Где находится вырица. Старая вырица - в имении витгенштейна

Вырица находится на берегу реки Оредеж в 40 км на юг от Санкт-Петербурга. Вырица является поселком городского типа и центром Вырицкого городского поселения. Первые известные сведения о живших здесь людях датируются XI веком, о чем свидетельствуют обнаруженные курганы. Первое письменное упоминание о населенном пункте на месте Вырицы встречается в шведских летописях в 1676 году. В середине XIX века земли Вырицы становятся вотчиной князя Витгенштейна. В начале XX века, после строительства здесь железной дороги здесь началось строительство дачных угодий для дворянства, были построены два храма, и окрестные деревни объединились, образовав поселок Вырица. Во время войны Вырица подверглась фашистской оккупации, и здесь был организован детский концлагерь. После войны, на Оредеже была построена ГЭС, снабжавшая электричеством соседние поселки вплоть до открытия ЛАЭС.

В настоящее время Вырица является дачным поселком. Летнее население увеличивается в несколько раз. По некоторым сведениям, это самый большой по площади (164 кв.км) поселок в России.

Что посмотреть в Вырице

В Вырице расположена церковь Казанской иконы Божией Матери. Здесь на закате своих дней жил Преподобный Серафим Вырицкий. Возле Казанской церкви построена часовня, в которой находится его могила. В поселке также расположена церковь святых апостолов Петра и Павла, и крупнейшая община Ионна Чурикова, в которой прихожане ведут борьбу с пьянством и другими пагубными привычками. В Вырицкой поселковой библиотеке находится музей писателя И.Ефремова, и его памятник, созданный руками энтузиастов.

Еще одно интересное место — водохранилище и водопад Вырицкой ГЭС, ныне используемой только для регуляции уровня воды в реке. Кроме того, здесь есть памятная стела на месте бывшего концлагеря, монумент героям ВОВ и памятник Сталину, находящийся на частной территории. На берегу Оредежа имеется и частный дворец, являющийся уменьшенной копией Екатерининского дворца в Пушкине.

Поселок Вырица, бесспорно, относится к числу лучших дачных местностей Ленинградской области. Здесь все располагает к отдыху на природе: река Оредеж с ее песчаными пляжами, сосновые и еловые леса, чистый воздух, родниковая вода. Многие дачники находят здесь уютные уголки для уединенного отдыха и творческого вдохновения. Благословенный, заповедный уголок издавна является курортным местом, детской здравницей. Вместе с тем, в наше время Вырица сочетает в себе все качества современного, активно развивающегося поселка, крупнейшего в регионе. По своей площади – это самый большой населенный пункт поселкового типа на территории России. Вырицкая земля связана с историческими событиями, хорошо известны ее святые места, неслучайно сюда приезжают многочисленные паломники и туристы. Уже много лет поселок по праву называют духовной столицей Гатчинского района.

Как деревня Дверница стала Вырицей…

Деревня Вырица известна еще со времен средневековья. В Новгородской писцовой книге 1499/1500 годов среди сёл и деревень Никольско-Грезневского погоста, входящего в состав Водской пятины Великого Новгорода, упоминается деревня Дверница на берегу реки Оредеж, предшественница будущего поселка. Некоторые исследователи пытаются найти в её истоках финно-угорские корни, и, действительно, по среднему течению Оредежа и низовьям реки Суйда когда-то проходила граница двух древних коренных народов: води и ижоры, причем, судя по всему, на территории современной Вырицы находилось водское поселение. Позднее в эти места пришли славяне.

С давних пор сохранились на территории поселка курганные захоронения, относящиеся к ХII-ХIII векам. В 1907 году студенты Санкт-Петербургского археологического института провели в Вырице раскопки курганной группы, которая находилась вдоль Береговой улицы. В 1974 году здесь, на краю террасы, вдоль левого берега реки Оредеж 4-м отрядом Староладожской экспедиции было зафиксировано три земляные насыпи высотой 0,2 метра и диаметром 3-4 метра. Находки из вырицких курганов, преимущественно женские украшения, хранятся сегодня в фондохранилище Государственного Эрмитажа и представляют значительный интерес. На некоторых украшениях заметны детали в виде «уточек». Как известно, у финно-угорских народов существовал культ водоплавающих птиц и некоторых домашних животных.

Из документальных источников, так называемых Дозорных книг, известно, что в 1612 году деревня Дверницы числилась за помещиком Григорием Муравьевым, занимавшим разные ответственные посты на землях Великого Новгорода, род которого был известен с эпохи царя Ивана III. Муравьев владел не только Грезневским погостом, но и соседним Никольско-Суйдинским. Оредежский край в то время был практически безлюдным, на месте ранее существующих селений находились пустоши. В самой же деревне Дверницы имелось всего пять дворов. Сохранились имена ее жителей, семейных крестьян: Васки Кузмина, Терёшки Малафеева, Михалки Данилова и бобылей Лариошки Степанова и Савки Григорьева.

