Открыть левое меню мичиган. Открыть левое меню мичиган Развлечения и достопримечательности Мичигана

Штат Мичиган

Штат Мичиган расположен на Среднем Западе Соединенных Штатов Америки. Штат входит в группу штатов Северо-Восточного Центра.

Считается 26-м штатом вошедшим в состав США.

Официальная столица штата Мичиган расположена в городе Лэнсинг.

Крупнейший город в штате – Детройт. Среди других крупных городов можно выделить Грэнд-Рэпидс, Уоррен, Флинт, Стерлинг-Хайтс, Энн-Арбор.

Население штата Мичиган составляет свыше 10 миллионов человек.

География

Штат Мичиган имеет площадь более 250,7 тысяч квадратных километров, по этому показателю занимает 11-е место в стране.

Более 40 процентов этой площади приходится на водное пространство.

Территория штата условно делится на два полуострова – Нижнего и Верхнего, соединенных мостом Макино.

На востоке Мичиган граничит с канадской провинцией Онтарио и омывается водами озёр Гурон и Эри, на юге граничит со штатами Огайо и Индиана, на западе граничит с Висконсином и омывается озером Мичиган, на севере омывается озером Верхнее и имеет водную границу со штатами Иллинойс и Миннесота.

Общая береговая линия штата имеет длину 5,2 тысяч километров (самый большой показатель среди континентальных штатов). На территории Мичигана находится более 11 тысяч внутренних озёр, что существенно влияет на климат штата.

История

На протяжении нескольких тысячелетий на территории Мичигана обитали индейские племена. Ко времени появления европейцев здесь обитали индейские племена оджибва (чиппева), оттава, потаватоми и виандот. Первым европейцем, побывавшим на Верхнем полуострове, был Этьен Брюле (1622). В 1668 году миссионер-иезуит Жак Маркетт основал здесь первое поселение Су-Сент-Мари. В 1679 году Робер да ла Салль осуществил постройку первого европейского парусного судна на Верхнем озере.

В 1701 году французский офицер и исследователь Антуан Кадиллак основал поселение Детройт вокруг форта Понтшартрен (назван в честь тогдашнего французского премьер-министра, Луи Фелипо, графа де Понтшартрен).

В середине XVIII века провинция перешла от французов к англичанам в результате Войны с французами и индейцами. После американской Войны за независимость Мичиган вошел в состав Северо-Западной Территории. В 1794 году американские войска разбили индейцев в Битве у поваленных деревьев и по договору Джея получили контроль над несколькими фортами.

В 1805 году была создана Территория Мичиган. Во время англо-американской войны 1812-1814 года она временно оказалась в руках англичан. В 1830-х здесь начался массовый приток переселенцев, связанный с созданием канала Эри, дорожной инфраструктуры, а также с развитием сельского хозяйства и добывающей промышленности.

В 1835 году была подписана конституция штата, но из-за территориального спора с Огайо Мичиган вступил в состав союза лишь 26 января 1837 году Первым губернатором штата стал в 1835 году Стивенс Мейсон.

В Гражданской войне на стороне северян участвовало 23 % мужского населения Мичигана (более 90 тыс. человек), около 14 тысяч из них погибло.

В 1903 году на заводе Генри Форда было основано конвейерное производство автомобилей. В 1926 компания General Motors поставила отраслевой рекорд, доведя годовой объём продаж до 1 миллиардов долларов США.

Экономика

Мичиган, и в первую очередь Детройт, считается центром американского автомобилестроения. Важные статьи доходов также - туризм и охота. Кроме того, имеются полезные ископаемые - нефть, железная руда, природный газ. Штат занимает первое место по производству торфа.

По оценке Бюро экономического анализа, в 2003 году ВВП Мичигана составил 365 миллиардов долларов США.

Штат Мичиган привлекает всех своей красивейшей природой. И это не может быть удивительным, ведь именно этот штат - обладатель той территории, где сегодня располагаются Великие озера. Помимо их, в штате можно насчитать еще более двенадцати тысяч различных озер и водоемов. Помимо этого, многие города славятся своими потрясающими природными парками, а также теми лесами, которые окружают эти города. Но природа - далеко не единственный плюс, чем одарила Земля этот штат. Здесь также можно найти очень много интересных достопримечательностей, которые придутся по вкусу туристам.

Что посмотреть в Мичигане

Нью-Джерси - удивительный штат, где в каждом городе можно найти много всего интереснейшего, что только может быть в Соединенных Штатах Америки. Отправляйтесь в самый большой город штата - Детройт, и там Вы сможете побывать в одном из четырех крупных казино города. Также здесь очень хорошо развит шоппинг, поэтому тут можно приобрести много разных удивительных вещей.

В Энн Арбор можно будет посетить известнейший Мичиганский университет. А еще здесь можно обнаружить удивительно красивую природу. Ведь сам город стоит на реке Гурон, которую практически не коснулась цивилизация и промышленность, которая распространена в Детройте. Красивая река позволит туристу почувствовать себя наедине с природой. Сравните с погодой .

Помимо городов можно отправиться на Великие озера, которые так и манят своим величием большое количество туристов со всех стран мира. Здесь можно не только лицезреть красивую природу и вдыхать удивительной чистоты воздух, но и позаниматься парусным спортом. А любители рыбной ловли смогут насладиться и отдохнуть, сидя в лодке и катаясь на волнах озера.

Маленькие дети тоже будут рады узнать, что в штате можно найти большое количество развлекательных центров, такие как всевозможные зоопарки, парки аттракционов и аквариумы.

Рестораны столицы штата Мичиган

В Детройте можно найти достаточно большой выбор различных ресторанов и кафе. Тут можно найти рестораны, которые готовят американскую кухню, можно найти заведения, специализирующиеся на приготовлении вегетарианской кухни и многие-многие другие.

В кафе Кадё можно найти вкусные сэндвичи, а также различные блюда европейской кухни. Стоимость обеда в данном заведении составит около двадцати четырех долларов. Ресторан Грин Дот Стейблс также снискал хорошую славу среди туристов Детройта. Ресторан готовит неповторимую американскую кухню. Здесь же могут предложить и другие блюда европейской кухни. Стоимость ужина в таком заведении может достигать двадцати три доллара.

Сора Джепенис Ретрон понравится тем людям, которые не могут жить без суши и любой другой японской пищи. Однако цены здесь достаточно высоки. За один обед придется выложить около сорока девяти долларов. Вкусные стейки можно отведать в ресторане Майкл Саймонс Рост за восемьдесят долларов.

В каких отелях можно остановиться

В Мичигане, равно так же, как и в других штатах США с достаточным количеством туристов, не может быть мало гостиниц и отелей. Здесь можно найти отели и гостиницы различного количества звезд, и каждый турист в зависимости от своих пожеланий и требований сможет найти тот отель, который придется ему по вкусу.

Во многих отелях города Детройта даже в двухзвездочных отелях Вам предложат бесплатный вайфай, телевизоры со спутниковым телевидением и еще многое другое. Среди таких двухзвездочных отелей можно остановиться в Детройт Редженси Хотэл.

Трехзвездочные отели предлагают более качественные и разносторонние услуги при бронировании номеров. В отеле Инн он Ферри стрит помимо привычного вайфай интернета можно воспользоваться комфортной ванной комнатой, а также удобным залом для гостей. Тут также каждое утро сервируется шведский стол для завтрака.

Среди четырехзвездочных отелей следует выбрать Зе Вестин Детройт Метрополитан Айрпорт, он предоставляет помимо всех выше перечисленных услуг еще и возможность отдохнуть в сауне или получить спа-массаж.

Штат является достаточно большим по меркам Соединенных Штатов Америки, но при этом здесь нет пятизвездочных отелей, а четырехзвездочный Эм Джи Эм Гранд Детройт является самым дорогим и крупным отелем Штата Нью-Джерси.

