Дворец потала в лхасе. Дворец потала Дворец в лхасе

Дворец Потала – самый высокий древний замок в мире, расположенный на высоте в 3,767 метров. Этот огромный буддистский храмовый комплекс являлся резиденцией Далай-Ламы, сейчас же это священное место привлекает к себе тысячи паломников и туристов

Взгроможденный на холме Марпо Ри в долине Лхаса, Дворец Потала возвышается на 170 метров и является самой большой монументальной структурой во всем Тибете. Ранние легенды говорят о священной пещере, которая, как полагают, была обителью бодхисаттва Ченрези (Авалокитешвара), которого на земле представляет далай-лама. Эта пещера использовалась как медитационное убежище, Императором Тибета Сонгтсеном Гэмпо в седьмом столетии нашей эры. В 637 Сонгтсене Гэмпо решил возвести дворец на этом холме

В таком виде структура стояла до семнадцатого столетия, когда Далай-лама начал строительство дворца в современном виде, в котором он простоял до сих пор. Постройка существующего дворца началась в 1645 во время господства пятого Далай-ламы, и к 1648 был закончен Белый Дворец Потала. Красный Дворец был достроен между 1690 и 1694; его постройка потребовала больших рабочих – было задействовано более 7000 рабочих и 1500 художников и мастеров

В 1922 году 13-ый Далай-лама отремонтировал большинство часовен и актовых залов в Белом Дворце и отреставрировал Красный Дворец. Дворец Потала был поврежден лишь единственный раз за всю свою историю - во время Тибетского восстания против китайского вторжения в 1959

В отличие от большинства других Тибетских религиозных структур, замок Потала не был разрушен хунвэйбинами (“красными охранниками”) в течение 1960-ых и 1970-ых. В результате все часовни и их экспонаты очень хорошо сохранились

Поталой дворец начали называть начиная с 11го столетия. Дворец на вершине Лхасы взял название индийской священной горы. Потала - огромная структура, занимающая площадь свыше 300 000 квадратных метров. Выполняя многочисленные функции, замок всегда был прежде всего местом жительства Далай-ламы и его большого штата. Кроме того, это было место Тибетского правительства, где проводились все церемонии

Здесь также размещалась школа для религиозного обучения монахов и администраторов. Это самое популярное место Тибета среди паломников и туристов, из-за его величия и могил прошлых Далай-лам. В пределах Белого Дворца расположены две маленьких часовни, датирующиеся седьмым столетием, эти часовни - самые старые сохранившиеся структуры на холме и также самые священные

Здесь также находится статуя Поталы, самый уважаемый артефакт, привлекающий тысячи тибетских туристов. Она полностью покрыта сусальным золотом общим весом в 550 кг. и инкрустирована десятком тысяч драгоценных камней. Остальные погребальные ступы, значительно уступая в размере, но также украшены огромным количеством золота и драгоценностей

В настоящее время дворец Потала – это музей, активно посещаемый туристами, в то же время оставаясь местом паломничества для буддистов, которые используют его в своих ритуалах. Из-за колоссальной культурной, религиозной, и исторической важности, в 1994 году дворец включен в список Международного наследия ЮНЕСКО.

Расположенный на Красной горе в центре Лхасы, Потала не только крупнейшее монументальное сооружение во всем Тибете, но и самый высокий древний .

Мифы и факты

Дворец назван в честь легендарной горы Потала в Южной , на которой обитает бодхисаттва Ченрези (Авалокитешвара), которого на земле представляет далай-лама. Легенда гласит, что в VII веке, чтобы приветствовать свою невесту принцессу Вэнь Чэн, император Тибета Сонгцен Гампо построил 9-этажный дворец с 999 комнатами. После распада династии Сонгцен Гампо в здание попала молния и деревянные постройки сгорели. Последующие войны практически разрушили древнее сооружение.