Любопытна история этого селения во времена шведского господства, когда в нескольких верстах южнее Вырицы проходила русско-шведская граница, а один из пограничных камней, по рассказам старожилов, находился вблизи современной деревни Борисово. С русской стороны на нём был выбит крест, а со шведской стороны – корона.

С 1617 года находящаяся в составе шведской провинции Ингерманландия деревня Дверницы довольно часто упоминается в документальных источниках ХVII века. В самых ранних Поземельных книгах шведского периода на месте деревни обозначена пустошь: очевидно, православные жители Дверниц, опасаясь гонений со стороны заморских владельцев, насаждавших лютеранскую веру, покинули ее – перешли границу и ушли на русскую сторону.

Однако пустовала заброшенная деревня недолго. Вскоре здесь появляются финские переселенцы, прибывшие в поисках хорошей жизни из Восточной Финляндии. В 1645 году в Дверницах, приписанных к приходу Кобринской лютеранской кирхи, было зафиксировано три крестьянских двора. В этот период деревня, относящаяся к Куровицкой мызе, принадлежала помещику-арендатору Франсу Фаллеру.

На станицах Поземельных книг название деревни упоминается в разных вариантах: Duеrnitza (1618-1623 гг.), Duiritza (1644 г.), Duarnitza (1678 г.). На карте 1676 года обозначена деревенька – Werektza, а в 1699 – Wiritza. На «Генеральной карте провинции Ингерманландии» 1704 года обозначена деревня Duarnitza. Следует отметить, что в финском языке нет звонкого «д», а шведские переписчики в то время часто писали географические названия так, как они звучали на слух, создавая путаницу. Более внимательными в этом отношении были картографы.

К началу ХVIII столетия деревня Дверницы окончательно превратилась в Вырицу. В этом нет ничего удивительного: изменение географических названий при шведах коснулись многих местных селений. Например, соседняя с Вырицей деревня Змеино после ста лет шведского владычества стала деревней Мины. Чудом сохранили свои исторические названия средневековые деревушки: Устье на Оредеже (ныне – село Введенское), Клетно, Борисово. Интересным топонимом является обозначенная на шведской карте 1676 года и расположенная в окрестностях современной Вырицы деревня с названием Городок, впоследствии полностью утраченная.

Триста лет тому назад…

После освобождения Приневского края от шведских захватчиков Петром Великим доблестные русские войска снова увидели на месте чухонской деревни пустошь, и Вырицу пришлось обживать заново. Земли, расположенные вдоль берегов реки Оредеж, приписанные к Куровицкой мызе, государь пожаловал своему сыну царевичу Алексею. С 1718 года, после известных трагических событий, случившихся с Алексеем Петровичем, царская вотчина относилась к дворцовому ведомству и даже некоторое время принадлежала монахам Александро-Невской лавры.

Существуют предание, что основателями русской деревни Вырица стали четыре крестьянских семьи переселенцев, прибывших из Саратовской губернии. По другим данным они, согласно царскому приказу, прибыли сюда для строительства Санкт-Петербурга. Старожилы называли даже год прибытия переселенцев – 1717 год. Признать или опровергнуть эту версию пока не представляется возможным. По преданию, среди первых жителей Вырицы была большая крестьянская семья Давыдовых, потомки которой и в наши дни проживают в этих местах.

На Береговой улице и сегодня растет огромный старый дуб. Говорят, что его посадили первые переселенцы. Именно здесь, на берегу реки находилась «старая» часть деревни Вырица.

Давыдовы

Родословную этого крестьянского рода мне удалось проследить с 1737 года. С петровского времени Вырица была приписана к церкви Преображения Господня, расположенной в селе Орлино. Среди местных крестьян на страницах метрических книг этого храма упоминаются Кондратий Елисеев и его дети – Леонтий, Ирина и Иван. Например, книга «Исповедальные росписи по Орлинской церкви за 1817 год», указывая имена крестьян, бывших на исповеди, сообщает: «Кондратий Елисеев, 80 лет, жена его Ксения Васильева 70 лет, сын их Иван, 49 лет, жена его Параскева Яковлева, 44 года, дети их Василий – 21, Максим – 18, Тимофей – 13, Григорий – 8, Дарья – 5, Егор – 1, Василий – 1».

