Византийские памятники. Византийские памятники стамбула Памятники культуры византии

ПредисловиеПрежде чем стать роскошным и блистательным домом османских султанов, Стамбул, а
тогда еще Константинополь, был не менее блистательной столицей Византийской
империи.
Византия возникла вследствие раздела Римской империи на две части. Город на Босфоре,
основанный императором Константином, стал центром нового восточного государства. В
отличие от западной части Римской империи, восточная ее часть всегда была ближе к
греческой культуре, и основным языком здесь также был греческий.
Со временем византийские императоры отдали предпочтение ортодоксальному
христианству, предпочтя его католичеству.

Невозможно, приехав в Стамбул, не увидеть великолепный Собор Святой Софии,
построенный императором Юстинианом в 536 году. Купол собора, который
спроектировали Исидор Милетский и Анфимий Тралльский, был одним из чудес
света своего времени. Теперь, когда удалили леса, более десятилетия портившие
интерьер собора, можно, наконец, оценить грандиозный простор этой
превращенной сначала с мечеть, а затем в музей византийской церкви.
Айя София сыграла большую роль в турецкой истории. Многие оттоманские
султаны похоронены на ее территории. Мозаики Айя Софии – одна из важных
составляющие ее славы. Верхняя Императорская Галерея, установленная в 13
веке специально для императрицы и ее свиты, украшена прекраснейшими
мозаиками и мраморными фигурами.

Если Айя София – это памятник периода расцвета Византийской империи, то
церковь Хора, не менее прекрасная, но гораздо меньшая по размеру, относится к
периоду Ренессанса 13-го столетия. Расположена она возле Эдирнекапы и
городской стены, которая сама по себе является памятником византийского
военного инженерного искусства. Мозаики и фрески украшают абсолютно все
внутренние стены церкви.
Потолок нартекса, где изображены сцены из Библии, блестит золотом, в то время
как фрески боковой часовни (Parecclesion) выполнены в строгих черно-белых
тонах, в которые выкрашены одеяния святых, и мягких постельных тонах, которые
используются для изображения некоторых наиболее драматичных сцен жизни
Иисуса Христа.

В V веке в Восточной Сирии, близ Алеппо, жил Святой Симеон, открывший особый вид аскезы - стояние
на столпе. Всячески отрешаясь от мирского и заботясь об умерщвлении плоти, преподобный подвергался
бесчисленным искушениям, частично описанным в фильме Луиса Бунюэля «Симеон-пустынник».
Проведя на высоте 16 метров несколько десятков лет, Симеон удостоился почитания христиан со всего
света, в том числе персов, армян и британцев.
Вокруг того самого столпа, существующего и по сей день (византийские миниатюристы любили
изображать Симеонов столп в виде колонны с капителью, завершенной изящной балюстрадой, внутри
которой размещался сам святой; иногда к колонне приставлялась лесенка), в 80–90-е годы V века был
воздвигнут монастырский комплекс, грандиозный замысел которого находил себе равных разве что
среди императорских ансамблей позднего Рима.
Октагональное ядро Калат-Семана (в переводе с арабского - «крепость Симеона») окружено тремя
рукавами. Вместе они образуют пространственный крест, почти так же, как в храме Святых Апостолов
в Константинополе. Сейчас храм руинирован, и, как он в точности выглядел сразу после постройки,
неизвестно, но благодаря свидетельству Евагрия Схоластика мы знаем, что центральное ядро,
заключавшее столп Симеона, оставалось открытым.
Вслед за Калат-Семаном возникло целое архитектурное направление V–VI веков, представленное
церквями Симеона Столпника Младшего на Дивной горе, Иоанна в Эфесе и Пророков, Апостолов
и Мучеников в Герасе.

Собор Святой Софии (Aghia Sovya)

Собор Святой Софии — главная достопримечательность бывшего Константинополя. Он послужил моделью для многих других зданий города. Собор был построен в 360 г. В 404 г. его разрушила и сожгла толпа, протестовавшая против изгнания патриарха Иоанна Хрисостоме, а восстановлен он был в 415 г. при правлении Феодосия. Второй раз собор сожгли во время восстания "Ника". При Юстиниане его снова восстановили. После нескольких землетрясений (553-557 гг.) купола нуждались в реставрации, что и было осуществлено в 563 г. В 1204 г. церковь разграбили крестоносцы. В 1453 г. султан Мехмед II приказал превратить собор в мечеть.