Строительство нынешнего дворца началось в 1645 году во время правления пятого Далай-ламы. К 1648 году был построен Белый дворец. Красный дворец, добавили в 1694 году. Над его строительством трудилось более 7000 рабочих и 1500 художников и ремесленников. В 1922 году 13-й Далай-лама отремонтировал многие часовни и залы в Белом корпусе и внес изменения в Красный.

Потала являлся основной резиденцией Далай-Ламы, вплоть до вторжения в Тибет в 1959 году. Далай-Лама XIV был вынужден покинуть и получил политическое убежище в Индии. Остальные монахи были изгнаны, а дворец разграблен китайскими солдатами. В отличие от большинства тибетских и , Потала не был уничтожен китайской армией, и большинство артефактов хорошо сохранилось. Сегодня только нескольким монахам разрешено находиться там под строгим надзором. Китайское правительство использует комплекс как музей для привлечения иностранных туристов.

В 1994 году дворец Потала внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и назван одним из новых семи чудес мира. Сегодня комплекс ежедневно посещают тысячи тибетских паломников и путешественников со всего мира.

Что посмотреть

Дворец Потала находится на высоте 3 700 м на Красном холме (Марпо Ри) посредине лхасской долины. Общая площадь комплекса составляет 360 тыс. м² и состоит из двух частей: Красный дворец, как центр, и Белый дворец, как два крыла.

Сердцем комплекса является Красный корпус (Потранг Марпо) - самая высокая часть в центре. Эта часть полностью посвящена религиозному образованию и буддийским молитвам. Здание состоит из множества залов, часовен и библиотек на нескольких уровнях с галереями и извилистыми коридорами. Богато украшенный живописью, драгоценными камнями и резьбой, он содержит несколько храмов и гробниц восьми прошлых Далай-лам, в том числе пагоды из 200000 жемчужин.

Расположенный здесь Великий Западный зал площадью 725 м.кв. является крупнейшим залом в Потала. Стены зала украшают красивые фрески и росписи. С трех сторон его окружают три часовни: на востоке, на севере и на юге. Пещеры Дхарма и святая часовня - единственные сохранившиеся постройки VII века со статуями Сонгцен Гампо, принцессы Вэнь Чэн и принцессы Бхрикути внутри.

Белый дворец (Потранг Карпо) когда-то служил офисным зданием местного управления Тибета и жилыми помещениями Далай-ламы. Белые стены символизируют мир и покой. Великий Восточный зал на четвертом этаже площадью в 717 м.кв. был местом проведения важных религиозных и политических церемоний.

В Потала находятся также школы буддийской логики, семинария, типография, сады, дворы и даже тюрьма. На протяжении более 300 лет древний дворец хранит многие культурные реликвии, такие как фрески, ступы, статуи, танка и редкие сутры. Особое значение имеет пещера Фа-Вана, в которой еще до строительства здания читал священные тексты царь Сонгцен Гампо.

В Лхасе также открыты для посещения , .

Дворец Потала (Potala palace) открыт с 7.30 до 16.00 в летнее время и с 9.00 до 16.00 в зимнее.
Стоимость: 100 юаней (около 11.7 €).
Экскурсии во дворец ограниченны, билеты продаются по предварительным заявкам (за 1 день) после 17:00 на следующий день. В одни руки дают 4 билета. Только зарегистрировавшись можно по своим документам выкупить входной билет, где будет поставлено время для посещения дворца.

Дворец Потала фигурирует первым в списке группы важнейших культурно исторических памятников Тибета, охраняемых государством. Потала – уникальный в мире по высокогорному расположению и размерам дворец-замок, его изображение является эмблемой Лхасы и всего Тибета. Дворец Потала – нетленный и великолепный памятник древнетибетского зодчества. В декабре 1994 года дворец Потала был официально внесен в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.


