Каменноостровский дворец академия. Каменноостровский дворец

Каменноостровский дворец - это, пожалуй, одна из самых таинственных и малоизвестных императорских резиденций. И даже не потому, что место, в котором он находится, надежно скрывают вековые деревья и территория дворца огорожена высокой стеной. Дело в том, что после национализации дворца в 1917 году он перешел в ведение военных и принадлежал военным ведомствам до 2007 года. Именно по этой причине доступ в этот красивейший уголок Петербурга был закрыт.

История дворца

Екатерина II подарила в 1765 году Каменный остров сыну - Павлу Петровичу. Каменноостровский дворец начали строить весной 1776 года. Имя автора проекта история не сохранила. Сооружение начали возводить на месте деревянного дворца А. П. Бестужева-Рюмина, которому раньше принадлежал и весь остров.

Руководил строительными работами архитектор Ю. М. Фельтен. Из-за наводнения 1777 года строительство было приостановлено, а затем Фельтена заменил Дж. Кваренги. В 1778 году у входа во дворец были установлены Парадные ворота, в конце главной аллеи появились Церковные, от набережной — Мраморные, которые в 1810 году перенесли к первому Каменноостровскому мосту, а еще позднее (1956) — в Павловский парк.

Возведение здания было завершено в 1780 году, но отделка интерьеров продолжалась до 1782 года. Несмотря на то что работы еще не были завершены, в январе 1780 года во дворце состоялся пышный прием, посвященный императрице.

С 1797 года Каменноостровский дворец начали готовить к пребыванию Станислава-Августа Понятовского - польского короля, свергнутого с престола. Для оформления интерьеров был приглашен архитектор В. Бренн. Морской салон переделали в Малиновую гостиную, стал Зеркальным Большой зал, в Аванзале появились уникальные фрески с видами Рима, выполненные самим В. Бренной и с Ф. Лабенским по старинным гравюрам Пиранези.

В 1801 году, после вступления Александра I на престол, Каменноостровский дворец, фото которого вы можете увидеть в этой статье, стал одной из его любимых резиденций. В начале царствования Александра Павловича в этом дворце собирался «Негласный комитет». В 1812 году император именно здесь поручил М. И. Кутузову командование русской армией.

В 1811 году над вторым этажом флигеля был надстроен третий этаж, в котором был оборудован кабинет Александра I. Отделка помещения по проекту В. П. Спасова была завершена в 1824 году. В 1820-х годах большинство помещений дворца заново расписал известный художник-декоратор Б. Скотти. В 1828 году был перестроен театральный флигель, архитектором З. Ф. Дильдиным.

После Александра I владельцами дворца были князь Михаил Павлович с супругой Еленой Павловной. В 1836 году у них гостил А. С. Пушкин. А с 1852 по 1854 год здесь жил А. Рубинштейн. Дочь Елены Павловны и Михаила Павловича Екатерина Михайловна вышла замуж за немецкого герцога, генерала Георга Мекленбург-Стрелицкого, который состоял на русской службе. Их дочь Елена Георгиевна получила Каменностровский дворец во владение.

Дворцовый парк

В 1824 году по проекту Тома де Томона, была произведена перепланировка парка, принадлежавшего А. П. Бестужеву-Рюмину, из пейзажного в регулярный. Эту работу выполнил известный садовый мастер Ф. Ф. Лимин. Около дворца были разбиты восьмигранные и овальные клумбы, была оформлена центральная аллея, более удаленные участки сада было решено сделать в пейзажном стиле.

Описание дворца

Каменноостровский дворец (СПб) - это образец классицизма в архитектуре. По форме он представляет собой растянутую букву «П», в котором есть центральный корпус и флигели, расположенные под прямым углом к основному зданию. Один фасад дворца, обращен на дворцовый сад и парадный двор. Он украшен шестиколонным портиком и фронтоном тосканского ордера. Лестница ведет к парадному входу. Она выполнена из великолепного финского гранита.

Центр фасада, выходящего на Неву, украшает восьмиколонный портик, который завершается аттиком. В центральном корпусе располагались: Большой зал, Аванзал, Морской салон, галерея, кабинет и Картинный зал. В одном флигеле были жилые помещения, в другом - театр. Во дворце и сегодня сохранились два зала Павловской эпохи с фресками, изображающими Рим, личные покои княжеской четы, две гостиные, относящиеся к середине XIX века.