У Ивана Кондратьева, родившегося в 1768 году, был сын Василий Иванов (род. в 1796 г.). Среди детей последнего упоминаются: Давид, Филипп, Агафья и Климентий Васильевы. Все потомки Давида Васильева (1835-1921 гг.) получили фамилию Давыдовы. Среди его детей известны: Михаил, Мария, Евфимий и Ирина. Один из них – Михаил Давыдович Давыдов (1860-1918 гг.) занимал пост деревенского старосты. Его сын Иван Михайлович (род. 1893 г.) был председателем созданного в Вырице в 1931 году колхоза имени Халтурина. В 1967 году его воспоминания о прошлом, в том числе и легенду о саратовских переселенцах, записали юные участники поисковой группы из Вырицкой средней школы №1. Многие представители семейства Давыдовых еще в дореволюционный период породнились с другими крестьянскими родами из села Введенское, деревень Мины и Куровицы.

Первый вырицкий помещик Саблуков

Императрица Екатерина II пожаловала Устинскую мызу с деревнями Устье, Мины, Горки, Каужа (ныне – Каушта), Борисово, Клетно и Вырица «бригадиру» Александру Александровичу Саблукову (1746-1828 гг.). Его лесная дача, граничащая с землями Новгородского уезда, возникшая на месте современного села Введенское, при впадении реки Суйды в Оредеж, упоминается в одном из архивных документов за 1780 год. Личность А.А. Саблукова заслуживает отдельного повествования, и можно вспомнить лишь некоторые эпизоды его биографии.

Он был сыном придворного камер-лакея, начинавшим свою службу в 1762 году сначала пажом, а затем камер-пажом при дворе императрицы Екатерины II. В 1767 году Александр Саблуков начинает военную службу поручиком лейб-гвардии Преображенского полка. В августе он был послан в Москву в числе других офицеров для усмирения беспорядков по поводу свирепствовавшей там «моровой язвы». В том же году за усердие, проявленное в данной кампании, капитан-поручик Саблуков производится в гвардии капитаны, а в 1778 году – в бригадиры. Но в этом звании он находился около года, вскоре оставив военную службу.

В 1780 году А.А. Саблуков назначается заседателем верхнего Земского суда Санкт-Петербургской губернии, а вскоре, получив чин действительного статского советника, переходит на службу в Петербургское государственное казначейство. Именно в этот период он был пожалован орденами Святого Владимира (1786 г.) и Святой Анны (1789 г.). На момент начала царствования Павла I он управлял Экспедицией о государственных расходах.

В 1796 году начинается его стремительный карьерный рост: Саблуков, получив чин тайного советника, назначается сенатором, а в следующем году – товарищем министра Департамента уделов и президентом Мануфактур-коллегии. В день коронации императора Павла I (1798 год) он получил от государя 500 душ крепостных крестьян. Однако, несмотря на покровительство царя, в 1799 году он оказался в опале, был отстранен от службы и всех должностей.

В 1800 году А.А. Саблуков, благоприятным образом помилованный императором, получил чин действительного статского советника. При Александре I он состоял членом Государственного Совета, был почетным опекуном Санкт-Петербургского воспитательного дома и председателем Опекунского Совета. Могила его находится в Александро-Невской лавре.

Вотчина генерала Бороздина

В конце царствования императрицы Екатерины II владельцем Вырицы и примыкающих к ней деревень становится генерал-поручик Михаил Саввич Бороздин, помещик Псковской губернии, скончавшийся в 1796 году. По наследству поместье перешло к его сыну – Николаю Михайловичу Бороздину (1777-1830 гг.), в то время служившему в лейб-гвардии Кирасирском Его Величества полку.

Боярский род Бороздиных был хорошо известен в России. Будущий вырицкий барин тоже был человеком незаурядным. Он получил хорошее домашнее образование, а в 11 лет поступил в Главное немецкое училище при церкви Святого Петра. После его окончания в 1794 году Николай поступил на военную службу корнетом в лейб-гвардии конный полк, а с 1799 года был переведен в Кавалергардский полк.

Белокурый красивый юноша, блестящий фехтовальщик и наездник, знавший несколько языков, масон (имел орденское имя – «Рыцарь вооруженного льва»), он быстро завоевал лидерство в «модных» компаниях и был допущен в окружение наследника – великого князя Александра Павловича. Находясь под защитой цесаревича, Николай позволил вызывающе вести себя в отношении государя. Как вспоминали современники, летом 1800 года царь приревновал Бороздина к Анне Гагариной (впоследствии – Лопухиной): во время бала он поднял веер, который уронила любимая царская фаворитка, после чего у них закрутился роман. За это Павел I отправил полковника Бороздина на шесть недель нести караульную службу в Петропавловскую крепость, на «хлеб и воду». К счастью, конфликт закончился довольно мирно. Кавалергард входил в число людей, ставших участниками заговора против императора

Павла I. С мая 1803 года он становится флигель-адъютантом государя Александра I…

В перерывах между службой Н.М. Бороздин приезжал в свое загородное поместье. Его земельные владения были обширными, в самой же Вырице в 1801 году числилось всего 20 душ мужского пола. Деревня состояла из девяти дворов. На реке Оредеж имелась мельница. Описание самого барского имения не сохранилось.