Дворец Потала построен на южном склоне Красной горы в столице Тибета городе Лхаса. Тыльной стороной Дворец Потала опирается на склон горы, имеет трапециевидную форму, сужающуюся вверху, на фоне синего неба и белых облаков Тибета дворец, выкрашенный в белый и красный цвета, выглядит величественным, сказочным замком.


Что означает название дворца Потала? По-тибетски «потала» переводится как «место обитания Авалокитешвары», в Индии «potalaka». А гора, на которой расположен Дворец Потала в религиозной литературе называется Путо, и считается священной за то, что как гласит легенда, на этой горе появилась бодхисатва Авалокитешвара. Интересно, что в Китае в провинции Чжэцзян есть вторая гора Путо (普陀山, Путошань), являющаяся священной по той же причине.


Дворец Потала от основания возвышается на 119 метров в высоту, протяженность с востока на запад 350 метров, ширина с севера на юг 270 метров, строительная площадь 130 тысяч квадратных метров, а вместе с передним двором и прудом позади дворца, общая площадь дворцового комплекса Потала составляет 360 тысяч квадратных метров!


Начало строительства дворца Потала относится к 30-м годам 7 века нашей эры. Как свидетельствуют исторические источники, туфаньский вождь Сронцзангампо решил сделать Лхасу своей столицей. Прежде всего, он велел построить на вершине Красной горы в Лхасе, где уже были его медитационные пещеры, царский дворец. После того, как состоялось обручение с танской принцессой Вэньчэн, и Вэньчэн прибыла в Тибет, Сронцзангампо возвел на Красной горе 999 комнат. Вместе с построенным раньше дворцом получился комплекс из тысячи помещений! Кроме того, вокруг была возведена стена с длиной каждой из сторон в 500 метров. В стене имелось 4 ворот, украшенных башенками, и был вырыт обводной канал. К несчастью, во второй половине 8 века из-за попадания молнии, деревянные постройки дворца Потала сгорели. К тому же, в конце существования Туфаньского царства разразилась междоусобная война местных племен, приведшая к разрушению первоначального дворца Потала. Сохранились лишь пещера Фаван и зал Пабалакан.


Дворец Потала, который мы видим сегодня, строился на протяжении нескольких столетий, начиная с 17-го века. Далай Лама 5-й Агван Лобсан Джамцо, в 1645 году дал приказ восстановить разрушенный дворец Потала. В 1652 году Далай 5-й совершил поездку в Пекин. По возвращении в Тибет Далай 5-й переехал из своей прежней обители – монастыря Дрэпунг в завершенный к тому времени Белый Дворец Поталы. Интересно, что после реинкарнации Далай Ламы 5-го, никто не осмеливался сообщить народу об этом, так как правители боялись, что народ взбунтуется и перестанет работать над строительством Дворца Потала. Власть Далай Ламы 5-го была настолько сильна, что его реинкарнацию скрывали более 10-ти лет, чтобы достроить дворец.

В 1690 году на 8-й год после кончины Далая 5-го Дисы Санцзе Джамцо именем Далай Ламы 5-го предпринял строительство Красного дворца и мемориальных ступ в комплексе Поталы, для чего была снесена часть обветшалых строений. В работах было занято 7 тысяч человек мастеров и рабочих, было истрачено 2134 тысяч лянов (1 лян = 150 грамму) серебра, по приказу цинского императора Канси на строительство было послано 114 ханьских и маньчжурских мастеров, в работах приняли участие и непальские мастера. В 1693 году работы были завершены, и в 20-й день 4-го месяца по тибетскому календарю состоялось освящение Красного дворца. Перед фасадом дворца Потала был воздвигнут памятный столб в память о завершении строительства. С тех пор в планировке дворца Потала не происходило крупных перемен.


