Изюминка Черногории. Каньон Морача

— состоит как бы из двух частей: размеренной и равнинной, впадающей в озеро на территории подгорицкого муниципалитета, а также горной и своенравной, берущей свое начало в северной Черногории у горы Ржача. Именно на горном отрезке своего течения река пробила в скалах каньон глубиной до 1000 м, который отличается крутыми обрывистыми берегами, но, благодаря идущей вдоль него главной автомагистрали страны, хорошо известен большинству туристов.

Месторасположение: каньон расположен в средней части течения реки Морача до ее выхода на Зетскую равнину, на территории муниципалитетов и .

Общая длина реки Морача — более 100 км, но горный каньон занимает участок длиной около 30 км в средней части реки, где Морача протекает, разрезая ущелье Платие, состоящее из вертикальных карстовых скал. В наиболее глубокой части каньона — в районе Тисовой вершины — его глубина приближается к отметке 1000 м. Каньон реки Морача уступает своими глубиной и продолжительностью , но зато отличается от него более крутыми берегами.

Река Морача не может похвастаться большими размерами. В редких местах ее ширина достигает 100 м, а глубина русла не превышает 5 м. Однако, извилистый характер и горный нрав делают ее довольно опасной на некоторых участках. Во времена половодья, скорость течения реки достигает 113 км/ч.

Каньон реки Морача на карте

Для туристов река и каньон интересны, прежде всего, своим контрастом, в котором переплетены мощь и сила природы, а также постоянная борьба с этими явлениями человека. Ведь каньон Морача в настоящее время используется для автомобильной дороги и железнодорожной ветки, идущих от побережья Черногории в северную часть страны и далее в Сербию. Наличие крутых берегов и большого числа туннелей, прорубленных прямо в скалах, делает эту дорогу довольно опасной, но очень красивой, а специальные обзорные площадки во многих местах обладают весьма захватывающими видами. Однако, в планах правительства — сделать в будущем и обходную автостраду.

На берегу каньона расположена одна из самых известных достопримечательностей страны — древний , основанный в 1252 году. Посещение туристами каньона, как правило, сопровождается и визитом в этот монастырь.

Воды Морачи также богаты рыбой, поэтому она привлекает к себе и любителей посидеть с удочкой на ее берегу.

Фотогалерея

Течение реки Морача в каньоне часто сопровождается бурными порогами

  • Местоположение: окрестности Колашина
  • Максимальная высота скал: 1200 м
  • Протяженность каньона: 30 км

Каньон реки Морача – это одно из удивительно красивых мест в , путешествуя по которому, можно увидеть высокие отвесные скалы, потоки реки, меняющиеся в зависимости от сезона, живописные берега с растущими цветами и обилием зелени.

Расположение

Каньон Морача находится на территории двух муниципалитетов Черногории – и , в средней части течения и заканчивается с выходом ее на равнину другой реки – Зеты.


Несколько фактов о каньоне

Поговорим о том, что интересного таит в себе каньон Морача в Черногории:


Что интересного можно увидеть?

Помимо красивой природы, каньон привлекает внимание туристов расположенной здесь христианской достопримечательностью. Монастырь Морача был основан в 1252 году по распоряжению князя Стефана и носит имя священномученика Харалампия. Он и сейчас является действующим и очень популярным местом у туристов всего мира. До наших дней отлично сохранился соборный храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором хранятся иконы и фрески XIII века, выполненные в византийском стиле. Есть в монастыре небольшая церковь святителя Николая, святой источник и пасека.


Инфраструктура

Путешествуя по каньону, вы увидите прорубленные в скалах тоннели, сможете пройти по навесным мостам и посетить смотровые площадки. Это идеальное место для любителей экстремальных спортивных развлечений. Рядом с монастырем Морача расположен кемпинг с палатками и домиками, где вы можете отдохнуть после экскурсии. Кемпинг оснащен всем необходимым, цены на проживание умеренные. Для автомобилистов есть парковка.


Как добраться?

Есть несколько способов посетить каньон реки Морача. По нему с одной стороны проходит автомобильная трасса, которая после реставрации безопасна для туристов и позволяет увидеть все самое интересное по дороге. По автотрассе вы можете добраться до каньона на или на рейсовом автобусе, следующем в Колашин.


С другой стороны высоко в горах проложена одноколейная железнодорожная линия из в , по ней также можно попасть на каньон.

Третий вариант – отправиться на групповую «Каньоны Черногории», их предлагают многие турфирмы. В этом случае вам не нужно будет решать вопросы с транспортировкой, а сопровождающий группу гид расскажет много интересного о возникновении каньона и покажет самые живописные места для фотосъемки.