Известно, что в 1804 году часть бороздинской вотчины была выставлена на торги. Старинный документ Российского государственного исторического архива сообщает: «Состоящая в Софийском уезде Кавалергардского полку Полковника и Кавалера Николая Бороздина в деревни Вырицы земля продана от него первой гильдии Купцу Егору Карпову сыну Сухтову». Таким образом, одним из хозяев этих мест стал помещик Сухтов, в 1810 году числящийся надворным советником.

Наш герой на Бородинском поле

С 1805 года Н.М. Бороздин участвовал в сражениях с французской армией, храбро дрался в Силезии и Пруссии, за преследование неприятельской армии был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени и золотой шпаги с алмазной рукоятью. В 1808 году он находился со своим полком в Финляндии, где командовал авангардами различных отрядов, а в 1810 году был назначен командиром 1-й бригады Кирасирской дивизии. Через год ему поручили формирование Астраханского кирасирского полка, с чем он блестяще справился.

Во главе Кирасирской бригады Бороздин участвовал в Отечественной войне 1812 года, в составе армии М.Б. Барклая-де-Толли. Здесь он проявил свои героические качества, многократно ходил в атаку на французскую кавалерию. За Бородинскую битву был награжден орденом Святого Георгия 3-й степени. Эта война стала вершиной его воинской славы.

Ценя заслуги Н.М. Бороздина в Бородинском сражении,

М.И. Кутузов особо отмечал заслуги военачальника в своем рапорте императору: «Генерал-майор Бороздин привел 1-ю кирасирскую дивизию и повел оную с большим порядком и мужеством в атаку, опрокинув неприятельскую кавалерию, обще с полками 2-го и 3-го кавалерийских корпусов… и после жестокого кавалерийского боя неприятельская конница вовсе была сбита и принуждена удалиться».

После оставления русской армией Москвы Бороздин командовал партизанским отрядом, нанося немалый урон запертому в городе противнику. В дальнейшем он участвовал в сражениях под Тарутиным, Малоярославцем и на Березине. В городе Вильна по болезни он временно сдал свой отряд генералу Дибичу и вернулся в армию в июне 1813 года, уже в заграничном походе, командуя 1-й Драгунской дивизией. Проявил генерал-лейтенант Бороздин свою доблесть в сражении при Фершампенауазе в 1814 году, несколько раз атакуя французские соединения и принуждая неприятеля сдать оружие.

По возвращении в Россию в 1816 году Николай Михайлович был назначен командиром 4-го резервного Кавалерийского корпуса. Получил воинское звание «генерал от кавалерии». Участвовал в Русско-турецкой войне 1828-1829 годов, после ее окончания, по причине пошатнувшегося здоровья, он вынужден был выйти в отставку.

Умер Н.М. Бороздин в 1830 году. Согласно оставленному завещанию, его похоронили в родовом склепе отцовского имения «Костыжицы» Порховского уезда Псковской губернии.

Андрей Бурлаков

(Продолжение следует)

О Вырице я узнал буквально неделю назад, от dima1989 . К этому моменту у меня на столе уже лежали железнодорожные билеты по маршруту Москва - Смоленск - Петербург - Москва, и я думал, чему бы посвятить день в Северной столице. Наводка на Вырицу оказалась как нельзя кстати - этот посёлок меня сразу заинтриговал.
Ведь здесь есть: много деревянного модерна (включая две церкви), красивая природа, внутрипоселковая железная дорога, не указанный ни в одном справочнике барочный дворец и община духовных христиан-трезвенников Иоанна Чурикова - осколок той системы православных сект, куда относились знаменитые бегуны и хлысты до Революции (45 фото, меньше не смог).
К тому же мне очень повезло с погодой - о морозных пейзажах я .

Формально, Вырица - ПГТ в Гатчинском районе Ленинградской области, в 60км южнее Петербурга (электрички с Витебского вокзала). Население её - 10,5 тысяч человек, но фактически Вырица - это гигантский дачный посёлок площадью 50 квадратных километров, то есть примерно 10-15км в длину и 3-5км в ширину. Для Петербурга Вырица - это как для Москвы Малаховка или Нахабино, и летом её население достигает нескольких десятков тысяч человек.

Но зимой дачи спят.

Вырица представляет собой гигантский конгломерат тысяч дачных участков разной степени элитности, разделённый сеткой абсолютно прямых улиц и проспектов. Высоко над участками поднимаются сосны и ели:

И ориентироваться в Вырице чрезвычайно трудно: почти одинаковая местность по всей территории (прямые улицы, дачи, заборы, сосны), высокие деревья, за которыми не видно никаких ориентиров, да еще и полное безлюдие зимой - тут можно заблудиться не хуже, чем в лесу.