Когда с площади перед дворцом Потала вступаешь в ворота дворца, то оказываешься внутри двора, огражденного с трех сторон высокой стеной. Прямо к северу идет широкая каменная лестница. Отсюда можно видеть восточный вход и западный вход. Главным является восточный вход (по-тибетски «пинцодолан»). Войдя в него и пройдя темный ступенчатый коридор, попадаешь в Дэянся. Это ровная площадка размером 1600 квадратный метров у входа в Белый дворец. Здесь для Далай Ламы, высокого духовенства и чиновников устраивались театральные представления. С южной и северной сторон площадки имеются галереи, помещения на восточной и западной сторонах служили учебными классами титулованных монахов А вход, прямо обращенный на запад, является главным входом в Белый Дворец Поталы.


Белый дворец Поталы

Белый дворец Поталы находится к востоку от Красного дворца, в Белом дворце имеются Большой восточный павильон, Солнечный павильон, жилые покои регента и наставников Далая, служебные помещения правительства.

Большой восточный павильон (по-тибетски «Цоцинься») – самый большой павильон Белого дворца. Здесь устраивались важные мероприятия политического и культового характера, в частности церемонии интронизации Далай Лам. В центре павильона у северной стены установлен трон Далай Ламы. На стенах павильона множество фресок, две группы фресок вызывают особый интерес: фрески на тему «превращение обезьяны в человека» и фрески, повествующие историю принцессы Цзиньчэн.

Солнечный павильон расположен наверху Большого восточного павильона. Имеются два солнечных павильона: восточный и западный. Они служили жилыми покоями Далай Лам. Западный солнечный павильон был построен в поздние годы Далай Ламы 13-го. Большую часть года (лето и осень) Далай Лама проводил в летней резиденции Норбулинка, а дворец Потала служил ему зимним Дворцом.

Именно в этом павильоне Далай Лама проводил время за чтением священных текстов, административных делах и жизненных отправлениях. В западном солнечном павильоне находились жилые покои Далай Ламы 13-го, а в восточном солнечном павильоне – покои Далай ламы 14-го. В павильоне хранятся золотая статуя Будды, фигура Авалокитешвары из яшмы, свитки священных сутр, фарфор, чайный прибор из золота и яшмы, парчовые одеяла и прочее.

Красный дворец Поталы


Красный дворец служил местом молитв во имя Будды и других культовых отправлений, главными помещениями Красного дворца являются павильоны с мемориальными ступами Далай Лам и культовые помещения другого назначения. Всего в Красном дворце Поталы имеется 8 мемориальных ступ, из них самыми роскошными являются ступы Далай Ламы 5-го и Далай Ламы 13-го. Размер и пышность оформления ступы символизирует вклад в развитие страны и общества, внесенный этим Далай Ламой. Кроме того, в Красном дворце Поталы хранятся многочисленные культовые памятники и искусные изделия из драгоценных камней и металлов, искусно сделанные резные поделки, редкие издания священных текстов, а также скульптуры буддистских святых, иконы «танка», культовые атрибуты, жертвенные принадлежности и так далее. В фресковой галерее на пятом этаже Красного дворца Поталы есть целая группа фресок, воспроизводящих эпизоды строительства дворца Потала.

Ступа Далай Ламы 5-го занимает 4-й этаж, но сама она по высоте равняется 5-ти этажному сооружению! Эта ступа высотой 14,85 метра, сделанная из чистого золота, - самая высокая из ступ дворца Потала. Говорят, оформление и содержимое этой ступы равняется половине богатств всего человечества.

Второй по высоте ступой является ступа Далай Ламы 13-го . Начало строительства ступы датируется 1934 годом, на строительство ушло 3 года. Высота ступы 14 метров, на внутренней стене павильона есть фреска, посвященная жизнеописанию Далай Ламы 13-го, в том числе эпизод поездки Далай Ламы в Пекин, где он был принят императором Гуансюем и вдовствующей императрицей Цыси.