Новейшая история дворца

В советское время Каменноостровский дворец, адрес которого - Каменноостровский проспект, 77, был передан под санаторий, который принадлежал Ленинградскому военному округу. В начале 2008 года организация «Лапин энтерпрайз» начала исследовать состояние дворца. Затем специалисты составили отчет, техническое задание и подготовили проект реставрации. Планировалось, что уже к концу 2008 года удастся восстановить гидроизоляцию фундаментов и подвалов, а также будут приведены в порядок фасады.

В этом принимало активное участие в качестве посредника СПб ГКУ «Каменноостровский дворец», которое проводило конкурс на реставрацию, поставку и сборку светильников для дворца, подбор квалифицированных специалистов. Однако реставрация дворца затянулась. В СМИ появлялись сведения о том, что планируется превращение дворца в резиденцию правительства Санкт-Петербурга, но, к удивлению многих жителей города и гостей, приезжавших в Петербург, Каменноостровский дворец был превращен в более общественно полезный объект. О его открытии стало известно в конце 2015 года.

Каменноостровский дворец: «Академия талантов»

Городские власти Санкт-Петербурга подготовили великолепный подарок школьникам в преддверии Нового 2016 года. В середине декабря 2015 года представители общественности, пресса посетили Каменноостровский дворец в Санкт-Петербурге. Им была представлена «Академия талантов» — бюджетное учреждение, созданное для дополнительного внешкольного образования.

Каждый день здесь насыщен творческими и интеллектуальными событиями для школьников Санкт-Петербурга: конференции, выставки, концерты, семинары. Каждый день более ста школьников могут посещать Каменноостровский дворец. Академия имеет двенадцать тематических отделов, детскую телевидеостудию, студию хранителей дворца, центр интеллектуальных игр, выставочно-концертный зал, двадцать четыре зала для занятий, классы электронной музыки, голографический театр, лабораторию физических опытов. Познакомимся с уникальным учреждением подробнее.

Задачи проекта:

  • организация площадки для самореализации одаренной творческой молодежи, позволяющей выявлять таланты и помогать ребятам выбрать будущую профессию;
  • органично вписать в классические дворцовые интерьеры современные технологии, не нанося ущерба архитектуре сооружения.

Проект помогает развить самых разные способности и таланты юных петербуржцев, посещающих Каменноостровский дворец. «Академия талантов» разделена на пять научно-познавательных и творческих зон.

Студия занимательных наук

Этот центр реализует различные общеразвивающие программы. Лабораторные программы по химии, физике, географии, биологии, экологии позволяют ребятам самостоятельно проводить исследования, используя лабораторные инструменты PASCO и делать свои первые открытия.

Концертно-театральный центр

«Академия талантов» - это прекрасная площадка для проведения творческих вечеров, отчетных концертов, театральных постановок.

Оборудование центра:

  • комплекты звукоусиления Bose;
  • микшер для источников звука;
  • осветительное оборудование Robe;
  • набор радиомикрофонов.

Студия интеллектуальных игр

В этом центре ребята развивают техники творческого мышления, на время превращаясь в известных знатоков популярных телевизионных интеллектуальных игр, участвуют в городских конкурсах по брейн-фитнесу.

Центр проектной деятельности

Он предназначен для праздников, костюмированных балов, путешествий во времени, ролевых игр. Благодаря современной системе отображения информации, видео-конференц-связи и конференц-системе, центр стал востребованной площадкой для встреч и дискуссий ребят с актерами и учеными, спортсменами и музыкантами, политиками.

Коворкинг-пространство

Оно предназначено для коллективной креативной работы. Огромная интерактивная видеостена создана из четырех ЖК-панелей. С ее помощью можно открывать видео, изображения, документы в формате PDF, сохранять заметки.

Учебный класс

В Академии есть прекрасно оборудованный мультимедийный класс, который предназначен для проведения презентаций, интерактивных программ, трансляций видеоматериалов. В классе применяются интерактивные учебные материалы по астрономии, истории, военно-патриотическому воспитанию.

Высокоточное изображение, система объемного звука и электронные викторины превращают процесс в увлекательное путешествие.

Студия визуальных искусств

Этот медиацентр имеет виртуальную студию, комплект мощного осветительного оборудования и профессиональных видеокамер, современные графические станции для видеомонтажа. Операторское мастерство, тележурналистика, фотодело, режиссура монтажа, мультипликация - в каждой из этих областей могут попробовать свои силы ученики Академии.