Одна из самых живописных и опасных дорог в Черногории пролегает в каньоне реки Морача. Длина горной реки около 100 км, но по узкому и высокому ущелью Платие она течет около 35 км. Хотите пощекотать себе нервы — отправляйтесь на экскурсию «Каньоны» . Вас несколько раз остановят на фотопаузы, чтобы могли рассмотреть высокие скалы и бурные пороги реки Морача

Весной и в июне в Черногории растительность имеет насыщенный зеленый оттенок, вокруг множество цветов, а Морача очень бурная и изумрудная, развивает макс. скорость 113 км/ч.

Морача изгибается среди высоченных зазубренных вершин гор, ее изгибы повторяет двухполосная трасса, рассекая скалы через 32 туннеля. А по другую сторону каньона можно рассмотреть ж/д пути и виадуки. Зрелище завораживающее! Путешествие на поезде от приморского города Бар до столицы Сербии Белграда подарит массу эмоций. На фото — каньон Морачи с дрона (Инстаграм автора) и дорога еще во времена Югославии.

Река Морача берет свое начало на высоте 1650 м вблизи деревни Ljevišta . Если вы любите горные походы, можете сходить туда (с мая по ноябрь в хорошую погоду). Детально о треке к истоку реки Морача и фотографии похода весной и еще


В конце пути Морача выныривает в равнинной Подгорице и впадает в Скадарское озеро (на фото это место). Река не судоходна, рафтинг тут не делают, в отличие от реки Тары.


Лично мне каньон Морачи нравится больше, чем Тары. Но интереснее и живописнее в Черногории выглядит каньон Пивского озера. Их можно объединить в единый маршрут благодаря и , если есть запас светового дня, как в июне-июле. Для самостоятельных поездок советую взять машину в MyRentaCar , а если боитесь садиться за руль на горных серпантинах, я порекомендую русского водителя, пишите мне +38267483974


Зимой тут не менее красиво, но не едьте сюда, если в Колашине передают метель или ливни в Подгорице, очень опасно! И хочу предупредить, что эта магистраль бывает переполнена летом грузовиками и автобусами, так как направление на Сербию + экскурсионный маршрут.


В 2012 г этот каньон Черногории был внесен в категорию охраняемых природных ресурсов. Его регион имеет международное значение для птиц. Но туристу интереснее не даты и звания, а что это место может предложить, чтобы получить дозу адреналина! Я предлагаю притормозить у подвесного моста и проверить себя на авантюризм.

Координаты моста, паркинг за 20 м до него — 42.585083, 19.357917
Координаты панорамной точки в ущелье Платие — 42.675085, 19.369317


Мостик на всех наводит ужас, а зря… Деревенские жители ежедневно используют его, т.к. живут на том берегу реки. Кстати, в 2014 году он выглядел безопаснее, но зимой доски сдуло сильным ветром, а денег на новые нет

Строительство дороги в каньоне Морачи

В былые времена ущелье Платие черногорцы называли «между гнездами орлов», оно наводило на них ужас. О строительстве дороги в каньоне реки впервые задумались в 1900 году. Но оборудование и финансовые средства тогда не позволяли ее построить в скалах. Желание соединить столицу Подгорицу с северным городом Колашин совпало с возможностями лишь в 1955 г и длилось 7 лет


Чтобы в скале создать двухполосную трассу потребовалось немало специалистов Югославии, большой физический труд и даже человеческие потери — 43 работника. Это строительство важной магистрали для страны было настоящей битвой между человеком и природой. Самая страшная катастрофа произошла в 1962 г при обрушении части скалы с мостом вблизи деревни Međuriječje, тогда погибло 25 офицеров, инженеров, плотников и других специалистов, кто отвечал за бетонные работы.


С момента открытия дороги от Подгорицы до Колашина и дальше трассы до границы с Сербией не стало прошло чуть более полувека, она унесла жизнь более 1200 человек. От черногорцев слышала, что это самая опасная дорога в стране, честно — на меня она тоже наводит ужас… Раньше на самых опасных участках стояли указатели с черной точкой для большего внимания водителей. С развитием туризма мне кажется указатели убрали…

Монастырь Морача

Одно из важных мест на экскурсии по каньонам рек — , возведенный еще в 1252 г. Историю пересказывать не стану, прочтите ее в Википедии . На территории монастыря стоит две церкви — маленькая Святого Николы, очень старая, а побольше — церковь Успения Богородицы, рассмотрите в обеих старинные фрески. Входить можно без платка на голове, в черногорских монастырях это не обязательно. Важнее прикрыть декольте и колени.


Монастырь Морача является перекрестком между югом и севером Черногории, после него дорога резко уходит в гору, меняется климат и растительность.


6 лет назад я была здесь свидетельницей венчания друзей, непередаваемые ощущения.