Мичиган - штат росомахи, штат Великих озер

Мичиган — это штат, расположенный на Среднем Западе США, в регионе Великих озер. Название в переводе означает «Большая вода» или «Большое озеро». Мичиган является девятым штатом по количеству населения и 11-ым по площади в США. Столица штата — город Лансинг, а крупный город — Детройт. Характерной чертой штата является самая длинная прибрежная граница с пресной водой. Мичиган омывается 4-мя из 5-ти Великих озер США. Кроме того, на территории штата находятся почти 65 тысяч внутренних озер и прудов. Таким образом, любой житель штата находится не далее, чем в 10 км от природного источника воды.

Мичиган имеет водную границу с Онтарио (Канада) с севера и востока, на западе через озеро Мичиган имеет границу со штатами Миннесота, Висконсин и Иллинойс. На южных границах штата Мичиган находятся штат Индиана (на юго-юго-западе) и Огайо (на юго-юго-востоке).

Штат Мичиган обладает континентальным климатом, хотя формально существуют два климатических региона штата. Юг и центральная часть штата склонны к более теплому климату с жарким летом и холодной зимой. На Севере климат более суровый, лето теплое, но короткое, а зимы долгие и холодные. Некоторые части штата с декабря по февраль и даже по начало марта имеют показатели ниже уровня замерзания. Средний уровень осадка по штату составляет 75-100 см осадков ежегодно, однако некоторые районы в северной части штата получают до 400 см осадков в виде снега в зимний период. Показатель самой высокой температуры штата составляет 44° C и зафиксирован в Мио в июле 1936 года, а самые низкие температуры составляют −46° C и отмечены в Вандербильт в феврале 1934 года.


Современные территории штата были изначально заселены коренными американцами, затем эмигрантами из Франции. Таким образом, данная область в 17-ом веке стала называется Новой Францией. После Американской Революционной Войны, а также предшествующей ей Французско-Индейской войны данная территория отошла в пользу индейцев. В 1805 году была сформирована территория современного штата Мичиган, которая вошла в состав США в январе 1837 года, став 26-ым штатом. Вскоре штат Мичиган стал важным центром индустрии и торговли региона Великих озер, а также популярным местом назначения для мигрантов.


Хотя экономика в штате достаточно хорошо развита, Мичиган, в первую очередь, ассоциируется с центром автомобильной промышленности, потому как здесь находятся 3 самые крупные промышленные компании страны (их штаб-квартиры находятся в пределах агломерата Детройта) — это Дженерал Моторс (General Motors), Крайслер (Chrysler) и Форд(Ford). Если условно поделить штат на верхнюю и нижную области, то верхняя является местом приезда туристов и центром развития данной отрасли, тогда как нижняя — центром автомобильной промышленности и высоких технологий.



На рубеже 20-го века экономика Мичигана прошла свою трансформацию. Многие люди, среди которых были Рансом Олдс, Джон и Хорас Додж, Генри Лиланд, Дэвид Данбар Бьюик, Генри Джой, Чарльз Кинг и Генри Форд, решили сконцентрировать своё инженерное ноу-хау с технологическим энтузиазмом, чтобы начать производить автомобили. Началом новой эры в транспортировке стало открытие Фордом в Хайленд-Парке производственной линии. Как в своё время пароход и паровоз, это был далеко идущий план развития. Появление автомобилей сказалось больше на изменении частной жизни, чем общественной. Первые автомобили были весьма дороги, ненадежны и довольно неоднозначно восприняты массами. Таким образом, Детройт стал центром развития штата Мичиган, изменившим социально-экономическую жизнь американца и большей части жителей стран всего мира.

Второй по величине город штата Мичиган — Гранд-Рапидс — также был центром производства. С 1838 года город был известен своей мебельной промышленностью, где находились представительства 5 ведущих мировых мебельных компаний.

В 1910 году в Мичигане состоялся первый тур президентских выборов США. В связи с быстрым ростом промышленности, это был важный центр союза организаций широкой промышленности, равно как и центр становления автомобильной промышленности.

В 1920 году в Детройте стала вещать первая в США коммерческая радиостанция. В течение следующего десятилетия в штате Мичиган и конкретно в Детройте были построены самые высокие в стране небоскребы. Наиболее запоминающимися являются здания промышленной компании Фишер, автомобильной компании Крайслер и газеты Гардиан, каждое из которых в настоящее время находится в списке Национальных Исторических Достопримечательностей.


Во время Второй Мировой войны на территории штата Мичиган производилось 10.9% всего военно-промышленного оборудования, что являлось вторым показателем по объемам, после Нью-Йорка, среди 48 штатов.


В 1950-х г.г. расширение Детройта продолжилось, в результате чего население города за десять лет выросло вдвое. После Второй Мировой войны началось строительство домов, развитие инфраструктуры пригорода, дорог и крупных магистралей страны. Это позволило увеличить объемы промышленности, автоматизации, высоких технологий. Население пригорода выросло после 1960-го года.

Самыми крупными агломератами штата являются Метро Детройт и Юго-восточный Мичиган. В них проживает порядка 50 % населения штата. В агломерате Гранд Рапидс в Западном Мичигане, по данным 2006 года, проживало 1.3 млн. человек. Каждый год в Метро Детройт приезжают 15 млн. посетителей. Мичиган является популярным местом для туристов, которые ежегодно приносят в казну штата 17 млрд. долларов, обеспечивая работой 193.000 человек.


В штате Мичиган за всю историю его существования было 4 конституции. Первая была ратифицирована в октябре 1835 года. Потом были еще 2 попытки создать закон штата в 1850 и 1908 годах и, наконец, действующая конституция была принята в 1963 году. В штате Мичиган, как в любом штате США (кроме штата Луизиана), действует типичная система законодательства или "система простого права«(большую часть законов и других нормативных актов разрабатывает непосредственно судья, затем много судей принимают решения о принятии данных законов уже во время слушания и обсуждения закона в суде).

В 1846 году штат Мичиган стал первым штатом США, а также первой областью с англоговорящим правительством в мире, в котором было принято отменить смертную казнь. В отличие от США, в находящейся тогда под английским влиянием Канаде смертные казни были частью повседневной практики.

Административное деление штата Мичиган выглядит следующим образом. Ввиду децентрализованности правительства штат поделен на штат (в целом), округа и поселки. Округа является административным делением штата, а поселки — административным делением округа. Правительственный орган везде локализован и удовлетворяет конкретным потребностям юрисдикции в соответствии с законом штата. Всего в штате Мичиган 83 округа.


Города, государственные университеты и деревни наделены разного уровня полномочиями. Города с домашним управлением могут делать всё то, что не запрещено законом. Все 15 государственных университетов имеют широкий спектр полномочий в пределах своего статуса, лишь бы они не противоречили конституции штата. Деревни же, напротив, имеют ограниченное самоуправление и не являются полностью автономными от округа и поселка, в котором находятся.

В штате Мичиган есть 2 типа поселка: поселок общего типа (закона) и уставной. Уставной тип поселка был создан законодательным органом в 1947 году и дает дополнительные полномочия и усовершенствованную администрацию в целях обеспечения большей защиты от аннексии со стороны города. По данным на апрель 2011 года, в штате Мичиган насчитывалось 127 уставных поселков. По общему правилу, уставные поселки имеют многие из тех полномочий, которыми обладает обычный город, но уровень обязательств тут ниже. Например, уставной поселок может иметь свой собственный отдел пожарной охраны, водоснабжения и канализации, полиции и т.д., как город, но предоставление данных услуг, в отличие от города, не является обязательным. Уставные поселки могут выбрать пользование услугами организации округа, в котором расположен непосредственно сам поселок, так, например, вызвать по требованию заместителя шерифа округа вместо того, чтобы постоянно держать в поселке ответственное лицо на оплачиваемой должности.