Студия хранителей дворца

Школьники, занимающиеся в Академии, хорошо знают, что Каменноостровский дворец - ценнейший объект культурного, исторического и архитектурного наследия города и страны. Именитые и даже коронованные владельцы дворца, создавшие интересные традиции, оставили большое количество загадок и тайн, подарили городу на Неве легенды и завещали потомкам хранить дворец, рассказывать о нем.

Именно эти задачи и стоят перед юными «хранителями дворца». Эта студия создана для школьников, которые любят историю. Здесь им предоставляется уникальная возможность поработать с архивными документами, погрузиться в далекое прошлое, когда в этом дворце жил русский император Александр I, княгиня Елена Павловна. Здесь ребята собирают воедино и анализируют исторические факты, а затем рассказывают о них сверстникам.

В этой студии на основе MS Kinect и ЖК-панели создана необычная виртуальная примерочная, где каждый посетитель может примерить заинтересовавший его исторический костюм, сделать в нем фото и отправить его на электронную почту. И это еще не все - экскурс в историю продолжится в удивительной галерее оживающих картин, которая произведет впечатление даже на тех, кого история мало интересует.

Живая картина - это ЖК-панель, заключенная в багет. В верхнем ее углу установлена веб-камера. Вначале на экране дисплея появляется портрет известной личности, оставившей свой след в истории. В тот момент, когда к картине приближается посетитель, веб-камера мгновенно реагирует на движение, и персонаж вдруг «оживает» и рассказывает о себе короткую историю.

«Академия талантов» совершенно не похожа на традиционное учебное заведение. Это современная, высокотехнологичная проектная площадка образования, которая включает в себя самые разные тематические центры. Педагогический коллектив Академии сформирован из молодых и перспективных, любящих свое дело и детей преподавателей, которые уже имеют опыт работы с талантливой молодежью.

Уникальные методики и авторские программы позволяют не только выявить скрытые таланты ребят, но и раскрыть их потенциал в полной мере. Работа Академии ведется на договорной основе со школами города. Каждый школьник Санкт-Петербурга может подобрать понравившееся ему направление и записаться на занятия.

Как добраться?

Если вы собрались посетить Каменноостровский дворец, как добраться сюда, мы расскажем ниже.

Вам необходимо доехать на метро до станции «Черная речка», пересесть в троллейбус № 34, который довезет вас до остановки «Каменный остров». Перейдите на противоположную сторону улицы и пройдите около ста пятидесяти метров по набережной Малой Невки до входа во дворец. Не забудьте взять с собой своих детей-школьников - возможно, их заинтересует «Академия талантов».

В 1765 году Екатерина II подарила Каменный остров своему сыну Павлу Петровичу. Строительство Каменноостровского дворца началось весной 1776 года по проекту неизвестного автора на месте деревянного дворца А.П. Бестужева-Рюмина, бывшего владельца острова. Надзор за работами осуществлял архитектор Ю.М. Фельтен. В 1777 г. работы были прерваны из-за наводнения, после чего Фельтена сменил Дж. Кваренги. Возведение корпуса здания было закончено в 1780 году, декоративная отделка интерьеров велась до 1782 года. Но уже 18 января 1780 года в оранжерее дворца был устроен пышный прием в честь императрицы.

Дворец является выдающимся памятником классицизма и представляет в плане растянутую букву «П» с центральным корпусом и флигелями (Дж. Кваренги), поставленными к нему под прямым углом. Один из фасадов дворца, обращенный на парадный двор и дворцовый сад, украшен 6-колонным портиком с фронтоном тосканского ордера. К парадному входу ведет лестница из финского гранита. В центре фасада, выходящего на Неву, расположен 8-колонный портик, завершенный аттиком. В центральном корпусе дворца находились Аванзал, Большой зал, галерея, Морской салон, Картинный зал и Кабинет. В одном флигеле располагались жилые помещения, в другом - дворцовый театр.

В 1797 году дворец стали готовить к пребыванию в нем свергнутого с престола польского короля Станислава-Августа Понятовского. К отделке интерьеров привлекли архитектораВ. Бренна. Морской салон был переделан в Малиновую гостиную, Большой зал - в Зеркальный, в Аванзале появились фрески с видами Рима, исполненные самим В. Бренной вместе с Ф. Лабенским по гравюрам Пиранези.