По огромному пространству дачного посёлка раскидано несколько сотен деревянных дач дореволюционной постройки - подъём Вырицы началась в 1880-е годы, здесь отдыхали Розанов, Лихачёв, Бианки, а писатель Иван Ефремов и вовсе тут родился.
Специально заниматься поиском модерновых дач в Вырице бессмысленно - слишком огромные пространства, но независимо от вашего маршрута дачи будут попадаться периодически.

То, что на кадрах выше, снято в 10 минутах ходьбы от вокзала по главной улице, а этот дом стоит за общиной Чурикова:

Пара интересных домов за Оредежем, в так называемой Княжеской долине (а Вырица делится на несколько "районов"):

Просто неизвестно где:

Многие современные дачи выглядят вполне достойно модерновых, а самые красивые дачи я и не нашёл (например, бывшая дача Бумагиных у Оредежа).
Зимой эти участки пусты - хотя над некотоырми домиками вьётся дымок. Почти в каждом дворе обитает собака, и по всему посёлку стоит разноголосый лай. Зимой тут страшновато: людей очень мало, и в основном всякие рабочие, сторожа, а также воры.

Станция Вырица - вокзал и Дом Культуры:

Магазин у вокзала в сталинском здании:

Вырица делится железной дорогой на две части: западную и восточную. Западная - это примерно 4/5 площади Вырицы, до её дальнего конца идти больше часа. Эта часть посёлка стоит вдоль трёх основных магистралей.

По центру проходит Коммунальный проспект:

Автобус на переднем плане - пригородный, полностью внутреннего транспорта в Вырице нет, и это очень трудно, учитывая расстояния. Впрочем, такси здесь дешёвое - по посёлку 50р.

Однако Вырица обладает уникальным для ПГТ объектом - внутрипоселковой железной дорогой. От станции Вырица на запад отходит однопутная ветка к станции Посёлок, которая и образует южную границу Вырицы. Ходят по ней петербургские электрички (каждые полчаса-час, с большим "окном" между 11 и 15 дня) с Витебского вокзала, но всё же так ли много есть ПГТ, для связи разных частей которых используется железная дорога?

Между Вырицей и Посёлком находятся 3 платформы без имени (только номера), сам Посёлок - тупиковая станция.

Я выехал из Питера в 8 утра, в 9:30 был в Посёлке, в 9:41 электричка пошла обратно и я доехал до 3-й платформы. И было невыносимо холодно (причём местные мёрзли намного сильнее меня), но я начал долгий путь пешком. Ведь в конгломерате дач затеряно много всего интересного, а основным направлением моего пути должна была стать третья вырицкая магистраль - река Оредеж:

В такие морозы Оредеж замёрз так, что по льду не то что ходить можно - он весь в следах от колёс. Вдоль берега роскошный хвойный лес, и редкие-редкие подъёмы, а в основном берег закрывает частная собственность:

Кое-где на льду остались Крещенские купальни - вода замёрзла, но лёд еще не покрылся снегом, а у края стоят ледяные кресты:

Самая дальняя от вокзала достопримечательность Вырицы - это барочный Васильевский дворец:

Красиво? И явно что-то в духе петербургских пригородов. Почему же о нём так мало известно?

Потому что построен этот дворец был в 2005-2006 годах! Не отреставрирован или воссоздан - а именно построен, с нуля. Это собственность Сергея Васильева, питерского олигарха, владельца нефтяного терминала. Уроженец Вырицы, разбогатев, он воздвиг палац в родном селе:

При ближайшем рассмотрении, как мне показалось, детали оформления дворца смотрятся несколько наигранно:

За 3 года существования дворец успел обрасти слухами - в частности, поговаривают, что Васильев выкупил себе подлинник Янтарной комнаты и проплатил версию о её гибели в Кёнигсберге. Конечно, это только легенда - но интерьеры дворца (сканы журнала "Салон", №9 за 2009) в интернете присутствуют (фото конечно не моё, взято по ссылке!):

В общем, отличный повод для выражения гражданской позиции. Но прошу сразу - обсуждать "справедливость" я здесь не хочу. Мне больше нравиться любоваться дворцом - думаю, самой красивой из новорусских вилл - чем считать чужие деньги.

От дворца я выбрался на берег, и дальше еще часа полтора блуждал по улицам, любуясь зимней сказкой. Мне надо было пройти наискось опять к берегу Оредежа и деревянной Казанской церкви, но найти дорогу оказалось почти нереально. Проводили меня двое раритетного вида мужиков в старых тулупах, да и к тому же по их собственному признанию - неграмотных. Напоследок попросили денег на анашу. Возможно, это были воры.