Последующие правители несколько изменили интерьер собора, украсив его мраморной кафедрой, хорами и султанской ложей. А снаружи были пристроены четыре минарета, опорные стены, мавзолеи и фонтаны. В 1847-1849 гг. султан Абдулме-Джид поручил реставрацию собора Гаспару Фоссати. В 1935 г. собор Св. Софии был объявлен музеем.

Раньше главный вход находился с западной стороны. Центральные ворота, через которые входили император и его свита, назывались Orea Porta . Позже они были перенесены на южную сторону нартекса. Пройдя в Orea Porta , вы попадаете в вестибюль, украшенный мозаикой времен Юстиниана. Все настенные росписи были уничтожены иконоборцами (729-843 гг.). Те, что мы видим сегодня, датируются более поздней эпохой. Над выходом к паперти видна красивая мозаика X в. На ней изображены Мария с младенцем Иисусом, который принимает дары двух императоров: справа Константин подносит ему миниатюрный город, а слева Юстиниан — миниатюрный храм. Десять дверей соединяют притвор с центральной частью храма. Над "императорским порталом" находится вторая мозаика, на которой изображен Христос на троне.

Войдя в главный зал, нельзя не восхититься гениальностью архитекторов. Им удалось создать впечатление, что украшающие базилику центральный купол и два купола поменьше парят над храмом. Это впечатление усиливают окна в нижней части центрального купола. Восемь зеленых медальонов с именами Аллаха, Мухаммеда, первых калифов и имамов, добавленные Фоссати, не очень гармонируют с внутренней обстановкой. Церковные колонны украшены растительным орнаментом, напоминающим кружево. Одна из восьми колонн, находящаяся в северном крыле, считается чудодейственной. Здесь, по преданию, появился св. Георгий. Большая мозаика, где изображены Мария с Младенцем, символизирует победу иконопочитателей над иконоборцами. Фрески св. Игната, св. Иоанна Хрисостоме и св. Игнатия Теодороса.

В восточной части церкви еще различимы фрагменты изображений ангелов, датируемые XIV в. На галереях вы увидите также немало интересных мозаик. С центральной галереи открывается великолепный вид на всю церковь. На северной галерее — мозаика с изображением императора Александра, правившего всего лишь тринадцать месяцев. А на южной галерее находится портрет императрицы Зои и ее третьего супруга (Константина IX Мономаха). Справа — мозаичный портрет императора Иоанна II Комнина (1118-1143), его супруги Ирины и их сына Алексия. Во дворе слева находятся мавзолеи султанов и принцев.

Выходной день понедельник. Открыто с 9.30 до 16.30. Галереи закрыты с 11.30 до 13.00.

Церкви Стамбула (Константинополя):

ЦЕРКОВЬ СВ. ПОЛУЭКТА
На пересечении Sehzadebasi Cad . и Ataturk Bulv . находятся развалины одной из первых церквей времен Юстиниана, построенной в 527 г. После раскопок, проведенных Мартином Харрисоном, эти руины позволили представить былое величие и великолепие базилики.

ЦЕРКОВЬ СВВ. СЕРГИЯ И БАХУСА
Эта церковь была построена в 527 г. при правлении Юстиниана. Она также известна под названием "малая Св. София". Архитектурный план церкви представляет собой восьмиугольник, вписанный в прямоугольник. Раньше церковь украшала богатая мозаика. Поднявшись наверх по лесенке около нартекса, можно оценить общий вид здания. В XVI в. церковь сделали мечетью. В саду захоронен евнух Хусейн-ага. Вероятно, это он в 1503 г. построил Cardakli Hammam , которая располагается немного севернее самой церкви.

ЦЕРКОВЬ СВ. ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ
Попасть к этой церкви, расположенной у подножия седьмого холма в квартале Kocamustafa , можно, пройдя по Samataya Cad. и повернув налево на одну из первых улиц. Эта самая древняя в Стамбуле церковь была основана римлянином Studius в 462 г. В монастыре жили 700 монахов, которые создавали удивительные иконы, гимны и манускрипты. В начале XV в. здесь разместился университет. К сожалению, после землетрясения в 1894 г. осталась лишь базилика. Церковь была превращена в мечеть в конце XV в. и также известна под названием Imrahor Cami.