Западный большой зал (по-тибетски «Сысипинцо») находится к востоку от павильонов со ступами, его площадь 680 квадратный метров. Это самый просторный зал Красного дворца в всего дворца Потала. В этом зале Далай Лама 5-й устраивал приемы, жертвоприношения и прочее. В западном зале хранится также пара парчовых полотнищ, сотканных из золотых нитей, которые в 1696 году были подарены китайским императором по случаю завершения строительства Красного дворца Поталы. Есть также подаренный императором Цяньлуном транспарант с автографом императора и надписью «Место, источающее рай». Этот транспарант находится над троном Далай Ламы.

В самом высоком павильоне Красного дворца Поталы в зале у западной стены установлена статуя одиннадцатиликой и тысячерукой бодхисатвы Авалокитешвары , которая была изготовлена из чистого золота и серебра по приказу Далай Ламы 13-го.

Из самых ранних строений дворца Потала сохранились лишь пещера Фавана («Цзюйцзечжупу») и павильон Пабалакан. Пещера Фавана площадью 27 квадратных метров отличается скромным убранством. По преданию сам туфаньский царь Сронцзамгамбо постигал в этой пещере священные тексты. В пещере установлены статуи сронцзангамбо, принцессы Вэньчэн, принцессы Чицзуль, Лудунцзана – лиц, известных ов времена Туфаньского царства. Кроме того, сохранилась утварь (очаг, каменный чан, ступа), которой, по преданию, пользовался Сронцзангамбо. Павильон Пабалакан называется также павильоном Авалокитешвары, он расположен над пещерой Фавана.


Павильоны со ступами Далай Лам 7-го, 8-го, 9-го, а также павильоны со ступами Далай Ламы 5-го и 13-го имеют кровли, сплошь покрытые позолотой. Такие же золотые кровли венчают павильоны Пабалакан и Рамлакан. Все вместе они образуют блистательный ансамбль золотых кровель. Большинства кровель имеют традиционную форму китайских крыш с взлетающими углами. На коньках кровель есть украшения в виде колоколообразных монастырей, которые покоятся на лотосовых пьедесталах. Взлетающие угловые конструкции кровель украшены фигурками мифических буддистских животных.

Дворец Потала – это сокровищница бесценных художественных изделий и произведений искусства, а также исторических памятников. Даже для фресок использовались красители, приготовленные из драгоценных металлов и камней. Эти фрески поражают яркостью и свежестью. Во дворце Потала хранятся около 10 тысяч икон «танка», большая часть которых выполнена видными художниками древности. Богатое собрание изданий священных текстов, многие из которых выполнены на высоком художественном уровне и по достоинству считаются произведением искусства. Не мало издания являются уникальными. Имеются около 100 свитков канонов, выполненных на пальмовых листьях и доставленных из Древней индии и других мест. Самый ранний текст на пальмовых листьях насчитывает не одно тысячелетие. Техника издания священных текстов включает рукописное письмо золотыми и серебряными чернилами, нанесение золотого покрытия на текст, выполненный выпуклым шрифтом. Например, есть издание «Ганчжура», выполненное красителями, приготовленными из золота, жемчуга, серебра, кораллов, железного порошка, медной пыли и морских ракушек. Бумага, на которой написан текст, обладает стойкостью к влажности, гниению и порче насекомыми, прочна и в то же время эластична.


Дворец Потала является великим творением тибетского народа и средоточием его культуры. В нем нашли воплощение достижения тибетцев в архитектуре, ваянии, живописи, металлообработке и других областях науки и искусства. Его вполне можно назвать музеем науки и культуры Древнего Тибета. Кроме того, дворец Потала запечатлел историю хозяйственных и культурных контактов тибетцев с другими национальностями Китая, Непала и Индии. Дворец Потала является гордостью тибетского народа и мировым культурным наследием всего человечества. Также, дворец очень часто видят иностранцы, отправившиеся в тур по Тибету .