Казанская церковь - для Вырицы как кафедральный собор:

Построена она была в 1913-14 годах, к 300-летию дома Романовых, на стыке модерна и традиций Русского Севера:

Сказочный терем, который даже трудно воспринимать как храм.

Вокруг церкви много всяких построек, например церковная лавка:

И часовня над могилой Серафима Вырицкого:

Казанская церковь в Вырице - крупный центр паломничества. Серафим Вырицкий жил в первой половине ХХ века (монахом стал до Революции, умер после войны), славился своей щедростью и честностью (например, один раз в его дом проник вор, но у калитки столкнулся с возвращавшимся Серафимом, выронил мешок... и Серафим помог вору собрать украденные у него же вещи и отпустил с миром), позднее - прозорливостью и умением исцелять. В Вырице Серафим провёл последние годы, уже тогда к нему шли паломники за помощью, ему не смогли принчить вред ни НКВД, ни фашисты, и во многом благодаря нему Вырица относительно легко пережила оккупацию.
В часовне Серафима очень красиво: каменное надгробье, деревянная рака, икона в окружении свежей листвы... Но фотографировать там, хотя никто и не видел, я постеснялся.

От Казанской церкви еще несколько минут пешком до берега Оредежа. Выйдя туда, я решил держаться реки, чтобы опять не заблудиться. По самому краю высокого берега проходила узкая тропа-карниз, по которой я и пошёл. Вскоре наткнулся на заброшенный Охотничий дворец Витгенштейна:

В 19 веке Вырица принадлежала дворянскому роду Витгенштейн, и именно они в 1880-е годы начали развивать в Вырице дачное хозяйство. Где-то в кварталах посёлка сохранилась Земельная контора Витгенштейнов - а начиналось всё именно с Охотничьего замка, старейшей из вырицких дач.

Чуть поодаль на берегу растут ходульные сосны:

Почему их корни выше уровня земли - я не знаю. Вероятно, берег постепенно сползает, а сосны еще держатся.

Натуральные марсиане!

Так я шёл по берегу Оредежа, порой спускаясь на лёд, еще несколько километров. По дороге вышел к старой плотине Вырицкой ГЭС, работавшей в 1948-72 годах:

Малые ГЭС Северо-Запада, построенные в 1920-40-е годы - отдельная тема времён первых пятилеток. Ближайший их аналог в Подмосковье - торфоразработки Мещеры. Свои ГЭС есть в Ивангороде, Кингисеппе, Порхове, Сиверском, Вырице, Волхове, Свирице. Волховская ГЭС - еще и старейшая из плана ГОЭЛРО.
От плотины я вышел на Коммунальный проспект. Сложно передать словами, до чего же приятно после сугробов и льда было идти по асфальту! Еще через 15 минут я вышел к вокзалу, чуть-чуть отдохнул и пошёл за вокзал.

Восточная сторона Вырицы - это примерно 1/5 площади посёлка. Однако если в западной половине почти исключительно дачи, в восточной обитает постоянное население ПГТ:

Здесь находятся два деревянных храма разных конфессий. В километре юго-восточнее вокзала находится Петропавловская церковь (1908):

В 1930-е годы это был главный в Ленинградской области храм Истинно-православных христиан, или Катакомбников. Это были одни из последних раскольников, отделившихся от РПЦ в 1920-е годы из-за того, что те признали "власть антихриста", то есть большевиков. Множество отдельных катакомбных сект очень сильно радикализовались, некоторые ушли весьма далеко от канона - в общем, повторение истории староверов в миниатюре. До наших дней катакомбники почти не сохранились. Здесь о них не напоминает уже ничего.

Церковь Иоанна Кронштадтского (2005) рядом с Петропавловской - строилась как временная, пока ремонтировали основную:

Если же пойти от вокзала на северо-восток (а от церкви туда же ведёт прямая улица), выйдешь к огромному синему терему над Оредежем:

Это община христиан-трезвенников Братца Иоанна Чурикова - одна из немногих сохранившихся общин "духовных христиан". Последние - это не староверы, а общее название нескольких не связанных между собой православных сект. К духовным христианам относились знаменитые по литературе 19 века хлысты, менее известные бегуны, скопцы (практиковали ритуальное оскопление), молокане и духоборы (эти сохранились - несколько деревень в Грузии и Армении, общины в США). Трезвенники - одно из таких течений, в те времена незначительное по масштабу. Однако большинство духовно-христианских сект не пережили советской власти и ушли в Историю.

В конце 19 века в Петербург из Самарской губернии пришёл странник Иоанн Чуриков. Он жил в ночлежках, зарабатывал на хлеб как придётся, читал Евангелией вслух - и вскоре обнаружилось, что он умеет словесным путём (беседами и цитатами Библии) лечить людей от пьянства. Вскоре Чуриков преуспел в этом - к нему выстраивались километровые очереди, он причащал сахаром, а не вином, создал учение о Святой Трезвости...