ЦЕРКОВЬ СВ. ИРИНЫ (AGHIA IRINI)

Topkapi Sarayi Sultanahmet. Одна из самых древних церквей Константинополя, находится в одном из дворов дворца Топкапы. Предположительно построена при правлении Константина. В 346 г. около церкви убили свыше 3000 человек из-за религиозных разногласий. Во время восстания "Ника" церковь была сожжена, а затем отстроена при Юстиниане в 537 г. Землетрясение 740 г. значительно повредило церковь. После падения города церковь служила арсеналом янычар, а в XIX в. — складом старых вещей. Эта церковь — классическая базилика в форме креста. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. В церкви Св. Ирины находится саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки Константина.

ЦЕРКОВЬ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
Туда можно проехать на метро, соединяющем Aksaray с Edirnekapi. Открыто со среды по воскресенье с 9.30 до 16.30. Если вам нравится византийское искусство, советуем посетить эту церковь, которая называется сейчас Kariye Cami. Нужно поехать в Edirnekapi и пройти по Hocacakir Cad. Раньше монастырь, при котором находилась эта церковь, был за стенами города. Церковь построена мачехой императора Флексиоса I Комнина.

МОНАСТЫРЬ ПАНТОКРАТОР (PANTOCRATOR)

Поблизости с Ataturk bulv., на маленькой площади, находится древний монастырь Пантократор, который сейчас называется Zeyrek Cami. Монастырь, имевший важное значение в византийскую эпоху, был окружен множеством помещений, ныне уже не существующих.

ТЕОТОКОС КИРИОТИСА (THEOTOKOS KYRIOTISSA)
Эта церковь была превращена в мечеть Фатихом и теперь носит название Kalenderhane Cami. Как показали археологические раскопки, церковь была построена на фундаменте более древней церкви. Здесь найдена фреска, изображающая картины из жизни Франциска Ассизского. Другим сокровищем церкви является мозаика VII в., где изображено Сретение Господне. Мозаика датируется доиконоборческим периодом.

ЦЕРКОВЬ СВ. МАРИИ МОНГОЛЬСКОЙ
В квартале Fener, недалеко от Патриархата, находится церковь Богородицы. По преданию, церковь основала принцесса Мария Палеологина, которая вышла замуж за монгольского принца и прожила 14 лет в Монголии. После смерти мужа Мария вернулась на родину, основала монастырь, где и провела остаток своей жизни. Внутри находится восхитительная мозаичная икона XI в., изображающая Деву Марию.

Патриархат

В самом сердце квартала Fener с начала XVII в. находится Всемирный Патриархат. Этот квартал, где некогда жили богатые греки, сейчас населен мусульманской беднотой. Главный вход, Orta Kapi , закрыт и никогда не открывается. Он покрашен в черный цвет в память о казненном здесь 22 апреля 1821 г. Георге V . В 1941 г. пожар уничтожил здание, но потом его отреставрировали. В церкви, датируемой 1720 г., хранится прах святого Омония, св. Те-офана и св. Юфемия.

Ипподром (At Meydani)

Ипподром, сердце бывшего Константинополя, представляет собой широкую площадь, находящуюся за сералем и ограниченную внешними стенами мечети султана Ахмета. Это место сбора "синих" и "зеленых", поднявших впоследствии восстание "Ника". Раньше ипподром был украшен статуями и мог вместить сто тысяч зрителей.

Сегодня здесь сохранилось лишь три памятника. Первый, из розового гранита, был создан при египетском фараоне Тутмосе III (1549-1503 гг. до н.э.) в честь его победы в Сирии. Разбитый обелиск был привезен в Константинополь Феодосией в IV в. и в 390 г. установлен на ипподроме. Мраморный пьедестал, на котором он стоит, украшен барельефами. Вторым памятником является бронзовая колонна дракона, привезенная из храма Аполлона в Дельфах. Эта колонна — самый древний памятник эллинистической культуры в Стамбуле. Третьим монументом является колонна Константина. К сожалению, время наложило на нее неизгладимый отпечаток. Колонна, созданная примерно в IV в., была отреставрирована Константином Порфирородным.