Отмечу буйство цветов в саду, пасеку, родниковую воду, огород и небольшое хозяйство. А усталые путники перед монастырем могут присесть за столиком на чашечку кофе из турки, стоит чашечка 50 центов. Тут же течет горный ледяной ручей, который падая в каньон реки, превращается в водопад Светигора. В этом месте стоит даже небольшая гидроэлектростанция для нужд монастыря. Осенью вы удивитесь террасе при трапезной, в одном месте растут киви, виноград и лагенария (похожа на длинный кабачок)

Что посмотреть рядом с каньоном Морача

🌴 Если вы путешествуете по Черногории с детьми, то съездите недалеко в контактный зоопарк-приют для животных — Prihvatiliste i oporavak zivotinja , с собой привезите яблок, морковки, капусты, оплата — 10 евро с машины. В и Инстаграме есть все контакты и фото.

🌴 Для любителей пеших троп и дикой природы, советую сходить в несложный трек по каньону реки Мртвица , детали маршрута писала

Приветствую всех заглянувших!

Продолжаем путешествие по заповедным местам Черногории. И сегодня мы отправимся любоваться каньоном горной реки Морача.

Перед поездкой в Черногорию я составила себе краткий маршрут из тех мест, которые хотела бы посетить. Было прочитано много отзывов и статей, просмотрено большое количество фотографий. Каньон реки Морача сразу привлек мое внимание своими картинными видами. Еще бы! Изумрудная лента воды, извивающаяся среди, покрытых пышной растительностью, неприступных гор.

Данная природная достопримечательность стала следующим пунктом нашей автомобильной экскурсии после посещения водопада Ниагара на реке Циевна . Кстати, Циевна впадает в Морачу, а последняя, в свою очередь, впадает в огромное Скадарское озеро.

Протяженность Морачи около 100 км, но наиболее живописная ее часть, в ущелье Платие, простирается на 35 км.

Вдоль ущелья, у самого обрыва, проложена автомобильная дорога со множеством тоннелей.


На фото можно увидеть груды щебня и песка. Это строительный материал для автобана, соединяющего города Бар (в Черногории) и Белград (в Сербии). Железнодорожный путь по этому направлению функционирует уже более 40 лет. Так что, мчащимися сквозь ущелья поездами в Черногории никого не удивишь. Кстати, эту дорогу еще иногда называют "черногорским метро" из-за большого количества тоннелей. Немудрено, что при строительстве столь опасных дорог не обошлось без жертв.

Нынешнюю автомагистраль строят китайцы. Для них даже возвели отдельное закрытое поселение.



А мы уже мчимся вдоль каньона...

Ну, что я могу сказать? Признаться, когда мы подъехали к ущелью, я испытала легкое чувство разочарования. В конце марта листва на большей части деревьев еще не распустилась, соответственно, и горы пока не облачились в свой ярко-зеленый наряд. Лишь извилистая лента реки, переливающаяся бирюзово-изумрудными оттенками среди строгих недосягаемых гор, радовала глаз. Из окна автомобиля не удалось сделать качественных снимков, да честно говоря, и не хотелось.) Мы просто любовались живописными видами природных пейзажей.

Остановку сделали только у подвесного мостика. О нем я уже была наслышана, а точнее начитана. Помню, когда впервые увидела его фотографию на просторах интернета, сразу же загорелась непременно туда съездить. Захотелось внести порцию экстрима в свой отдых, ну и заодно проверить, такие ли мы храбрые, какими хотим показаться.

Конструкция мостика абсолютно не внушала доверия. Ржавая разболтанная арматурина, с перилами, которые местами опускались до уровня колен, и могли оставить о себе неприятные воспоминания в виде металлических заноз. Поэтому, при перемещении по мостику нужно быть внимательными, и не вести ладонями по ограждениям, а аккуратно перехватываться.

Замечу, такой устрашающий вид у мостика был не всегда.Несколько лет назад к нему были приколочены доски, которые впоследствии сорвало ураганным ветром.




Но ничего - нас не испугаешь! Черногорцы же как-то по нему ходят. А мы чем хуже?)

Мой ребенок с нашим сопровождающим играючи сходили туда-обратно, а я немного замешкалась... Надо же было поснимать фото и видео для отзыва. Зря я это затеяла, потому что ребята раскачали мост, плюс поднялся сильный ветер, и эту ржавую конструкцию начало так трясти, что мне аж поплохело.)) Еле выползла с этого злополучного моста. Короче, проверила свою смелость, а заодно и вестибулярный аппарат.



Из следующего видео легко понять, что дул сильный ветер, и мост сильно шатало.

Прошу прощения за мои трясущиеся руки и прыгающее изображение. Честно, я думала, что свалюсь с этого болтающегся моста... И буду лежать по соседству вооон с тем брошенным трактором на дне ущелья.