Население штата Мичиган, по данным на июль 2013 года, составило 9.9 млн. человек, что превысило показатель 2010 года на 0.1%. Однако в апреле 2000 года население штата Мичиган составляло почти 10 млн. человек, поэтому в период между 2000 и 2010 годами наблюдался небольшой демографический спад.

Центр населения штата Мичиган приходится на округ Шаявасии, который находится в юго-восточном углу уставного поселка Беннингтон, который, в свою очередь, расположен к северу-западу от деревни Моррис.

По данным 2010 года, население рожденных в пределах территории штата иностранцев составляет 6.0% (592 тыс. человек).

Данные 2010 года сообщают, что население штата Мичиган по расовому делению выглядит так:

— 78.9% — белые американцы (из них 76.6% белые неиспаноязычные и 2.3% — белые испаноязычные);

— 14.2% — черные, или афроамериканцы;

— 0.6% — коренные американцы;

— 2.4% — азиатские американцы;

— 0.1% — Океания;

— 1.5% — другие расы;

— 2.3% — две и более расы.

В том же году испанцы и латиносы любой расы составили 4.4% населения штата.

Самые популярные нации (про происхождению) в штате:

— 22.3% — немцы;

— 11.9% — ирландцы;

— 10.1% — британцы;

— 9.0% — поляки;

— 6.7% — французы и французские канадцы;

— 5.1% — голландцы;

— 4.7% — итальянцы;

— 4.6% — американцы;

— 2.4% — шотландцы;

— 1.7% — шведы.


По данным 2007 года, 300.000 жителей Северо-востока Мичигана имеют корни в Ближнем Востоке. В городе Дирборн имеется значительное арабское сообщество с большим количеством ассирийцев (неарабских представителей территории Месопотамии) или ливанцев, которые эмигрировали в страну в поисках работы в автомобильной промышленности в 1920-х г.г., наряду с большим количеством йеменцев и иракцев.

Топ-10 языков штата Мичиган:

— 91.11% (8.5 млн человек) — английский;

— 2.93% — испанский;

— 0.44% — немецкий;

— 0.36% — китайский (включая мандаринский диалект);

— 0.31% — французский;

— 0.29% — польский;

— 0.25% — группа сирийских языков (включая современный арамийский и северовосточный нео-арамийский);

— 0.21% — итальянский;

— 0.19% — албанский;

0.16% — группа разных языков (хинди, тагальский, вьетнамский, японский и корейский) — равные доли.

По данным 2010 года, 91.11% жителей штата Мичиган в возрасте старше 5 лет используют в речи английский как первичный язык, в то время как 2.93% (273.тыс. человек) разговаривают на испанском, 1.04% (97тысяч человек) — на арабском, далее с данными менее 0.5% в порядке убывания расположились такие языки, как немецкий (0.44%), китайский (0.36%), французский (0.31%), польский (0.29%), сирийский (0.25%). В общей сложности, 8.89% (830.281 человек) среди населения штата Мичиган в возрасте старше 5 лет не считает английский родным языком.

Религиозная составляющая штата, по данным 2007 года, выглядит так:

— 79% — христиане

из них 23% — католики, 53% — протестанты, среди протестантов — 19% — основное течение, 26% — евангелисты, 8% — баптисты;

5% — другие религии (включающие иудаизм, мусульманство, буддизм, индуизм и др.);

— 17% — нерелигиозные;

— 1% — затруднились ответить.

Бюро экономического анализа оценивает ВВП Мичигана в 384.1 млрд. долларов (2010 год). По данным на апрель 2013 года, уровень безработицы в штате составляет 8.4%.

Товары и услуги включают в себя автомобили, продукты питания, информационные технологии, аэрокосмическую промышленность, военную технику, мебель, а также добычу полезных ископаемых (меди и железной руды). Мичиган является 3-им ведущим производителем новогодних елок; в штате отрасль сельского хозяйства, посвященная ели, занимает площадь в 245 кв. км.

С 2009 года Джи-Эм, Форд и Крайслер удалось в значительной степени реорганизовать структуру выплаты денежных средств, в результате стихийных изменений после событий 11 сентября и начала 2000-х гг. Отмечается рост производства в период 2001-2006 г.г. на 6.6%. Однако рост цен на нефть и экономический кризис 2008 года вынудили Джи-Эм прибегнуть к помощи правительств США и Канады в плане реструктуризации финансирования. В 2009 году Джи-Эм разместил на рынке акции (IPO).

По данным 2002 года, Мичиган занял 4-ое место в США по количеству специалистов, занятых в области высоких технологий. Таким образом, в штате трудилось 568.000 специалистов, из которых 70.000 были заняты в автомобильной промышленности. В области общего исследования и развития Мичиган обычно занимает 3-е или 4-ое место по Штатам. Его научные исследования и разработки, которые в большей степени включают автомобилестроение, содержат наиболее высокий процент от ВВП, чем в любом другом штате.

Ведущими научно-исследовательскими учреждениями являются Университет Мичигана, Университет Штата Мичиган и Государственный Университет имени Уэйна. Государственные университеты штата ежегодно привлекают более 1.5 млрд. долларов на научные исследования в виде грантов.


Детройт Метрополитан Аэропорт является одним из самых недавно расширенных и модернизированных аэропортов страны, имеющим 6 взлетно-посадочных полос, а также крупные предприятия по обслуживанию воздушных судов, в частности Боинга 747, как основного транспорта авиакомпании Дельта. Школы и колледжи штата занимают одни из лучших мест по стране. Штат сохраняет приверженность к раннему получению образования в государственных учреждениях.

Инфраструктура штата дает ему конкурентное преимущество: Мичиган имеет 38 глубоководных портов. В 2007 году Банк Америки объявил о вкладе в развитие штата суммы в размере 25 млрд. долларов.


Налог на доходы в штате составляет 4.35%. Налог с продаж — 6%. Статья 9 Конституции Штата Мичиган устанавливает пределы, в которых штат может получать налоги.

Туризм в агломерате Детройта привлекает туристов для посещения ведущих достопримечательностей, в особенности Музея Форда, а также Музея Искусства Детройта, зоопарка Детройта. Другие музеи: Исторический музей Детройта, Музей африканской и американской истории имени Чарльза Х. Райта, Арабский американский национальный музей. В черте города находятся 4 крупных казино: ЭмДжиЭм Гранд (MGM Grand Detroit), Гриктаун (Greektown), Мотор Сити (Motor City) и Цезарь Виндзор (Caesars Windsor) в Виндзоре (Онтарио, Канада). Детройт является самым крупным американским городом, предлагающим казино-курорты.


Охота и рыбалка являются значительными отраслями штата. Чартерные лодки можно арендовать во многих городах вблизи Великих Озер, если есть желание половить лосося, форель, судака или окуня. Мичиган занимает первое место в США по количеству лицензированных охотников (более 1 млн.), чей ежегодный вклад в экономику штата составляет 2 млрд. долларов.

Департамент природных ресурсов штата Мичиган управляет самой большой лесной системой в стране. Лесная промышленность ежегодно вкладывает 12 млрд. долларов в бюджет штата, а также обеспечивает 200.000 рабочих мест.

С Канадой штат Мичиган соединяют 9 мостов международного уровня:

— Мост Амбассадор (наиболее загруженный пограничный мост через реку Детройт);

— Мост Блю Вотер — мост, имеющий два пролета и связывающий Порт Гурон (Мичиган) с Портом Эдварда(Онтарио) и городом Сарния (Онтарио);

— Переправа Блю Вотер — связывающая Марин Сити (Мичиган) и Сомбра (Онтарио);

— Канадский Тихоокеанский Железнодорожный Туннель;

— Грузовая переправа «Детройт — Виндзор» — Детройт (Мичиган) и Виндзор (Онтарио);

— Туннель Детройт — Виндзор;

— Международный мост — Су Сент Мэри (Мичиган) — Су Сент Мэри (Онтарио);

— Железнодорожный туннель реки Сен Клер — Порт Гурон(Мичиган) — Сарния(Онтарио);

— Переправа Остров Вольполь — Алгонак (Мичиган) — Остров первой нации Вольполь (Онтарио).