Цистерна (Yerebatan Saray)

Расположена на Yekebatan Cad., рядом с Голубой мечетью. Открыто ежедневно, кроме вторника, с 10.00 до 19.00. Знаменитая подземная цистерна построена в 532 г. Юстинианом. Ее длина 140 м, а ширина 70 м. Потолок подпирают 336 колонн, украшенных коринфскими капителями.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 28.01.2016 16:53 Просмотров: 10991

«Византия создала блестящую культуру, может быть, самую блестящую, какую только знали средние века, бесспорно единственную, которая до XI в. существовала в христианской Европе.

Константинополь оставался в течение многих столетий единственным великим городом христианской Европы, не знавшим себе равных по великолепию. Своей литературой и искусством Византия оказывала значительное влияние на окружавшие её народы. Оставшиеся от неё памятники и величественные произведения искусства показывают нам весь блеск византийской культуры. Поэтому Византия занимала в истории средних веков значительное и заслуженное место» (Ш. Диль «Основные проблемы византийской империи»).
Византийская художественная культура стала родоначальницей некоторых национальных культур, в том числе, например, древнерусской культуры.
Византийская империя (Византия) сформировалась в 395 г. в результате окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части. Через 80 лет Западная Римская империя прекратила своё существование, а Византия стала исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти 10 столетий.
В 1453 г. Византийская империя окончательно прекратила своё существование под натиском османов (Османской империи).
Бессменной столицей и цивилизационным центром Византийской империи был Константинополь, один из крупнейших городов средневекового мира. В южнославянских языках назывался Царьград. Официально переименован в Стамбул в 1930 г.

Юстиниан I. Мозаика из базилики Сан-Витале (Равенна)
Положения самой могущественной средиземноморской державы Византия добилась при императоре Юстиниане I (527-565).

Общая характеристика византийского изобразительного искусства

I-III вв. – раннехристианский период (период предвизантийской культуры).
IV-VII вв. – ранневизантийский период . Его называли «золотым веком» императора Юстиниана I (527-565).
VIII-начало IX вв. – иконоборческий период по указанию императора Льва III Исавра (717-741). Он издал Эдикт о запрещении икон.
867-1056 гг. – период Македонского Возрождения . Считается классическим периодом византийского искусства. XI в. – высшая точка расцвета византийского искусства.
1081-1185 гг. – период консерватизма . Правление императоров династии Комнины.
1261-1453 гг. – период Палеологовского Ренессанса . Это время возрождения эллинистических традиций.

Архитектура Византии

С первых дней своего существования Византия начала возводить величественные сооружения. К греко-римским элементам искусства и архитектуры примешивались восточные веяния. За весь период существования Византийской империи было создано много замечательных памятников во всех областях Восточной империи. До сих пор в искусстве Армении, России, Италии, Франции, в арабском и в турецком искусстве прослеживаются византийские мотивы.

Особенности византийской архитектуры

Формы византийской архитектуры были заимствованы у античной архитектуры. Но византийское зодчество постепенно их видоизменяло и в течение V в. выработало свой тип сооружений. В основном это были храмовые сооружения.
Главной его особенностью являлся купол для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Купол был уже известен в языческом Риме и в Сирии, но там он помещался на круглом основании. Византийцы первые разрешили задачу помещения купола над основанием квадратного и четырёхугольного плана при помощи так называемых парусов.
Па́рус – часть свода, элемент купольной конструкции. Посредством паруса осуществляется переход от прямоугольного основания к купольному перекрытию или его барабану. Парус имеет форму сферического треугольника, вершиной опущенного вниз. Основания сферических треугольников парусов в сумме образуют окружность и распределяют нагрузку купола по периметру арок.
Внутри византийских храмов вокруг среднего подкупольного пространства, за исключением алтарной стороны, шла галерея типа хо́ров (верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви, обычно на уровне второго этажа в парадном зале.
В западноевропейских храмах на хорах обычно размещаются музыканты, певчие, орган. В православных церквях – клирос (певчие и чтецы).

Владимирский собор в Киеве. Хо́ры, устроенные над боковыми нефами храма

Снизу галерею поддерживали колонны, антаблемент (балочное перекрытие пролёта или завершение стены) которых был не горизонтальный, а состоял из полуциркульных арок, перекинутых с колонны на колонну.

Колонны, поддерживающие галерею в храме Святой Софии
Внутренность здания не отличалась богатством и сложностью архитектурных деталей, но его стены облицовывались снизу дорогими сортами мрамора, а вверху, как и своды, обильно украшались позолотой, мозаичными изображениями на золотом фоне или фресковой живописью.