Сам Чуриков считал себя православным, но многие исцелённые им от пьянства вскоре объявили его Вторым Христом, и прозвали Братец Иоанн. Вокруг Чурикова сплотилась община, в 1906 году был построен дом в Вырице (которую нарекли Столицей Мировой Трезвости), в 1920-е годы община превратилась в Трудовую коммуну им. Братца Чурикова:

Чуриков же принял на себя роль главы общины. Еще до Революции он был отлучён от церкви, а в 1938 году он был репрессирован и умер в Бутырской тюрьме. Общину разогнали, дом отняли.... И тем не менее чуриковцы пережили советскую власть, собираясь по квартирам и проводя беседы, так как внутри общины борьба с пьянством велась успешно. В 1992 году им был возвращён дом в Вырице, но ныне есть две чуриковские общины. "Умеренные" собираются в Фёдоровском храме Петербурга около Московского вокзала и считают Чурикова просто святым, добиваясь от РПЦ его канонизации. В Вырице же обитают ортодоксальные чуриковцы, считаютщие Братца Иоанна вторым Христом:

Управляли общиной старцы, старейший из них был Александр Синников, который знал еще самого Чурикова, но он умер в 2007 году. Чуриковцы весьма дружелюбны, пропустили меня внутрь, рассказали о своей философии и позволили фотографиовать. На первом этаже синего терема находится моленная:

Здесь в 14:00 по воскресеньям совершаются беседы (не молебны), истории исцелений. Священников у чуриковцев нет, общение с богом происходит через сжигание записок - в этом одна из основ веры духовных христиан: Святой Дух может воплощаться в людях.
В центре иконостаса изображение Братца Иоанна:

Мне чуриковцы дали несколько листочков с молитвами и три куска сахара в бумажной обёртке - "Чтоб жизнь была сладкой", как говорил Чуриков. У общины есть свой сайт , на котором много интересного (например, молитва Обвинительный Приговор Разума Пьянству), а вот другой взгляд Дмитрия Соколова-Митрича .

И сам я, как этнограф-любитель, не "за" и не "против" такой общины. Мне интересно то, что она есть. И до сих пор жители синего терема не пьют, не курят и не ругаются матом, зато много трудятся. Я сам и так трезвенник, допьяну не напивался уже много лет и могу месяцами обходиться без капли алкоголя, не курю и не ругаюсь матом. В общем, мне хорошо и в Православии РПЦ.

Из Вырицы я уехал электричкой в Петербург, немного погулял по городу, а в сумерках достиг Замёрзшего Моря. Позади осталось около 10-15 километров пешком по снегу и льду в 20-градусный мороз.

Вырица - поселок в нашей области известный. В прошлом здесь была фактически дачная столица для купечества и вообще среднего класса, тогда как дворянство предпочитало отдыхать летом с другой стороны от Петербурга, в Комарово. Людям нравилось отдыхать здесь, потому что природа вдоль Оредежа весьма комфортная, с полезным для здоровья климатом - красивая река, свежий воздух, сосновые леса, много родников и чистой воды.(Именно поэтому сюда приехал жить в первой половине 20 века Серафим Вырицкий - почитаемый в православии святой вовсе не хотел страдать, а ехал туда, где климат получше и жить поприятнее). Приток дачников вызвал бурное развитие Вырицы, появилась железная дорога, причем в самом поселке есть целых 5 железнодорожных остановок - дело невиданное! В начале 20 века родилась идея сделать город-сад - такой город, где люди смогут трудиться, не отрываясь от природы, живя и работая среди сосен и красивых пейзажей. И надо признать - это фактически и произошло, Вырица разрослась до размеров города, и поселок носит статус городского поселения, с населением больше 12 тысяч человек, что больше, чем у многих городов - при этом природа действительно в основном сохранилась, и живущие здесь люди от нее не оторвались.

В детстве я приезжал сюда порыбачить, так как Оредеж - река длинная и могучая, и рыбой весьма богат. Правда, из-за целых 6 ГЭС он разделен плотинами на отдельные части, но каждая часть настолько велика, что с рыбой проблем у рыбаков не возникает. А сейчас нередко приезжаю погулять с туристами, показывая им симпатичный уголок Ленинградской области всего в часе езды от Петербурга. Итак, далее небольшой фотоотчет с одной из пятничных вечерних прогулок.