Сооружение длиной 320 м и высотой 110 м, вокруг которого парят орлы, делится на Белый и Красный дворцы. Белый дворец Потала с обороноспособным цоколем в своем нынешнем виде возник при 5-м Далай-ламе начиная с 1645 г. при участии большого числа крепостных работников. От более древней крепости, существовавшей на этой горе со времен Сонгцена Гампо (VII в.) практически ничего не осталось - хотя легенда гласит, что реликтами того времени являются пещера для медитаций (см. ниже) и зал Пхагпа. Белый дворец содержит помещения, выполняющие сугубо практические функции, в том числе спальные покои, рабочие кабинеты и зал для аудиенций Далай-ламы. Кроме того, здесь расположены монастырский тракт, административные помещения и склады. Важнейшие святыни находятся в Красном Дворце, возведенном при регенте 6-го Далай-ламы до 1694 г. С тех пор внешний облик Поталы почти не изменился.

Осмотр

Главный вход во дворец Потала, через который следуют паломники, ведет вверх по той стороне крепостной горы (так называемой Красной Горы), которая обращена к Старому городу, в восточную часть Белого дворца. Туристов в рамках забронированной программы везут по дороге с запада до северной стороны Красного дворца, чтобы они вошли в святая святых, так сказать, через заднюю дверь. Оттуда надо двигаться по маршруту осмотра, ведущего ко всем важным помещениям с необычайно большим числом великолепных предметов искусства.

Большой западный зал

Центром Красного дворца является Большой западный зал, зал интронизации. Его стены украшены росписями с эпизодами из жизни Далай-лам, тибетских царей и воплощений бодхисаттвы Авалокитешвары. Четыре помещения, окружающих западный зал, можно, исходя из их религиозного смысла, рассматривать как историю тибетского буддизма: зал Падмасамбхавы повествует о его истоках; он посвящен тому индийскому святому, который прибыл в Тибет в VIII в., подчинил себе демонов местной религии и поручил им отныне стоять на страже буддизма. Следующее помещение - зал реформатора Цонгкхапы, чей наследник впоследствии стал 1-м Далай-ламой. Ему и четырем его последующим инкарнациям посвящено третье помещение. Четвертое же таит в себе надгробные ступы с телами 5-го, 10-го и 12-го Далай-лам. Речь идет о 14-метровых, обильно позолоченных и украшенных драгоценными камнями пагодах с реликвиями. Центральная ступа 5-го Далай-ламы - самое роскошное украшение Поталы. В подобных ларцах в Красном дворце покоятся смертные оболочки восьми тибетских царей-жрецов. Снаружи их точное местоположение показывают позолоченные крыши Красного дворца.

Верхний этаж

По лестницам на северо-востоке западного зала можно через промежуточный этаж со стенными росписями, которые, среди прочего, изображают строительство Поталы, попасть на верхний этаж с другими значительными залами и замечательными изображениями. Здесь в северо-восточном углу находится также зал для медитации царя Сонгцена Гампо. Это помещение с макетами скал, оформленное как грот, восходит ко времени основания Лхасы и истокам дворца Поталы, а также вообще тибетского буддизма. Пластически царь изображен между тридцативосьмируким Авалокитешварой и 5-м Далай-ламой; далее видны статуи жен Сонгцена Гампо, Падмасамбхавы и других персон.

Зал Пхагпа

Кольцевой коридор ведет дальше к залу мирных и гневных богов, а также к двум залам, полным множества ценных металлических жертвенных даров. Над ними находится зал Пхагпа. У левого входа в него видны отпечатки ног и рук, якобы оставленных Падмасамбхавой, Цонгкхапой и 12-м Далай-ламой. Главными статуями в помещении выступают три статуи Авалокитешвары из сандалового дерева, которые якобы вышли как натуральные образования из расколотого древесного ствола; поэтому верующие видят в этих фигурах манифестацию потустороннего, и соответственно велико оказываемое им почитание.