Интерьер Софийского собора

Мозаичное изображение Богородицы
Шедевром византийской архитектуры является Софийский собор.

Софийский собор (Стамбул)
Бывший православный собор, впоследствии – мечеть, в настоящее время – музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника в сегодняшний день – Музей Айя-Софья.
Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире (до постройки собора Святого Петра в Риме). Высота Софийского собора 55,6 м, диаметр купола 31 м.
Церковь Святой Ирины в Константинополе (Стамбул)
Представляет новый для VI в. тип базилики в форме креста. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. Внутри стоит саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки Константина (римского императора).
После завоевания Константинополя в 1453 г. церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не было произведено. Благодаря этому до наших дней храм Святой Ирины является единственной церковью в городе, сохранившей свой первоначальный атриум (просторное высокое помещение при входе в церковь).

Современный интерьер церкви

Живопись

Основным видом живописи была иконопись. Иконопись развивалась, в основном, на территории Византийской империи и стран, принявших восточную ветвь христианства – православие. Иконопись вместе с христианством приходит сначала в Болгарию, затем в Сербию и Русь.

Владимирская икона Божией Матери (начало XII в., Константинополь)
По церковному преданию, икону написал евангелист Лука. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V в. при императоре Феодосии.
На Русь икона попала из Византии в начале XII в. в качестве подарка святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода (недалеко от Киева). Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 г. принес икону во Владимир (поэтому она и получила своё наименование). Хранилась в Успенском соборе.
Во время нашествия Тамерлана в 1395 г. чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. Войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, по заступничеству Богородицы.
В монументальной живописи Византии большое распространение получила мозаика .

Византийская мозаика (V в.)

Мозаика времён Юстиниана I

Скульптура

Скульптура в Византийской империи не получила особого развития, т.к. восточная церковь не очень благосклонно относилась к статуям, считая поклонение им в некотором роде идолопоклонством. Особенно нетерпимыми скульптурные изображения стали после постановления Никейского собора 842 г. – они были полностью устранены из соборов.
Поэтому скульптуре оставалось только украшать саркофаги или орнаментальные рельефы, переплёты для книг, сосуды и др. Материалом для них служила в большинстве случаев слоновая кость.

Порфировые тетрархи
Четыре тетрарха – скульптурная композиция из тёмно-красного порфира (тёмно-красная, пурпурная горная порода), вмонтированная в южный фасад венецианского собора Сан-Марко. Статуя была изготовлена в первой половине IV в. и являлась частью константинопольского Филадельфейона (одна из важнейших городских площадей Константинополя), построенного рядом с колонной Константина (современная площадь Чемберлиташ).
Известен Диптих Барберини – византийское изделие из слоновой кости, выполненное в античном стиле. Это изображение императорского триумфа датируется первой половиной VI в., а император обычно отождествляется с Анастасием I или, что более вероятно, Юстинианом I.

Диптих Барберини (V-VI вв.)

Декоративно-прикладное искусство

Были развиты резное дело, обработка металлов, из которых исполнялись выбивные или литые рельефные произведения.
Существовал и ещё один вид работ (agemina): на медной поверхности дверей или других плоскостей делался лишь слегка углублённый контур, который выкладывался другим металлом, серебром или золотом. Так выполнены двери римской базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, погибшие во время пожара в 1823 г., двери в соборах Амальфи и Салерно близ Неаполя.
Таким же способом изготовлялись напрестольные образа, доски для стенок престолов, оклады для Евангелий, ковчеги для мощей и т. п.
Особенно искусны были византийские мастера в эмальерных изделиях, которые можно разделить на два сорта: простую эмаль и перегородочную эмаль. В первой на поверхности металла делались с помощью резца углубления соответственно рисунку, и в эти углубления насыпался порошок цветного стекловидного вещества, которое потом сплавлялось на огне и приставало прочно к металлу; во второй рисунок на металле обозначался приклеенной к нему проволокой, и пространства между получившихся перегородок заполнялись стекловидным веществом, получавшим потом гладкую поверхность и прикреплявшимся к металлу вместе с проволокой посредством плавления.
Образцом византийского эмальерного дела является знаменитая Pala d"oro (золотой алтарь). Это род маленького иконостаса с миниатюрами в технике перегородчатой эмали, украшающий собой главный алтарь в венецианском соборе св. Марка.