После вступления на престол Александра I в 1801 году, дворец становится одной из любимых его резиденций. В начальный период царствования Александра Павловича во дворце собирается «Негласный комитет». Здесь же 6 августа 1812 года, император поручил командование русской армией М. Кутузову. И здесь же в 1825 году он узнал о заговоре декабристов.

Ж.Б. де ла Траверс. Вид Каменного острова со стороны Невки. 1786. Государственный Эрмитаж

В 1808—1811 годах по проекту архитектора Л. Руска над вторым этажом жилого флигеля надстраивается третий этаж с кабинетом Александра I, отделанный в 1824 году по проекту В.П. Стасова. В это же время по проекту Тома де Томона садовый мастер Ф. Ф. Лимин произвёл перепланировку сада, превратив сад из пейзажного в регулярный.

В 1820-х годах многие помещения дворца были заново расписаны художником-декоратором Дж.-Б. Скотти. В 1824-1828 годах архитектор З.Ф. Дильдин перестраивает театральный флигель.

После Александра I дворцом владели Великий Князь Михаил Павлович и его супруга Елена Павловна. В 1834-1836 годах у них в гостях бывал А.С. Пушкин. В 1852-1854 годах здесь жил А. Рубинштейн. В 1845 году архитектор А.И. Штакеншнейдер пристраивает к невскому фасаду дворца закрытую террасу, устраивает вместо Малиновой гостиной Музыкальный салон, заменяет водопроводную систему дворца.

Во дворце сохранились два парадных зала павловского времени с фресками, изображающими виды Рима по гравюрам Пиранези, личные комнаты великокняжеской четы, две парадные гостиные сер. 19 в.

Каменноостровский дворец - одна из бывших царских резиденций в Санкт-Петербурге. Находится на Каменном острове. Памятник архитектуры конца XVIII в. в стиле классицизма.

В 1765 г. императрица Екатерина II пожаловала весь Каменный остров своему сыну, будущему императору Павлу I. На месте современного дворца тогда уже существовала деревянная усадьба канцлера Алексея Петровича Бестужева-Рюмина. На ее месте был возведен новый каменный дворец в период с 1776 по 1782 гг. Авторы проекта, архитекторы: Юрий Матвеевич Фельтен, Джакомо Антонио Доменико Кваренги. Интерьером дворца занимался придворный архитектор Павла I - Винченцо Бренна.

В период с 1776 по 1778 гг. на территории усадьбы был построен храм Рождества Иоанна Предтечи - в псевдоготическом стиле, по проекту Юрия Матвеевича Фельтена. Впоследствии этот храм принадлежал Мальтийскому ордену, магистром которого являлся Павел I. Этот храм сохранился до наших времен.

После Павла I дворец становиться любимой резиденцией его сына - Александра I. Именно в стенах этого дворца император доверил командование армией Михаилу Кутузову в войне 1812 г. Здесь же Александр I узнал о заговоре декабристов в 1825 г.

В начале XIX в. дворец был надстроен третьим этажом по проекту архитектора Луиджи Руска. Интерьером занимался зодчий Василий Петрович Стасов. Так же в этот период был перепланирован сад по проекту архитектора Жана-Франсуа Тома де Томона.

Когда дворцом владел Великий князь Михаил Павлович, его гостем был поэт Александр Пушкин (он бывал здесь в 1834 и 1836 гг.)

Последним владельцем дворца была герцогиня Елена Мекленбург-Стрелицкая, дочь великой княгини Екатерины Михайловны и герцога Георга-Августа Мекленбург-Стрелицкого.

После революции 1917 г. здание дворца было национализировано, здесь разместили военный санаторий.

В 2000-е гг. проводилась реставрация.

Планируется, что в здании будет размещена детская социально-образовательная организация "Академия талантов Санкт-Петербурга".

Каменноостровский дворец и парк при нем - один из городских топонимов, который, несмотря на непериферийное расположение, мало известен не только туристам, но и жителям-старожилам. Почти все специалисты-краеведы, опрошенные The Village, сказали, что пока не бывали там. Между тем попасть в парк с недавних пор возможно - для этого нужно иметь при себе паспорт.