В настоящее время рассматривается вопрос о строительстве второго международного моста между Детройтом (Мичиган) и Виндзором (Онтарио).

Помимо указанного выше Аэропорта Детройт Метрополитан имени Уэйна, расположенного в восточном пригородном городе Ромулус, который в 2010 считался 16-ым самым оживленным аэропортом в Северной Америке, в штате Мичиган также имеется Международный Аэропорт имени Джеральда Р. Форда, расположенный в Гранд Рапидс. Он является вторым по оживленности аэропортом штата и обслуживает 9 авиалиний по 23 направлениям. Международный Аэропорт имени Флинта Бишопа — третий аэропорт в штате, обслуживающий 4 авиакомпании. Мелкие региональные и местные аэропорты находятся внутри штата, а также на нескольких островах.

Важные для Мичигана города с населением более 100.000 жителей, по данным 2011 года:

— Детройт (706.585 жителей);

5. Каламазоо (524.030).


Половина самых богатых сообществ штата находятся в округе Оакланд, к северу от Детройта. Другое сообщество находится к востоку от города в Гросс Пойнте. Город Детройт имеет средний доход на душу населения размером в 14.717 долларов (517-тый показатель по штату). Самым бедным городом является Бентон Харбор (доход на душу населения здесь равен 8.965 долларов). Самым богатым городом штата является Бартон Хиллс (110.683 долларов — доход на человека).

Основные спортивные команды главной лиги включают в себя: бейсбольную команду «Тигры» из Детройта, футбольную команду «Львы» из Детройта, хоккейную команду «Красные Крылья» из Детройта и мужскую баскетбольную команду «Детройт Пистонс». Все вышеуказанные команды играют в пределах агломерата Метро Дейтройт.





Мичиган называют «Штатом росомахи», а Мичиганский университет использует росомаху в качестве своего талисмана. Такая ассоциация основана давно и хорошо закрепилась. Многие жители Детройта вызвались добровольцами на Американскую Гражданскую войну, а Джордж Армстронг Кастер, который возглавлял бригаду Мичигана, часто называл их «Росомахи». Причины данной ассоциации неясны. Возможно, это связано с оживленной торговлей мехом зверя в Су Сент Мари в 18-ом веке или, может быть, призвано сравнить первых поселенцев данных территорий с млекопитающим. Сами росомахи встречаются на территории штата крайне редко. В 2004 году в районе Убли было обнаружено это животное впервые за 200 лет. Однако в 2010 году млекопитающее было найдено мертвым.


Девизом штата является латинская фраза «Si quaeris peninsulam amoenam circumspice», что в переводе означает «Если ты ищешь приятный полуостров, оглядись вокруг себя». Данный девиз был принят в 1835 году, изображался на гербе, но никогда не являлся официальным девизом штата.

Городами-побратимами штата Мичиган являются Префектура Шига (Япония) и Провинция Сичуань (Китай).


В Мичигане причудливо переплелось прошлое, настоящее и будущее Америки. Футуристические небоскребы детройтского Ренессанс-центра, роботизированные и компьютеризированные автозаводы и их сверкающие хромом и лаком машины, мчащиеся по скоростным магистралям, и в то же время дикие просторы, безмятежная водная гладь, золотые дюны и поросшие соснами пустынные холмы.

Рельеф штата сформировался в ледниковый период. Массы льда сглаживали на своем пути неровности и заполняли впадины. Самая высокая отметка на карте штата (см. 3-ю стр. обложки) - гора Арвон, 604 м. Гряды покатых холмов на севере постепенно редеют и переходят в лесистое плато на юге. Но в любой пейзаж Мичигана обязательно вписывается вода. На долю этого штата приходится 20% запасов пресной воды США. Мичиган омывается четырьмя из пяти Великих озер, на его территории насчитывается еще 11 тыс. озер и сотни рек общей протяженностью около 58 тыс. км. При том, что поверхность внутренних вод составляет менее 2,8% площади суши (4075 кв. км и 147511 кв. км соответственно), не следует забывать, что границы штата «прихватывают» немалую толику акватории Великих озер - Верхнего, Мичиган, Гурон и Эри. По общей протяженности береговой линии (около 5 тыс. км) штат занимает первое место в США.

Пролив Макино между озерами Гурон и Мичиган разделяет штат на две неравные полуостровные части - напоминающий на карте варежку Нижний полуостров и вытянутый с запада на восток, изрезанный аппендикс Верхнего. В 1957 г. завершено строительство подвесного моста через пролив. Облегчив сообщение между северной и южной частью Мичигана, мост как бы подчеркнул их несхожесть, проявляющуюся и в размерах (Нижний полуостров в 2,5 раза больше Верхнего), и в климате, и в ландшафте, и в экономико-демографической структуре.

Климат Верхнего полуострова более суров, среднемесячная температура колеблется здесь между -17 °С в январе и + 17° С в июле. Для района Детройта на Нижнем п-ве соответствующие температуры -4° С и +22° С, а на юго-западе штата климат еще мягче в связи с преобладающим направлением ветров и благотворным воздействием Великих озер.

Несмотря на хищнический лесоповал во второй половине прошлого века, значительная часть территории штата покрыта охраняемыми теперь лиственными и хвойными лесами. Для южной части Нижнего п-ва характерны твердопородные деревья- вяз, дуб, клен, кария. Далее к северу более распространены голубая сосна, береза, осина. Сотни видов цветущих растений радуют глаз с ранней весны до поздней осени. В ягодных местах обильны черника, голубика, ежевика, дикий виноград и крыжовник. В реках и озерах водятся форель, щука, корюшка, сом, окуневые породы; в лесах - олени, медведи, волки, койоты и многие разновид-ности пушного зверя, одно лишь перечисление которых вызывает в воображении дорогие шубы и манто - бобры, ондатры, норки, выдры, куницы, еноты, опоссумы и др. Неофициальное название Мичигана - «штат росомахи» - дань его лесной фауне. Через Мичиган проходят пути миграции перелетных птиц, но круглый год здесь живут дикие утки и гуси, куропатки, американские вальдшнепы. А птицей-символом штата мичиганцы избрали непритязательную малиновку .

Исключительная красота озерного края, широкие возможности, предоставляемые здесь рыбакам, охотникам, любителям спорта и отдыха на природе, привлекают в Мичиган миллионы туристов. На содержание рекреационных зон правительство штата тратит 23 млн. долл. в год (1985). Но эти затраты сторицей возвращаются за счет средств, оставляемых туристами (7,1 млрд. долл. в 1984 г.). Для защиты рекреационных зон от посягательств промышленного капитала под охрану государства взяты один национальный парк (Маунт-Ройал), четыре лесных массива и два протяженных участка побережья Великих озер («Расписные Утесы» и дюны «Спящий Медведь»), Кроме того, под охраной правительства штата находятся 78 парков и рекреационных зон. Одна из достопримечательностей этого рода - остров Макино у северной оконечности Нижнего полуострова, где первозданность природы не оскверняется вторжением автомобиля, а к услугам отдыхающих - конные повозки и велосипеды.

Мичиганский департамент охраны природы проводит большую работу, координируя усилия служб, обеспечивающих порядок в рекреационных зонах, и научные исследования биологов. Благодаря усилиям департамента решается вопрос о воспроизводстве оленьего стада при том, что каждый сезон в Мичиган наезжают до 400 тыс. охотников на оленей. Разумеется, вся эта деятельность не всегда эффективна, когда усилия природоохранных органов сталкиваются с интересами бизнеса. Для судов Мичигана обычное явление - дела о загрязнении рек и озер ядовитыми стоками, разрушении берегов и т. п. Скандальную известность получило массовое отравление жителей штата токсичным препаратом ПББ, распространявшимся с комбикормами в западных и центральных районах Мичигана. По оценке Американской медицинской ассоциации, жертвами отравления, вызывающего болезнь печени и ослабление сопротивляемости организма, в той или иной степени стали 97% населения штата.