Пала д"Оро
Иконостас содержит множество миниатюр.

Миниатюра с изображением Христа

Изготавливали в Византии и ювелирные украшения.

Обручальное кольцо, чернёное золото (Византия)

903

До роскоши и блеска Стамбула времен османских султанов, он был столь же роскошен, являясь Константинополем - столицей Византийской империи.

Вследствие окончательного распада Римской империи, Византия постепенно оформилась в отдельное государство. Столицей Восточной Римской Империи становится город на Босфоре - бывшая небольшая греческая колония, которую император Константин расстраивает и превращает в поистине великий город.

В отличии от Западной Римской Империи, восточная ее часть всегда была говорящей на греческом языке. А византийские императоры придерживаются православной, а не католической разновидности христианства. Так что в скором времени между двумя этими частями не осталось ничего общего.

Теперь уже сложно представить, что Византийская Империя простиралась по всей Анатолии и дальше на восток. Мощное государство, просуществовавшее более 10 веков, закончило историю своего существования в 1453 году, когда турки-османы завоевали Константинополь. Последний византийский император погиб, сражаясь на городских стенах.

Вне всяких сомнений лучшие памятники византийского периода находятся в Стамбуле, но есть интересные напоминания об этой эпохе в Трабзоне и Изнике. Во Фракии, в южной части Мраморного моря, также сохранилось несколько достойных внимания византийских церквей. А в самом центре Анатолии расположены высеченные в скалах церкви и подземные города Каппадокии.

Святая София (Айя-София), Стамбул

Собор Святой Софии - бывший патриарший православный собор, построенный по приказу императора Юстиниана в 537 году. Для строительства символа величия империи были приглашены лучшие архитекторы того времени - Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. Купол, который они спроектировали, был одним из чудес света. Этот собор, после мечеть, а сейчас музей играет важную роль в истории Турции.

Монастырь Хора, Церковь Христа Спасителя в Полях (мечеть Карие), Стамбул

Если Святая София это памятник номер один ранних лет Византии, то церковь монастыря Хора, приобретшую свой окончательный облик в XIV веке, можно смело назвать звездой периода ренессанса.

Церковь богато украшена великолепными мозаиками, самые древние из которых датируются IV веком. Особая уникальность этой церкви в ее фресках - одни блистают золотом, другие выполнены в мягких постельных тонах. На всех изображены различные сцены из библейских историй.

Еще от церкви открывается удивительный вид на город.

Музей мозаики Большой Дворец, Стамбул

Византийские императоры жили в обширном комплексе зданий, называвшихся Большой Дворец, расположенном между Святой Софией и Ипподромом. В XI веке дворец забросили, а после захвата Константинополя в 1453 году Большой Дворец был окончательно уничтожен. Но в начале прошлого века внезапно были обнаружены несколько его фрагментов, в том числе залы с великолепно сохранившимся мозаичным полом. Мозаики, которые Вы можете увидеть в музее являются самыми древними в Стамбуле. К тому же они не похожи ни на что другое - яркие, сочные и потрясающе живо изображающие разнообразные необычные аспекты жизни того времени. Например обезьяна, пытающаяся поймать птицу или маленький мальчик, пасущий гусей.

Собор Святой Софии (Айя София), Трабзон

Наиболее значительным памятником византийского искусства в Трабзоне является собор Святой Софии. Собор был построен в XIII веке, во время правления Мануэля I, когда Трабзон был столицей Трапезунды. И имел, безусловно, столичный размах.

Когда-то здесь была мечеть, потом русский военный госпиталь и склад, после снова мечеть и вот теперь это музей великолепных фресок.

Красочные фрески Софийского собора абсолютно захватывающие. К тому же они были полностью восстановлены под руководством эксперта по византийскому искусству Дэвида Таблот Райса.

В Трабзоне есть и другие важные памятники византийской эпохи. Это развалины императорского дворца, мечеть Фатих (бывшая церковь Панагии Крисокепалос) и небольшая церковь монастыря Каймаклы с потрясающими фресками.

Монастырь Панагия Сумела

Недалеко от Трабзона, в провинции Мачка, на высоте 1200 метров над уровнем моря, непостижимым образом цепляясь за скалы посреди соснового леса расположен монастырь Сумела.