Больше года назад во дворце на Каменном острове завершилась четырехлетняя реконструкция стоимостью 2,25 миллиарда рублей. До этого - с 1948 года - в здании XVIII века (некогда резиденции Павла I) располагался санаторий ВВС ЛенВО - вход простым смертным туда, как и при царях, был закрыт. В 2007 году главком ВВС Владимир Михайлов пытался отстоять дворец, однако в итоге здание передали в собственность Петербурга, а сам Михайлов по совпадению был отправлен в отставку. После реставрации здесь планировали открыть резиденцию бывшего губернатора Валентины Матвиенко, но новый градоначальник Георгий Полтавченко решил отдать дворец детям.

Фотографии

виктор юльев

Академия талантов - нынешний пользователь Каменноостровского дворца. Это своего рода альтернатива Аничкову дворцу - со студией визуальных искусств, мастерской «Магия науки» и прочими внешкольными занятиями. Обучение в Академии бесплатное (и, как нас заверили в администрации, вводить плату не планируется), финансируется учреждение полностью из бюджета города. Сейчас в постоянных коллективах занимаются 300 детей из 36 школ со всех районов Петербурга.

В январе 2016 года во дворце начали проводить экскурсии, а в мае открыли в ограниченном доступе парк. На входе охранники просят показать документ, удостоверяющий личность, и заносят данные в журнал.

В Академии талантов и в комитете по охране памятников, в ведении которого находится парк, по-разному объяснили меру с паспортами. Так, в администрации дворца ее связали с угрозой терроризма, а в КГИОП - с тем, что парку после реконструкции требуется щадящий режим. При этом Академия не планирует снимать паспортный контроль, а в комитете говорят, что период адаптации парка продлится два-три года.

Сам парк - со скамейками, дорожками и большой вазой в центре - уютный и безлюдный. Возможно, в будущем, если пользователь дворца сделает доступ в парк не таким бюрократизированным, исторически закрытая территория оживет и станет не менее приятной, чем облагороженные коммерческими структурами зеленые зоны: например, бизнес-парк «Полюстрово» от УК «Теорема» или сад Бенуа от ГК «Бестъ».

Из ответа администрации Академии талантов

На сегодняшний день парк открыт для горожан при наличии документов, удостоверяющих личность. Это связано с правилами безопасности и противодействием терроризму. Горожанам предлагается посетить парк в любой день с 9 до 18 часов. Ограничения действуют в сезон просушки в связи с тем, что территория подвергалась дополнительному дренированию, и почва должна осесть естественным путем. Пока изменений в режиме работы не планируется.

Не реже двух раз в месяц Академия талантов проводит экскурсионные программы «Приключения в Каменноостровском» (имеются в виду экскурсии по Каменноостровскому дворцу. - Прим. ред.) . Информация размещается на сайте . Записаться на экскурсию можно, позвонив администратору по телефону +7 (921) 988–14–97.

Академия талантов - нетиповое образовательное учреждение, поэтому задачу свою коллектив видит не в отборе, а в открытии талантов. Сверхзадачей Академия талантов ставит создание социального лифта для одаренных детей. На сегодняшний день заключен договор и ведется сотрудничество с Петровским колледжем, ведутся переговоры с Санкт-Петербургским институтом кино и телевидения и Всероссийским государственным институтом кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК).

Ксения Черепанова

начальник отдела по связям
с общественностью и работе
с гражданами КГИОП

В 2015 году завершились работы по реконструкции парка. В соответствии с рекомендациями КГИОП после проведения работ по реконструкции объекта необходимо введение щадящего режима эксплуатации. В частности, рекомендуется ограничить посещение парка, не проводить на его территории мероприятий, ведущих к увеличению рекреационных нагрузок и нарушению благоустройства. Также требуется проведение дополнительных агротехнических мероприятий и мероприятий по уходу за насаждениями. Период адаптации может продолжаться два-три года.

Объект культурного наследия федерального значения «Дворец Каменноостровский» включен в программу «Открытый город », предусматривающую проведение бесплатных экскурсий.

Александр Карпов

руководитель центра экспертиз ЭКОМ

Ограниченный режим доступа в даном случае, на мой взгляд, законен, поскольку парк Каменноостровского дворца - это не зеленые насаждения общего пользования. Данный вопрос регулируется Гражданским кодексом и 73-м Федеральным законом («Об объектах культурного наследия»). Первый наделяет собственника правами, а второй - ограничивает, обязывая предоставлять доступ к объектам культурного наследия. То есть Академия талантов выбрала способ не самый разумный, но и не противозаконный. Они также могут, например, ввести билеты.