Ступа 13-го Далай-ламы и частные покои

Если идти налево, то можно дойти до надгробной ступы 13-го Далай-ламы, скончавшегося в 1933 г. Далее следуют частные покои 6-го Далай-ламы, жизнелюбивого человека, который не подчинялся монашеским обетам и впоследствии предположительно был убит. В этом помещении сегодня почитают Амитаюса, Будду долголетия. Лестница ведет на мансардный этаж с залом Майтрейи, в котором стоит трон 8-го Далай-ламы. С платформы крыши открывается красивый вид на город. Далее кольцевой коридор ведет к частным покоям 13-го и 14-го (нынешнего) Далай-ламы. С тех пор как последний в 1959 г. бежал из Тибета, отведенные ему помещения практически сохранили первоначальный вид. Через двор и чрезвычайно роскошные порталы можно пройти к ведущей вверх лестнице на южной стороне дворца и спуститься вниз, в город. Время работы: ежедн. 9.30-12.00, 15.00-17.00.

Тибет, Лхаса (что в переводе с санскрита означает «земля богов»), уступ скалы Марпрои («Красный холм») - именно здесь, над священным городом, высится дворец, именуемый Потала. Он строился специально для духовного и политического правителя Тибета, основателя ламаизма, Далай-ламы V (1617 - 1682).

Здание дворца кажется неприступной скалой. Трудно представить, но это сооружение, имеющее более 30 этажей, было построено в 1694 году, когда высотных домов не возводили. В свое время он, пожалуй, воспринимался так же, как небоскребы в наши дни.

Дворец Потала, возвышающийся над целым городом, впечатляет своим видом даже искушенного человека XXI века. Здание на выступе скалы с бесчисленным количеством окон, вырубленных на белоснежной стене, создаёт ощущение чего-то величественного и почти сказочного.

Место расположения дворца Потала в Лхасе

Тибет, пожалуй, самая загадочная страна на нашей планете. Политика самоизоляции раньше была характерна для многих , однако только Тибет воплощает ее и по сегодняшний день. Этому, конечно, способствует и уникальное географическое положение. Крупные тибетские города расположены на высоте более 3 000 метров над уровнем моря, а некоторые и более чем на 4 000. Крутые перевалы и разряженный воздух делают путешествие в Тибет очень сложным.

Город Лхаса возведен в разреженном воздушном пространстве , на высоте более 3 650 метров. Вплоть до китайской оккупации в 1951 году монахи составляли здесь большую часть населения.

Главное здание Тибета - Дворец Потала. Это огромное сооружение хорошо видно издалека из разных точек города и особенно хорошо - с вершины холма Чагпо Ри. Находясь в Лхасе, ловишь себя на мысли, что невозможно оторвать взгляд от этой постройки. Потала расположен на 3 700 метрах над уровнем моря, его высота составляет 115 метров, общая площадь более 130 000 квадратных метров. Нет точных данных о том, сколько же в Потале комнат и залов. Их число составляет «где-то более тысячи», как говорят экскурсоводы. До сих пор ни одному человеку не доводилось обойти все помещения в этом дворце.

История дворца Потала в Лхасе

Название «Потала» происходит от слова, которое на санскрите означает «гора Будды». На этом месте в VII веке нашей эры стоял дворец Сонг-стена Гампу, посвященный буддистскому правителю Тибета.

Спустя столетия, в 1645 году, Далай-лама V, он же владыка Тибета, приказал возвести дворец на месте разрушенной резиденции. Началось строительство первой, нижней части Поталы - Дворца (Потранг Карпо). Девятиэтажное сооружение верхней части было окончено 3 годами позже. В 1649 году Пятый Далай Лама переходит из Дрепунга в свою новую резиденцию.

Обстоятельства строительства верхнего Дворца (Потранг Марпи), второго, большего по размеру, зданию, по сей день остаются предметом многочисленных споров. Когда в 1682 году Далай Лама умер, строительство еще не было закончено. О кончине Далай-ламы умалчивали до 1694 года, пока, наконец, дворец не был выстроен. По некоторым данным, Красный Дворец был задуман как мавзолей.

