистый цвет, цвет земли - самого важного из пяти первоэлементов.

Красный и жёлтый — основные цвета Иператорского дворца

Зал Высшей гармонии

Главное сооружение Запретного города и самое большое деревянное здание в Китае - зал Высшей гармонии. Вход в него охраняют бронзовые лев и львица. Лев играет с цветным шёлковым шаром - символом вечной власти императора, а львица изображена со львёнком.

Ворота Высшей гармонии

Зал Высшей гармонии

Боковые сооружения на площади возле зала Высшей гармонии

Лев с шёлковым шаром на входе в зал Высшей гармонии

Тронный зал Высшей гармонии

Во дворе перед дворцом с каждой стороны расположены два миниатюрных храма. Храм на восточной стороне символизирует территориальную целостность, на западе — символ богатого урожая.

Миниатюрный храм

На западной стороне террасы у Дворца Небесной Чистоты стоит небольшой павильон, в котором находится Мера Зерна. Она означала, что император предназначен судить, мерить и объединять страну.

Мера Зерна у Дворца Небесной Чистоты

Здесь же можно увидеть пару бронзовых журавлей и черепах с головами дракона, которые символизируют долголетие.

Бронзовая черепаха

Бронзовый журавль

Во дворах Запретного города можно заметить железные чаны для хранения воды от пожара. Всего их 308, а 18 из них — позолоченные. Зимой чаны накрывались одеялами, чтобы вода не замерзала, а в особо холодные дни подогревали углем.

Позолоченные чаны для хранения воды от пожара

Дворец Собранного Превосходства

Дворец Собранного Превосходства — был местом жительства вдовствующей императрицы Цыси. Все перекрытия и балки дворца расписаны цветами, птицами, рыбками и пейзажами. Украшением дворца служат бронзовые драконы и олень, установленные перед входом. Сейчас дворец выглядит точно также, как в то время.

Бронзовый дракон во дворе Дворца Собранного Превосходства

Искусный орнамент на крыше павильонов

Императорский сад

Перед северными воротами Военной доблести находится императорский сад, где императоры и императрицы отдыхали и развлекались. В саду сохранилось много старых кипарисов, декоративных каменных горок, есть беседки и павильоны.

Павильон Тысячи Осеней в Императорском саду

Императорский сад

Северные ворота Военной доблести

Территория Запретного города огромная, целого дня не хватит, чтобы обойти все его закоулки. Традиционно группы туристов ведут по прямому маршруту - от южных ворот до северных. Но если есть время, то можно просто побродить по улицам этого удивительного сооружения. Каждый двор уникален и имеет свои отличительные особенности. В павильонах проходят различные выставки: изделий из бронзы, нефрита, украшений императрицы, оружия и др. Не стоит стремиться посмотреть всё. Лучше посетить несколько улиц, дворцов, посидеть в тенёчке уютных двориков и ощутить царящую здесь атмосферу, чем галопом пронестись по всему Запретному городу так ничего толком и не увидев.

Паланкин во Дворце Вечного Долголетия

Зал Центральной гармонии

Тронный зал Сохранённой гармонии

Как добраться до Запретного города

Запретный город — это самое сердце Пекина, его центр. Поэтому добраться сюда достаточно просто. Станция метро Tian’anmen East (красная ветка метро). Чтобы подойти к Императорскому дворцу нужно пересечь знаменитую площадь Пекина — Тяньаньмень.