Почему способ доступа в парк не самый разумный? Наличие паспорта – случайный признак, не связанный с задачей поддержания количества посетителей ниже определенного уровня. Точно так же могли бы по четным дням пускать только блондинов, а по нечетным - только брюнетов. Паспортные данные администрация дворца не имеет права ни проверять, ни хранить, поскольку это считается обработкой персональных данных.

Еще с довоенных времен Каменноостровский дворец использовался Министерством обороны, до 2007 года там был санаторий. Институт Петербурга, в котором я тогда работала, имел доступ на территорию дворца. Мы договаривались с начальством санатория и приходили туда с экскурсиями. Любовались во дворце росписями Антонио Скотти и другими остатками прежней роскоши, разгуливая в голубых бахилах (в здании находились кабинеты физиотерапии и прочие лечебные структуры). И дворец, и парк были в прекрасном состоянии. Во вновь отреставрированном здании я пока не была. Предполагаю, что там все сделано очень красиво, но боюсь, что отдает новоделом.

Дворец строили специально для тогда еще наследника Павла Петровича и его семьи. Украшали тем, что Павел Петрович привозил из заграничного путешествия. Не знаю, осталось ли во дворце что-то от музыкального кабинета. Елена Павловна, вдова великого князя Михаила Павловича, который владел этим дворцом после Павла Петровича, была видной меценаткой и в музыкальном салоне принимала великих людей, в том числе Антона Рубинштейна, основателя нашей консерватории.

Парк при дворце - историческая часть комплекса. Когда-то он принадлежал другому дворцу, стоявшему на месте нынешнего, - великого канцлера Бестужева-Рюмина. И в ту пору этот парк был устроен как регулярный, в голландском стиле. Но со времен Екатерины II растения не подстригаются, парк становится пейзажным.

Любопытным в этом парке являются неизвестно куда глядящие ворота - сбоку от дворца на берегу Большой Невки. Когда-то транспорт ездил непосредственно мимо дворца, на ту сторону, в Строгановский сад. И напротив этих ворот находился наплавной мост. Ворота остались с тех времен, когда отсюда перевозили либо во время ледостава, либо по мосту.

Центральная аллея парка вела к алтарной части удивительной церкви на Каменном острове - она ровесница и дворца, и инвалидного дома, который реконструирован под спортивный зал. Церковь построил Юрий Матвеевич Фельтен примерно в 1778 году. Она - изюминка Каменного острова и дворцового ансамбля. Это была любимая церковь Павла I, он там, говорят, даже на клиросе пел.

Марлинский дворец.
Историк и москвовед Романюк С.К. пишет - " Слева от дворца Лефорта стоял так называемый Желтый дворец, именовавшийся также Марлинским. Это название было перенесено сюда из Франции, где в городе Марли находился дворец короля Людовика XIV, законодателя мод тогдашней Европы. К сожалению, ничего не известно ни об истории, ни о внешнем виде московского дворца, исчезнувшего вероятно после пожара 1812 года. Один из первых исследователей истории московского быта, поэт и драматург М. Н. Макаров, проживший в Москве с конца XVIII века и до кончины в 1847 году, писал, что в этом дворце жили придворные певчие и в том числе престарелые, бывшие уже на пенсии. Название "Марлинский" в народе переделали на более понятное: "Простолюдины звали этот дом Мурлышным, что на ладу (понимая, что тут мурлыкали, пели и ладили)... Спавшие с голосу певчие, как бы в честь себе, добавляли к своим фамилиям прозвание Марлинских и от того-то бывало, Боярин Московской, устроивая собственный хор из домочадцев, говаривал, что у него регентом ученый певчий Марлинец, только спавший с голоса".

Слободской дворец.
Дом № 5. На улице Коровий брод, справа от Лефортовского находится Слободской дворец, тот самый, в котором сейчас помещается Московский государственный технический университет (МГТУ).

История его начинается с 1749 г., когда канцлер А.П. Бестужев-Рюмин начал строительство своего большого московского дома. Императрица Елизавета Петровна часто приезжала в Москву, и ее ближайшему советнику и руководителю русской внешней политики не пристало быть в Москве без своего дома, место для которого он выбрал в самом фешенебельном районе - Немецкой слободе, рядом с императорскими дворцами.