Февраль и март 2019 в Черногории были достаточно теплыми и сухими, потому река выглядит обмелевшей и не столь впечатляющей, как бывает после обильных дождей.

Деревья стоят голые, зато цветы уже во всю благоухают.





Спустя пару месяцев, после майских дождей, Морача выглядела более полноводной и бурной (продолжаю следить за блогом русской девушки, живущей на Балканах) . Склоны ущелья покрылись сочной молодой зеленью. Поэтому, если вы в данный момент находитесь в Черногории, не упустите возможность увидеть эту красоту!

Конечно, да! Лично я не могу оставаться равнодушной к природной красоте. И пусть в марте ущелье, с протекающей по нему рекой, выглядели не столь эффектно, как сейчас, снижать оценку этой природной достопримечательности я не стану.


Мы с сыном ни сколько не пожалели о том, что увидели каньон реки Морача. Хотя, по сути, делать тут особенно нечего. Ни рафтинга, ни кафешек, ни развлечений. Поэтому тем туристам, кто равнодушен к природным красотам, пожалуй, можно и не тратить свое время на посещение этого места.

Однако, если подняться выше по течению, можно не только насладиться потрясающими видами, но и прогуляться по территории одноименного монастыря Морача, основанного еще в 1252 году.

Спасибо за внимание и захватывающих вам путешествий!

Весной в Черногории растительность имеет насыщенный зеленый оттенок, вокруг распускаются цветы, реки наполнены водой. Это лучшее время для путешествий по стране. Что точно стоит увидеть, так это каньон реки Морача. Он находится между городами Подгорица и Колашин. Сделать это можно на своем, арендованном авто или заказав экскурсию "Каньоны".

Длина Морачи около 100 км, она впадает в Скадарское озеро. Река несудоходна, а в ее долине находится одноименный монастырь, куда обязательно привозят туристов. Но я сегодня отклонюсь от стандартной программы, которую рассказывают туристам, и покажу каньон с разных ракурсов весной, летом и осенью.

Река Морача имеет дикий и необузданный характер. Весной она развивает скорость 113 км/ч. Течет на высоте от 974 до 465 м над уровнем моря. Вода в реке прозрачная, изумрудного оттенка, в ней водится форель и другая рыба.

На одном участке тут есть глубокое ущелье Платие (Platije). В старину об этом месте говорили - между гнездами орлов. О строительстве дороги в каньоне Платие черногорцы размышляли еще в 1900 году. Но тогда не было технических средств и современного оборудования. Но желание соединить центральный город Подгорицу с северным Колашином, и дальше проложить путь на север страны, было. Когда появилась первая дорога - я не в курсе.

Видите справа прорублена скала? Там проходит автомобильная трасса.

В 2011 г здесь была последняя реконструкция дороги и одного из туннелей. Расширили узкую магистраль, восстановили обрушенные куски и положили новый асфальт.

Работа длилась 5 лет, а до этого момента черногорцы называли путь от Колашина до Подгорицы - "Дорога ужасов". Высота каньона доходит до 1200 м в некоторых местах.

Аварий случалось здесь немало. Самое последнее страшное ДТП произошло 23 июня 2013г - упал с моста в каньоне Морачи туристический автобус, он ехал из Румынии в Будву. За рулем был черногорский водитель. Высота падения - 40м. Погибло 18 человек, 29 были ранены. Вина в произошедшем лежит на предприятии-автоперевозчике. Кстати, одним из водителей разбившегося автобуса был сотрудник черног. полиции.

Но не будем о грустном, продолжу о прекрасном. Советую вам останавливаться как можно чаще, тогда увидите обрывы, укрытые ирисами или другими цветами. Правда, с туристическим автобусом редких кадров вам не видать... Имейте в виду.

Весной тут все очень красиво из-за сочной зелени.

На самом деле с другой стороны реки имеется еще железнодорожная ветка, поезд курсирует между черногорским Баром и сербской столицей Белград. Одноколейное полотно между двумя странами проходит через 130 тоннелей и множество мостов.

Покажу вам несколько кадров, сделанных летом и в начале сентября.

Видно, как река обмельчала. Даже в сезоны дождей ее глубина не превышает 5м.

Река узкая, максимальная ширина - 100 м, но точно не стоит искать это место в каньоне:)

В долине реки находится монастырь Морача. Православная обитель была построена в 1252 г.

Неожиданный вихрь

Начало ноября. Деревья приобрели уже другую окраску, река тоже стала более холодного оттенка.

По другую сторону каньона и монастыря вот такой осенний пейзаж.

Так что, дорогие туристы, нефиг сидеть под палящим солнцем на пляже, езжайте покорять подвесные мосты, каньоны и горные реки в Черногории. Это куда интереснее!