Первыми европейцами, проникшими с севера на территорию Мичигана еще в начале XVII в., были французские миссионеры и землепроходцы. Их временные поселения известны с 1641 г., но только в 1668 г. иезуитский священник Жак Маркет заложил первое постоянное поселение Су-Сент-Мари. Оседая на новых землях, колонизаторы не полагались на силу божьего слова и строили укрепленные форты. Первый форпост в устье р. Сент-Джозеф был основан в 1679 г., а в 1701 г. Антуан Кадиллак с отрядом солдат приступил к строительству форта Поншартрен, которому предстояло обеспечивать монополию французской короны на торговлю североамериканской пушниной. На месте форта быстро рос город, всемирно известный ныне под своим новым названием - Детройт.

На протяжении XVIII в. Мичиган находился в центре вооруженной борьбы между Англией и Францией за обладание Северной Америкой, что определялось не только природными богатствами края, но и стратегическим положением, открывающим путь на северо-запад через пролив Макино. К 1763 г., потеснив французские войска и индейские племена, англичане овладели территорией Мичигана. По Парижскому договору 1783 г., утвердившему завершение войны за независимость, эта территория отошла к США, хотя форты Детройт и Макино удерживались англичанами до 1796 г. Американцы не спешили с освоением края, единственным богатством которого представлялись меха. Редкие поселения жались к границам. Землемеры, направляемые вашингтонской администрацией, доносили, что Мичигин являет собой большое болото с редкими вкраплениями пригодной для обработки земли. Сопротивление индейских племен также не способствовало заселению края.

30-е годы прошлого века положили начало активному освоению естественных ресурсов Мичигана. Поначалу объектом экстенсивной эксплуатации стали леса. Освободившиеся после вырубки плодоносные земли Нижнего полуострова способствовали развитию сельского хозяйства. Открытие в 40-е годы медных, а затем железорудных месторождений на западе Верхнего полуострова еще более усилило промышленный бум и обусловило бурный приток населения. За 20 лет - с 1850 по 1870 г.- население штата выросло втрое, за следующее 20-летие увеличилось еще почти на 1 млн. человек. Наряду с переселенцами из штатов Новой Англии в Мичиган хлынули канадцы, шведы, норвежцы, финны и итальянцы. По установленному законом минимуму населения Мичиган уже в начале XIX в. мог бы претендовать на статус штата, но территориальная тяжба с соседним Огайо затянула решение этого вопроса; только в январе 1837 г. Мичиган был принят в союз, став 26-м штатом США, С 1847 г. его столица - г. Лансинг,

До конца XIX в. Мичиган был главным поставщиком железной и медной руды. Для ее транспортировки на промышленный Восток за два года был построен судоходный канал, соединивший озеро Верхнее системой шлюзов с другими Великими озерами. Законченный в 1855 г., канал активно эксплуатируется по настоящее время, пропуская за восемь месяцев навигации больше грузов, чем проходит через Панамский канал за год.

Молодая американская буржуазия без оглядки на будущее торопилась перевести в банкноты казавшиеся неистощимыми природные ресурсы. Опустошительную деятельность «лесных баронов» дополнили крупные лесные пожары 1871 и 1891 гг. Поныне типичны для мичиганского пейзажа заброшенные лесопилки - свидетельство былого насилия над лесными богатствами штата.

К исходу XIX в. экономика Мичигана делает заметный поворот от добычи сырья к его переработке, от сельского хозяйства к промышленности; растет городское население. Если в 1850 г. горожане составляли всего 7,3% жителей штата, то к 1900 г. в городах проживало 39,3%. Но предстояли еще более разительные перемены, основы которых закладывались в двух мичиганских городах. В 1898 г. в механических мастерских Рэнсома Олдса в Лансинге и Генри Форда в Детройте независимо друг от друга были созданы первые самодвижущиеся повозки на бензиновом ходу. «Веселые олдсмобили» первыми пробили дорогу к покупателю, и к 1900 г. Олдсу удалось продать 1400 машин. Форд задержался с выходом на рынок, затратив время на организацию про-изводства и разработку доступной по цене модели автомобиля. Зато к середине 20-х годов заводы Форда выпускали ежегодно уже около 2 млн. автомобилей модели «Т». Автомобильный бум охватил Америку. Новые компании возникали как грибы, но многие из них быстро исчезали, не выдержав конкуренции.

Монополизация автопромышленности вызвала к жизни такие автогиганты, как «Дженерал моторе», который в 1908-1918 гг. поглотил компании «Бюик», «Олдсмобил», «Окленд», «Кадиллак» и «Шевроле». Еще один автоконцерн - «Крайслер» возник в 1925 г. на костях корпораций «Максуэлл» и «Додж бразерс».

Цветущее на первых порах производство вызвало новый приток рабочей силы из южных штатов, а также иммигрантов из Восточной Европы. Бурный рост промышленного пролетариата сопровождался подъемом рабочего движения.

Невиданного размаха достигла во второй половине 30-х годов забастовочная борьба автомобилестроителей за право объединения в профсоюзы, в котором им отказывали монополии. Десятки тысяч рабочих «Дженерал моторе», за которыми последовали трудящиеся заводов Крайслера и Форда, проводили длительные сидячие забастовки, останавливали конвейеры, захватывали заводские корпуса в столкновениях с штрейкбрехерами и полицией. Возглавлявший стачечную борьбу объединенный профсоюз автомобилестроителей и сейчас относится к числу самых массовых американских профсоюзов (более 1 млн. членов). Испытанными методами забастовок при пересмотре коллективных договоров союзу удается удержать заработки рабочих автопромышленности на уровне, превышающем средние заработки других индустриальных р§- бочих. По среднестатистическим доходам Мичиган относится к благополучным штатам. Но следует учитывать составные этой статистики. На 1982 г. в штате насчитывалось 7300 миллионеров, состояние которых исчислялось суммой 17 222 млн. долл. В то же время, по переписи 1980 г., 946 тыс. человек (10,4% населения) и 198 тыс. семей (8,2%) жили ниже официальной черты бедности.

До последнего времени Мичиган характеризовался относительно высоким уровнем образования. Согласно переписи 1980 г., 30% мичиганцев в возрасте 25 лет и старше имели за плечами от одного до трех лет колледжа. В Мичигане издаются 52 ежедневные и 15 воскресных газет.

Успехами образования Мичиган обязан прогрессистским тенденциям, берущим начало еще с первой конституции штата, в которой записано положение о необходимости поощрения школ и учебных заведений. Мичиган первым из американских штатов учредил фонд помощи школам и первым ввел бесплатное среднее образование. В 1984 г. в штате действовали 3804 общедоступные школы, в том числе 2742 со сроком обучения до восьми лет, при том, что полное среднее образование занимает в США 12 лет. На 1983 г. в ведении штата находились 44 вуза, 12 из которых с правом присуждения докторских степеней. К числу последних относятся три крупнейших университета, в которых сосредоточена треть всех студентов штата,- Мичиганский в Анн-Арборе, Уэйн- ский в Детройте и Университет штата Мичиган в Ист-Лансинге. Последний с его опытным хозяйством и лабораториями профилирован в основном по сельскохозяйственным наукам. Шутливое прозвище «коровий университет» не может опровергнуть тот факт, что этот вуз относится к ведущим в стране по подготовке высококвалифицированных специалистов сельскохозяйственного производства.