Прогулка началась с остановки "2 платформа". Для Вырицы есть отдельное ответвление от железной дороги, идущей от Витебского вокзала на юг, в сторону станции Оредеж и Новгородской области. И на этом ответвлении, кроме самой Вырицы, три остановки, называющиеся 1, 2 и 3 платформами, а также в конце - станция Поселок. До Вырицы предыдущая остановка - Михайловка, на другом берегу Оредежа. Она тоже вошла в состав Вырицы, и если считать вместе с ней, то в Вырице будет целых 6 железнодорожных остановок. Половина поездов идут мимо, останавливаясь в Михайловке и Вырице, а дальше отправляясь к станции Оредеж, что на южных окраинах Ленинградской области, а другая половина поворачивает на запад, и идет мимо ответвления, построенного специально для Вырицы.

Почему именно 2 платформа хороша для старта? Потому что здесь совсем рядом вход в приятный сосновый лес.

Лес вполне напоминает своими пейзажами Карельский перешеек или Лужский район. Для Гатчинского района это редкость, мало где сохранились в нем такие леса. Здесь очень много черники, голубики, брусники - и прочих лесных даров.





Валуны в лесу усиливают сходство с Карельским перешейком. Только там они свои, коренные, а тут - принесенные ледником во время Ледникового периода.


В конце одной из лесных дорожек - огромный валун, расколотый пополам. В древние языческие времена, веков пять назад, когда здесь жили еще финские народы, он наверняка был культовым, здесь наверняка совершались всякие обряды...

Вид с другой стороны

У камня многие любят фотографироваться. Мы тоже это сделали.

После прогулки по лесу - направляемся к одной из самых известных достопримечательностей Вырицы - Казанской церкви. Вбиваем ее в навигатор, переходим железную дорогу, идем по маленьким поселковым улицам, по пути выходим один раз на Оредеж. Здесь он весьма широк.

А вот и церковь. Построен храм Казанской Иконы Божией матери около ста лет назад.

Возле храма висит очень остроумная картина!Точно все подмечено...

Храмы бывают все очень разные. Вот здесь всегда уютно и душевно. Все для людей. Есть колонка, где можно набрать святую родниковую воду.

Скамейки для отдыха прихожан.

Здесь похоронен Серафим Вырицкий, которого почитают святым, и в честь него есть часовня. Лично по-моему мнению, святым его сделали исключительно из-за лоббирования местной епархии, которая таким образом сделала себе приток паломников и вместе с этим денег. Для меня не может быть святым тот, кто дружелюбно общался с немцами во время оккупации, пока немцы рядом убивали наших детей в концлагере, выкачивая у них из вен кровь для нужд своих госпиталей. Истощенные их тела выкидывали потом на помойки, иногда жителям удавалось их подобрать и спасти, выхаживая дома, но многие умирали. Серафим Вырицкий ладил с большевиками, убивавшими почти всех священников, а его не тронувшими, ладил с фашистами, и после войны ему снова ничего не было. Но так или иначе - а место, связанное с ним - обладает хорошей энергетикой, и люди тут хорошие, даже если в земной жизни он вел себя не очень по христиански, то после смерти принес пользу.

В общем, будете здесь - не поленитесь зайти, тут красиво и уютно.

А после церкви у нас по плану - пляж на Оредеже, недалеко от храма.

Место очень красивое

Песок, сосны, чистая вода... Что еще нужно для отдыха?

Песок и на берегу, и на дне.

Чисто, мусора почти нет.

Местные этот пляж любят больше всего. И я их понимаю.



На берегу шагающие сосны! Кстати, откуда в интернет-изданиях появился бред про то, что у сосны - один главный стержневой корень? Сколько видел сосен, у которых осыпался грунт из-под ствола - корни были исключительно вот такие.

После отдыха у воды - мы пошли вниз по течению. Прошли мимо заброшенной Вырицкой ГЭС





Берега Оредежа в Вырице очень живописны. Много где видны красные обнажения девонских песчаников.



Прошли мимо железного моста через Оредеж, примечательного необычной конструкцией



Вот именно здесь я в детстве ловил плотву и уклейку

Несмотря на то, что здесь отдыхают много людей - природа сохранилась на удивление хорошо!

Так выглядит Оредеж почти в центре поселка.

По пути проходим красивый деревянный дерем. Это храм общины трезвенников. Они откололись от православной церкви, почитая братца Ивана Чурикова, который жил в начале 20 века, за второе пришествие Христа. Иван Чуриков обладал удивительной способностью излечивать алкоголизм путем беседы с Библией в руке. К нему выстраивались огромные очереди из страдающих этим недугом простых работяг, которые после этого возвращались к нормальной жизни и работе. В годы Советской власти его община сначала продолжала нормальную деятельность, назвавшись какой-то там трудовой коммуной, а потом его, как и всех остальных религиозных деятелей, уничтожили во время репрессий. А община до сих пор жива, часть чуриковцев молятся здесь, а часть - при Феодоровском соборе в Петербурге, а еще у них есть тайная часовня в лесу Лужского района.

------
Хотите с нами участвовать в походах и экскурсиях? Тогда зайдите на страничку нашего туристического клуба.