Тринадцатый Далай Лама в начале 20 века предпринял некоторые работы по обновлению постройки, убрав некоторые секции Белого Дворца, для того, чтобы расширить часть капелл. До 50-х годов XX века дворец оставался резиденцией тибетского правительства.

Потала подвергся обстрелу во время народного восстания против китайцев в 1959 году. По счастливой случайности, ущерб был незначительным как во время восстания, так и в последующие годы Культурной Революции.

Дворец оставался зимней резиденцией Далай-лам до 1959 года, пока нынешний Далай-лама XIV не эмигрировал в . Долгие годы после китайской оккупации дворец был закрыт для посещения, и лишь в 1980 году его вновь открыли. В 1985 году закончились последние реставрационные работы, на которые было затрачено около 4 миллионов долларов.

Особенности дворца Потала в Лхасе

Дворец был построен из земли, камня и дерева при помощи самых элементарных средств. Все строительные материалы люди доставляли на себе или на ослах. Нетрудно догадаться, что работа была крайне тяжелой.

Чтобы попасть внутрь дворца, по форме напоминающего усеченную пирамиду или трапецию, нужно пройти по широкой площади, расположенной со всех сторон здания. Только пройдя через них можно подойти к склону, по всей поверхности которого разбросано множество зигзагообразных лестниц, соединяющих все части дворца.

Дворец Потала делится на две части - Почжангабо и Почжанмабо (Красный и Белый дворец). Почжангабо - место, где размещаются личные покои далай-ламы и проводятся торжественные ритуальные церемонии. Почжанмабо - обитель монахов и слуг. Здесь расположены буддийские залы и погребальные пагоды-ступы.

В главной части здания были построены правительственные помещения, комнаты обслуживающего персонала, состоявшего исключительно из монахов, и монашеской школы. Раньше были здесь также комнаты для медитации, библиотеки, оружейные палаты, зернохранилища, кладовые, камеры пыток и карцер.

Внутри здания более 1 000 разных помещений, где укрыты 10 000 святынь и не меньше 20 000 статуй. Многочисленные часовни и святилища заполнены статуями, вышитыми по шелку картинами, сосудами для фимиама и прочими ритуальными предметами. Покрытые золотом крыши дворца, гранитные стены, изящные карнизы с позолоченными украшениями придают архитектурному ансамблю великолепие и величие.

Одной из главных достопримечательностей дворца является множество фресок, изображающие различные бытовые и ритуальные сюжеты. Некоторые из фресок долгое время не были доступны для широкого просмотра. Только в конце 90-ых они были вывешены в залах, и теперь их могут увидеть все паломники и туристы, пришедшие в Поталу.

Многие из фресок изображают двенадцатирукого бога Авалокитершвары и его супруги богини Тары. Дело в том, что именно эти божества считаются главными покровителями Тибета. Для изготовления этих фресок тибетские мастера использовали агат, янтарь, золотой и серебряный порошок

На крыше Красного Дворца расположены главные святыни дворца - усыпальницы, которые богато оформлены с помощью золота и драгоценных камней. Самая высокая усыпальница принадлежит Далай-ламе XVIII, скончавшемуся в 1933 году. Она достигает высоты 10 метров, богато украшена барельефами с изображениями деятелей ламаизма. Саркофаг Далай-Ламы выполнен из серебра.

Самой древней частью дворца является нижняя комната, сложенная из грубого и неотесанного камня. В центре комнате сооружен холм с поставленным на него священным ларцом («чортэном»). Именно к этой комнате стремятся тысячи паломников, пришедших во дворец Поталы.

Священное здание Поталы каждый год посещает великое множество паломников и туристов. Помещения дворца открыты для всех желающих. Правда успеть осмотреть весь дворец не получится - Потала открыт только 2 дня в неделю и только 2 часа в день.