Большинство других вузов - колледжи с двух-, трехлетним сроком обучения, ориентированные на подготовку специалистов среднего звена для штата и его экономических районов. Акцент на подготовку кадров для региона характерен как для вузов, контролируемых штатом, так и для частных институтов, содержащихся корпорациями. Из частных вузов, основанных автоконцернами, можно упомянуть Детройтский институт технологии, Детройтский институт права, Институт «Дженерал моторе» во Флинте, Крайслеровский инженерный институт (Хайленд-Парк) и Технологический институт им. Лоуренса (Саутфилд).

С той или иной степенью правомерности синонимом Мичигана выступает слово «Детройт». «Когда Детройт промочит ноги, вся страна чихает»,- любят повторять мичиганцы, имея в виду взаимозависимость Мичигана и остальных штатов, возникшую, в частности, в связи с проникновением автомобиля в жизнь американцев. Но правильнее было бы перевернуть эту поговорку. Детройт, ориентирующийся на производство товаров длительного пользования, «чихает» при первых признаках нарушения экономического здоровья страны и остро чувствует падение покупательной способности населения в периоды экономических спадов, опасения потребителя покупать товары в кредит. Так было в годы «великой депрессии», ударившей по Мичигану больнее, чем по другим штатам, так было и при последующих экономических спадах. Смена поколений систем оружия после второй мировой войны лишила автопромышленность выгодных военных заказов. Жестоко ударили по Детройту энергетический кризис 70-х годов и повышение цен на нефть. Сильными конкурентами американских автомобилестроителей на внутреннем рынке стали иностранные (прежде всего японские) компании, быстрее отреагировавшие на изменение покупательского спроса. На грани краха очутился один из автогигантов- корпорация «Крайслер», которая в 1979 г. задолжала банкам более 2 млрд. долл. и избежала банкротства только благодаря помощи федерального правительства.

Сокращение производства и роботизация рабочих процессов привели к массовым увольнениям с мичиганских автозаводов, что не замедлило сказаться на демографической ситуации. Если в течение перой половины XX в. прирост населения Мичигана составил 4 млн. человек, 55% которых - за счет миграции из других штатов, то в 1956-1962 гг. число убывающих из штата на 322 тыс. превысило количество въезжающих. Рост населения Мичигана затормозился, а в 70-80ге годы пошел вспять. По сравнению с пиковым показателем 1978 г.- 9266 тыс. человек - население штата уменьшилось в 1980 г. до 9210 тыс. и в 1985 г. до 9088 тыс. Демографический прогноз на 2000 г. предусматривает лишь скромный рост до 9208 тыс. человек.

Три четверти населения сконцентрировано в десяти урбанизированных районах в южной части Нижнего полуострова. Здесь выделяются три основные промышленные зоны: Детройт; Гранд-Рапидс Маскигон и Батл-Крик - Каламазу.

Ядро экономической зоны Детройта - урбанизированный ареал, включающий графства Уэйн (куда входит собственно Детройт), Окленд и Макумб, но фактически к ней тяготеют тесно связанные с автомобильной столицей промышленные города восточной половины Нижнего полуострова, скучившиеся на «большом пальце» картографической «варежки». Индустриальный профиль этой зоны определяет автомобилестроение. В Детройте и вокруг него расположились штабы «большой тройки» автомобильных монополий, выпускающей 95% всех американских автомашин,- «Дженерал моторс», «Форд мотор» и «Крайслер». В предместье Детройта раскинулся старейший заводской комплекс Форда «Руж», на котором заняты 27 тыс. человек. В определенной мере это завод-музей, завод-заповедник, в котором предстазлен весь технологический цикл производства автомобиля - от выплавки стали до сборки готовой продукции на конвейере. Даже уголь и железная руда доставляются сюда на баржах с рудников, принадлежащих компании. Этот работающий памятник старой организации производства - единственный в своем роде. Другие автозаводы, в том числе и заводы Форда, давно перешли к специализации и кооперации. Готовые к сборке узлы и агрегаты поступают на конвейер со специализированных заводов своей фирмы и фирм-смежников.

Во многих городах экономической зоны разместились литейные, кузнечные, рессорные, штамповочные, лакокрасочные и прочие заводы «большой тройки» и других фирм, работающих на автопромышленность. Так, гигантский завод диверсифицированной нефтяной корпорации «Теннеко» в Детройте производит амортизаторы и пружины для всех марок автомобилей, выводя Мичиган на одно из первых мест по этому виду продукции. Вторым «автомобильным» городом Мичигана стал Флинт г заводами «Дженерал моторе», на которых занято 51 тыс. человек. По нескольку автозаводов насчитывают города Бей-Сити, Сагино, Понтиак, Лансинг, Анн-Арбор, Монро.

Промышленное значение зоны не определяется исключительно автомобилестроением и связанными с ним производствами. В урбанизированном ареале Детройта имеются крупные предприятия химической, пищевой, пивоваренной, швейнотрикотажной, полиграфической промышленности, промышленности средств связи и стройматериалов. В Детройте расположены лаборатории и производственные корпуса крупной фармацевтической компании «Парк-Дэвис», в г. Трой - заводской комплекс «Дейко корпорейшн», специализирующейся на производстве приводных ремней, в г. Мидленд и Хемлок - лаборатории и заводы «Доу-Корнинг», выпускающие сверхчистый силикон. Нефтеперегонные заводы действуют в г. Алма, Бей-Сити и в районе Детройта.

В промышленную зону Детройта входит и столица штата Лансинг. Это не только административный, но и важный индустриальный центр, в котором размещаются правления и крупные автозаводы дочерних компаний «Дженерал моторе» - «Олдсмобил» и «Фишер боди» (кузовной), а также предприятия резиновой, пищевой промышленности, оптовой торговли сельхозпродуктами, В предместье Лансинга разместились учебные и жилые корпуса, лаборатории и опытные поля крупнейшего университета штата, в котором обучается более 40 тыс. человек.

Другой университетский город, Анн-Арбор, притянул ряд небольших научно-исследовательских и консультативных фирм, организаций, занимающихся сбором, обработкой и продажей информации, Одна из них - Межуниверситетский консорциум политических и социальных исследований - располагает автоматизированным банком данных, в пополнении которого участвуют 290 организаций. Широкой из-вестностью пользуется дочерняя фирма корпорации «Ксерокс» - «Юниверсити майкрофилмс», ведущая библиографический учет и аннотирование всех диссертаций, защищенных в США. Эта информация распространяется через печатные бюллетени и сети ЭВМ, а копии диссертаций продаются в формате оригинала или на микроносителях.

Экономическая зона Гранд-Рапидс - Маскигон в меньшей степени подверглась засилью автопромышленности, хотя в ее границах немало предприятий, имеющих отношение к этой отрасли. Здесь производятся бытовая и конторская мебель, кондиционеры, кухонные машины, компрессоры для холодильников. Развита пищевая промышленность, в частности консервирование фруктов и овощей, и целлю-лозно-бумажная промышленность. В Маскигоне находится один из крупнейших в США заводов компании «Скоттпейпер» по производству салфеток и туалетной бумаги. В районе Маскигона расположены нефтеперегонные заводы компании «Огайо ойл».

В г. Гранд-Рапидс и соседних графствах Оттава и Аллеган, выходящих на побережье оз. Мичиган, с середины прошлого века обосновались многие выходцы из Голландии. Несмотря на постепенную ассимиляцию, эта этническая группа бережно поддерживает национальные традиции, обычаи и ремесла. Именно ей Гранд-Рапидс обязан репутацией мебельной столицы США, хотя с уходом старых мастеров производство мебели все более переходит на конвейер, а ценные породы дерева заменяются металлом и пластмассой. Традиции мичиганских голландцев находят выражение не только в ежегодных фестивалях тюльпанов и костюмированных танцах в деревянных башмаках местного производства, но и в консервативных убеждениях.