Токке Л. Канцлер Бестужев-Рюмин А.Л.
В 1764 году дворец у Бестужева-Рюмина приобрели в казну, а через три года подарили фавориту императрицы Алексею Орлову . Однако временщик почти не жил в нем, дворец постепенно ветшал, так что в 1778 году его хотели даже разобрать, а материал использовать для строения Екатерининского дворца напротив, на другом берегу Яузы. В 1787 году Слободской дворец был пожалован Екатериной другому руководителю внешней политики России - А.А. Безбородко .
Перестройка дворца производилась по проекту лучшего петербургского архитектора Джакомо Кваренги и под руководством лучшего московского - Матвея Казаков а, а деревянную церковь, пристроенную к зданию дворца проектировал Василий Баженов . В 1794 году Безбородко писал: "Дом мой отделан и теперь в городе первый". О нем сохранились восхищенные отзывы современников. Многие путешественники, которые имели случай видеть Сен-Клу для французской королевы, утверждают, что в украшении Безбородкина Дворца и больше пышности и более вкусу.
И.Б. Лампи Князь А. А. Безбородко.

Только что построенный и отделанный дворец, Безбородко преподнес Павлу I к его коронации. В бывшем безбородкинском, а теперь Слободском дворце останавливался Александр I летом 1812 года, во время войны с наполеоновской Францией. Залы дворца были свидетелями патриотического подъема, охватившего дворянство и купечество, щедро жертвовавших на оборону отечества. Всеобщее усердие превзошло ожидания монарха: всякий вырывал друг у друга перо и в несколько минут собрано было до миллиона рублей. Государь видел неподдельные чувства, видел в каждом нового Минина и не мог более быть в зале — слезы блеснули в его глазах, он закрылся платком и вышел в другую комнату.
В дворцовом ведомстве Слободской дворец оставался до тех пор, пока не перешел в ведение Воспитательного дома. С развитием отечественной промышленности потребность в искусных мастерах стремительно возрастала, и московский Воспитательный дом решил ответить на возросший спрос. В здании дворца предполагалось разместить 300 воспитанников, будущих учеников нового ремесленного заведения при Воспитательном доме.
Императорское техническое училище. Фото 1899 - 1902 гг.

Справо на фото видна башенка, о ней в следующем посте.
Неизбежные перестройки во дворце были поручены ведущему тогда московскому архитектору Д. И. Жилярди . В пожар 1812 года Слободской дворец очень пострадал и к тому же долгое время стоял без всякого употребления - крыши не было, флигели его сгорели, а от центральной части остались лишь стены, и, естественно, были необходимы не только перестройки, но и основательный ремонт. В 1827 году Жилярди представил окончательный проект, и тогда же начались работы по переустройству, закончившиеся только через пять лет. Архитектор придал зданию черты, присущие позднему московскому ампиру, - строгость и простота, некоторая тяжеловесность, скупой декор на больших плоскостях стен. Обращает на себя внимание наиболее часто повторяемый Жилярди декоративный прием, объединяющий протяженный фасад, - ордерная арка, поддерживаемая спаренными дорическими колоннами.

При доме церковь во имя св. Марии Магдалины, построенная в том же, 1830 году.
Центр здания отмечала многофигурная скульптурная композиция, выполненная И. П. Витали , изображавшая единение Науки и Искусства.


С этой скульптурной композицией связан забавный пример. Это своеобразный монумент чинопочитанию. С ведома властей чиновники Ремесленного заведения, которое раньше размещалось в этом здании, возвели бюст своего начальника - князя Долгорукого в сонм божеств, украшающий здание, к ногам Афины Паллады.

Здание отделяет от двора решетка, заключенная между несколькими каменными столбами, на которой помещены круглые медальоны с масками и надписями, смысл которых так и остался не ясен.

Ремесленное училище, основанное в 1830 году, было преобразовано в 1868 году в Императорское техническое училище, готовившее высококвалифицированные кадры инженеров-механиков, строителей и технологов. В 1930-1943 годах училище называлось Механико-машиностроительным институтом, затем - Московским высшим техническим училищем (МВТУ), а затем стало Московским Государственным техническим университетом (МГТУ).

Перед зданием университета в беседке установлена скульптура пеликана - символ Бауманки. АвторБурганов А.Н.

Он же автор двух львов, которые установлены перед входом.