Промышленная зона Батл-Крик - Каламазу во многом повторяет экономический профиль своего северного соседа. Здесь производятся картонная тара, отопительные системы, холодильники и кондиционеры, развита пищевая промышленность. Но выделяют эту зону два гигантских предприятия, продукция которых доходит практически до каждого американца. 21 тыс. рабочих на заводах корпорации «Келлог» в Батл-Крике занято производством кукурузных хлопьев и других готовых к употреблению витаминизированных крупяных продуктов к утреннему столу Америки. В г. Каламазу находится другой крупный работодатель, обеспечивающий заработками 22 тыс. человек. Здесь на территории 125 га раскинулись лаборатории и заводы фармацевтической корпорации «Апджон», производящей антибиотики и лекарственные препараты.

Верхний полуостров - земля легендарного Гайаваты, воспетого Лонгфелло. На большей части территории природа сохранилась в своей первозданности. XX век заявил о себе отличными шоссейными дорогами, пересекающими полуостров.

Промышленное значение Верхнего полуострова определяется добывающими отраслями. Продолжается разработка железных рудников гряд Маркетт и Меномини. Поскольку после почти 100-летней эксплуатации богатые железом породы практически выработаны, отрасль переориентирована на добычу и обогащение рудного сырья более низкого качества. Так же истощены медные месторождения на южном берегу озера Верхнее. Рудники используются как резервные, и доля района в общем производстве меди в США не превышает 2%.

Из нерудных ископаемых промышленного значения в Мичигане добываются гипс, торф, йод, бром, поваренная соль, известняк, гравий и цемент. В районе залива Сагино в ограниченных размерах добываются нефть и природный газ.

Климатические условия - достаточность осадков и относительно продолжительный период роста (180 дней на юге штага) - благоприятны для развития сельского хозяйства. Мичиган входит в «молочный» и «сенной пояс» и задевается «кукурузным поясом», проходящим через его южные графства.

За счет механизации сельхозработ численность фермерского населения снижается и, по переписи 1980 р., составила 1,9% общей численности мичиганцев. Для сравнения; фермерское население штата в 1960 г, 486 тыс., в 1970 г.- 305 тыс. человек, при этом количество ферм и их общая площадь почти не изменились. Развитию молочного животноводства способствуют хорошие условия выпаса, обилие кормов и обширный рынок внутри штата (южные промышленные города), потребляющий до 83% производимых продуктов. Молочное стадо Мичигана составило в 1985 г. 390 тыс. голов (шестое место в США), а надои - 2525,6 млн. кг. Кормовые травы, составляющие базу молочного животноводства, занимают до 30% культивируемых площадей. За ними по размерам площади посевов следуют: кукуруза- 1092 тыс. га; соевые бобы - 432 тыс. га и озимая пшеница - 300 тыс. га.

К «кукурузному поясу» тяготеют мясное животноводство и птицеводство. В 1985 г. фермерами Мичигана продано 3,9 млн кг баранины и 175 млн. кг свинины. На птицефермах в том же году насчитывалось 4,8 млн. кур, 1,3 млн. бройлеров и 2,3 млн. индюшек.

В садах на побережье оз. Мичиган вызревают богатые урожаи фруктов - яблок, черешен, вишен, слив, винограда. По сбору яблок Мичиган уступает только штатам Нью-Йорк и Вашингтон. Не случайно офи-циальным цветком Мичигана считается цвет яблони.

Политические симпатии мичиганцев в двухпартийной системе определялись как объективными обстоятельствами, так и субъективными чертами отдельных деятелей, оказавшихся у кормила власти. Янки из Новой Англии, составившие основное ядро первых переселенцев в Мичиган, привнесли в общественную жизнь дух либерализма. Множество сторонников приобрело здесь движение за отмену рабства, и Мичиган стал важным участком на дороге свободы беглых рабов из южных штатов, В течение первых 20 лет политическая власть в штате принадлежала демократам. Аболиционистская платформа созданной в 1854 г. республиканской партии нашла сочувственный отклик в либеральных кругах Мичигана, и республиканцы надолго обосновались в органах управления штата.

Доверие к республиканской партии подорвал экономический кризис конца 20-х - начала 30-х годов, нанесший ощутимый удар по автомобильному штату. Мичиганцы поддержали «новый курс» Ф. Рузвельта, суливший выход из экономических тупиков, но только после смерти Рузвельта демократам удалось окончательно преодолеть инерцию политического механизма и получить административную власть в штате. В 1948 г. коалиция либеральной интеллигенции и профсоюзных лидеров выдвинула на пост губернатора демократа М. Уильямса Ограниченные социальные реформы, которые пытался провести новый губернатор, наталкивались на сопротивление легислатуры, где окопались представители большого бизнеса, не спешившие расстаться с прибылями ради социальных нужд.

В апреле 1957 г. президент «Дженерал моторе» X. Кертис, поддержанный другими лидерами монополистического капитала, выступил против попытки Уильямса поднять налоги на прибыли корпораций, пригрозив вывести чдгтъ производственных мощностей за пределы штата. Бюджет Мичигана трещал по швам, и в 1959 г. У наступил кризис: дважды оставались без зарплаты должностные лица штата. Это предопределило исход выборов 1960 г., и хотя губернатором был снова избран демократ, Дж. Уильямс, ему не удалось свести концы с концами, и два года спустя мичиганскую администрацию возглавил Дж. Ромни, республиканец, бывший президент корпорации «Америкен моторе». За шесть лет правления, совпавшего с периодом экономического подъема, новому губернатору удалось упорядочить бюджет, провести новую конституцию штата, укрепить позиции республиканской партии. Упрочились и позиции самого Ром- Форд, губернатор Нью-Йорка Т. Дыон; в области литературы - Ноль де Крайф, автор «Охотников за микробами»; из мира искусств - певица Дайана Росс.

Сменивший Ромни на посту губернатора У. Милликен, также республиканец, показал себя искусным политиком, продержавшись на этом посту 14 лет. Выдвигая программы, пользующиеся поддержкой населения (защита окружающей среды, финансовая помощь школам, развитие общественного транспорта и т. п.), Милликен при необходимости вступал в коалицию с демократами, обеспечивая себе голоса избирателей независимо от степени реализации этих программ. Наиболее актуальной социальной проблемой в годы правления Милликена стал кризис городов, особенно главного индустриального центра Мичигана - Детройта.

Жители городов к этому времени составляли более 70% населения штата. Вызванный экономической конъюнктурой конца 50-х - начала 60-х годов отток населения коснулся в основном наиболее квалифицированных кадров, рассчитывающих на лучшие условия в штатах «высокой технологии». Напротив, мелеющий приток мигрантов, ищущих счастья в Мичигане, включал, как правило, черных из южных штатов с предельно низким уровнем общей и профессиональной подготовки. В городской черте Детройта черные со-ставляют более 63% населения. Более состоятельные из них переселяются вслед за белыми в пригороды, обрекая Детройт на превращение в гигантское гетто с редкими островками «благополучных» районов. Разителен разрыв между белыми и черными по уровню социально-экономического благосостояния. Безработица среди черного населения вдвое выше, чем среди белого; втрое больше черных среди лиц, живущих ниже официального уровня бедности. Отчаянье и безысходность вызвали негритянские выступления в районе Детройта летом 1967 г., жестоко подавленные полицией.

Милликен понимал, что решение или хотя бы смягчение проблем находящегося на виду Детройта помогло бы ему нажить политический капитал. Союзником губернатора в этом предприятии стал избранный в 1973 г. первый черный мэр Детройта К. Янг, демократ, один из организаторов профсоюза автомобилестроителей. Не будучи в состоянии развязать узлы серьезных социально-экономических проблем, Милликен и Янг возлагали особые надежды на перестройку фасада, обновление городского центра. Символом возрождения города должен был стать гигантский Ренессанс-центр, пятибашенный комплекс на берегу р. Детройт, состоящий из 73-этажной гостиницы на 1400 номеров, окруженной еще четырьмя высотными цилиндрами с конторскими помещениями. В пятиэтажном атриуме, связывающем комплекс у основания, отведено место для 105 магазинов и ресторанов. Сметная стоимость комплекса составила 350 млн. долл. Финансирование строительства взяла на себя группа корпораций большого бизнеса при координирующей роли Г. Форда II. В процессе сооружения комплекса выявились непредвиденные расходы, и в 1975 г. Форд был вынужден до-полнительно ассигновать 100 млн. долл., чтобы работы могли быть продолжены. Официальное открытие Ренессанс-центра состоялось в 1977 г., но ему не суждено было не только спасти Детройт, но и возместить затраты корпорациям, финансировавшим его возведение. За пять лет после передачи в эксплуатацию центр потерял 140 млн. долл., и в 1982 г. Форд продал комплекс группе частных инвесторов.

Отчаянные попытки Янга уменьшить дефицит городского бюджета за счет повышения подоходного налога и увольнения 4 тыс. городских служащих (в том числе 1 тыс. полицейских, что отнюдь не способствовало искоренению преступности) дали результата. Продолжающееся свертывание автопромышленности и массовые увольнения автомобилестроителей еще более обострили проблемы Детройта и увеличили отток населения из города. В 1970-1980 гг. Детройт потерял пятую часть своих жителей. В 1982 г. Милликен уходит в отставку и занимает доходное место в совете директоров корпорации «Крайслер». Губернатором штата избирается демократ Дж. Блэнчард, который в 1986 г. снова выигрывает выборы на этот пост.

В 1982 г. демократическая партия не только возвратила себе пост губернатора, но и обеспечила большинство в обеих палатах конгресса штата. После выборов 1986 г. демократы занимают оба места Ми-чигана в сенате США и 11 из 18 мест в палате представителей. Один из сенаторов от штата Мичиган, Д. Ригл, начал политическую карьеру в 1967 г., когда был избран в палату представителей от республиканской партии, но в 1973 г. порвал с республиканцами и избирался в дальнейшем как демократ, с 1976 г.- сенатор. Он активный критик социально-экономической политики администрации Рейгана. Второй, К. Левин,- один из наиболее либеральных сенаторов и также активный критик внутри- и внешнеполитического курса президента Рейгана, особенно наращивания вооружений.

Представительство штата в конгрессе США в целом характеризуется либеральной позицией по большинству вопросов, что, в частности, объясняется и тактикой республиканской организации Мичигана. В условиях, когда раздел между индустриальным Детройтом и консервативной провинцией, между богатыми пригородами и городскими гетто, между черным и белым населением примерно уравновешивал шансы обеих буржуазных партий на выборах, республиканцы в последние два десятилетия занимали гибкую позицию, выдвигая на выборные должности более умеренных кандидатов в борьбе за голоса независимых избирателей.

Это не значит, что на умеренных позициях стоят все конгрессмены-республиканцы от Мичигана. Ветеран палаты У. Брумфилд, например, за которым стоит богатый электорат респектабельных предместий Детройта, выступает с весьма консервативных позиций по вопросам внутренней и внешней политики. Еще одна особенность делегации Мичигана в конгрессе - сглаживание межпартийных разногласий во имя защиты интересов автопромышленников. Так, либералы, обычно выступающие против загрязнения окружающей среды, голосовали против «закона о чистом воздухе», устанавливавшего более строгие стандарты содержания окиси углерода в выхлопе автомобильных моторов.

Американские экономисты ищут объяснение кризисным явлениям в экономике Мичигана на протяжении последних 20- 25 лет. Среди причин называют неспособность автомобильных монополий вовремя перестроить производство и обновить основные фонды. Оптимисты видят выход во внедрении новейшей технологии в могучий индустриальный потенциал, аккумулированный в штате.

Штат Мичиган расположен в северной части региона, обозначаемого на географических картах Соединённых Штатов Америки как Средний Запад. Территория его богата полезными ископаемыми и другими природными ресурсами. Штат интересен как своей историей, так и природным рекреационным потенциалом, привлекающим каждый год множество туристов к берегам Великих американских озёр.

Из истории

В качестве определённой территории с соответствующим названием штат Мичиган оформился только в начале девятнадцатого века. До этого за контроль над ней конкурировали французы, англичане и племена коренных жителей этих мест. В период равнина между Великими озёрами была захвачена англичанами. Статус полноценного штата Соединённых Штатов Америки Мичиган приобрёл только в 1837 году, через два года после принятия собственной конституции и урегулирования территориальных споров с соседними штатами. Ему суждено было стать двадцать шестым по счёту штатом, вошедшим в состав США. Середина девятнадцатого столетия ознаменовалась бурным экономическим развитием Среднего Запада. Не в последнюю очередь это было обусловлено строительством водного пути, связывающего Великие американские озёра посредством канала Эри с рекой Гудзон. Этот федеральный проект привлёк в регион значительные материальные, финансовые и человеческие ресурсы. В годы Гражданской войны штат Мичиган сражался на стороне Севера.

География и природные ресурсы

Штат Мичиган обладает если не уникальным, то в высшей степени своеобразным географическим положением. Его территория разделена на две большие части, омываемые водами четырёх из пяти Великих американских озёр. Природная система этих уникальных водоёмов является одним из крупнейших в мире хранилищ пресной воды. Её общий объём сопоставим только с сибирским озером Байкал. Два полуострова, составляющие основную часть территории штата Мичиган, разделены водной преградой. Они соединяются только мостом Макино, построенным в 1957 году в самой узкой части пролива между двумя озёрами. Штат обладает месторождениями железной руды, что является необходимой основой для развития металлургии и На территории Мичигана имеются запасы углеводородных энергоносителей - нефти и газа.

Экономика и промышленность

За статус индустриального сердца Америки закрепился ещё с середины девятнадцатого века. Именно в северной части страны на протяжении значительного исторического периода была сосредоточена основа экономического могущества США. Штат Мичиган играет в ней далеко не последнюю роль. В историю мировой экономики он вошёл благодаря тому, что здесь в начале двадцатого века впервые был на практике применён принцип конвейерного производства. Эта технология, впервые отработанная на сборочном производстве автомобильных заводов Форда в Детройте, коренным образом изменила не только экономику Соединённых Штатов, но и облик всей человеческой цивилизации.

Автомобильная столица

Детройт, безусловно, самый большой и известный во всём мире город в штате Мичиган. Но сегодня о его титуле автомобильной столицы приходится говорить лишь в прошедшем времени. Ещё в восьмидесятых годах прошлого века наметилась тенденция падения автомобильного производства. Это не означает, что автомобилей стало выпускаться меньше. Но произошло системное реструктурирование отрасли, в результате которого большая часть сборочных производств переместилась в другие регионы мира. А в районе Детройта остались штаб-квартиры ведущих автомобильных концернов и инфраструктура обеспечения технологических разработок производства. Менеджмент предприятий остался в Детройте, но сам двухмиллионный город в настоящее время переживает далеко не лучшие времена. В нём высокий преступности и социального напряжения. Многие исторические здания и целые кварталы находятся в запустении и постепенно разрушаются.

Туризм

Штат Мичиган, города которого вот уже на протяжении двух столетий являются крупнейшими индустриальными центрами страны, знаменит не только технологическим уровнем своей промышленности. Значительный сегмент экономики штата связан с его природным рекреационным потенциалом. Уникальный географический район Великих американских озёр привлекает множество туристов из глубины континента и из других стран. Для их обслуживания создана развёрнутая сервисная инфраструктура, рассредоточенная вдоль всего побережья. В последние годы и десятилетия были вложены значительные средства в охрану уникальной экосистемы Великих озёр. И эти инвестиции дали ожидаемый результат - экологическая обстановка в регионе заметно улучшилась. Впрочем, это связано также и со сворачиванием целого ряда промышленных производств в индустриальном районе Детройта.