Согласно преданию горный монастырь был возведен в IV веке монахами Варнавой и Софронием, пришедшими из Афин с чудотворным образом Богородицы Панагия Сумела, написанным евангелистом Лукой.

Монастырь Сумела был действующим до 1923 года, когда монахи, уезжая, вывезли с собой все монастырские святыни, включая ту самую икону Богородицы.

Но великолепные фрески и сам, будто бы парящий в воздухе, монастырь, монахи увезти не могли. И после того, как они оставили монастырь, он пришел в упадок. А возродился вновь только в конце 90-х годов прошлого века, когда был отреставрирован. И теперь это одна из самых великолепных достопримечательностей Турции византийского периода. Ежегодно монастырь привлекает множество туристов.

Современный Стамбул полон достопримечательностями, о которых совершенно не знают рядовые туристы. Более того, даже многие опытные экскурсоводы не осведомлены о некоторых памятниках культуры, сохранившихся еще с византийских времен. А между тем, экскурсия по достопримечательностям, сохранившимся со времен Константинополя, может стать самым увлекательным путешествием за все время пребывания в турецком мегаполисе.

Если вы хотите прикоснуться к тайнам Византийской Империи, оценить ее былое величие и насладиться средневековым духом, непременно отправляйтесь на берега Босфора, в неизведанный и необъятный Стамбул!

Сегодня, мы попытаемся представить, как выглядели исторические памятники Византийской эпохи — некоторые из них сохранились до наших дней, другая их часть была разрушена с течением времени и на их месте мы можем наблюдать только фрагменты былого величия.

Большой Ипподром Константинополя (Площадь Ипподром, Стамбул)

Константинопольский ипподром был некогда одним из самых величественных сооружений в городе. Строить этот объект, превратившийся в последствии в грандиозный культурный памятник, начали с подачи римского императора Септимия Севера. Временем начала строительства считается 203 год. Тогда город еще носил гордое имя Византий. Ипподром, который еще именовали Большим цирком, был самым крупным из аналогичных сооружений в Константинополе. К слову, всего их было пять. Здесь проводились конные соревнования, бои гладиаторов, роскошные празднества. Ипподром был основным политическим местом – на его арене вступали в свои права новые императоры и складывали полномочия старые, а также приводились в исполнение смертные казни. Простой народ именно на Ипподроме мог стать хоть небольшой частью столичной общественно-политической жизни.

Сегодня о Большом цирке осталось не так много напоминаний. В их числе Змеиная колонна, обелиски Феодосия и Египетский, а также сама обширная площадь, именуемая Ипподромом (сегодня — ).

Площадь Ипподром на карте:

Церкви и монастыри Константинополя

Собор Святой Софии (Ayasofya Müzesi)

Собор Святой Софии, реконструкция

По праву называют туристической жемчужиной Стамбула, сохранившейся со времен Византийской Империи. Строительство святыни инициировал император Юстиниан, и уже спустя 5 лет после закладки первого камня, в конце декабря 537 года, христианскую обитель освятили и открыли для прихожан. Руководили процессом возведения собора Анфимий из Тралл и Исидора из Милета. Под их началом усердно работали свыше 10 000 человек.

Практически целое тысячелетие Айя-София была центром православного мира для христиан. В соборе происходило множество знаковых исторических событий. Здесь венчали правителей на царство, отмечали военные успехи, а инакомыслящие периодически совершали варварские набеги, разрушая драгоценные мозаики. Айя-София пережила и нашествие латинов-крестоносцев, разрушивших алтарь и разграбивших святыню. Когда Константинополь пал пол натиском османов, собор был преобразован в мечеть.

В 30-х годах 20 столетия Мустафа Кемаль Ататюрк принял решение упразднить мечеть, и в 1935 году на ее территории основали музейный комплекс.

Стоимость посещения музея составляет 40 лир, при наличии вход бесплатный.

Собор Святой Софии на карте:

Церковь Сергия и Вакха (Küçük Ayasofya — Малая Святая София)

Церковь Сергия и Вакха, Стамбул

Если пройти к югу от Айя-Софии, за Голубую мечеть, можно наткнуться на потрясающей красоты храм, который византийцы назвали в честь Сергия и Вакха. В те времена на этом месте было множество удивительных дворцовых комплексов, характерных для богатой константинопольской архитектуры. К сожалению, все дворцы ушли в небытие, и только храм продолжает мирно стоять на том месте, где когда-то был возведен.

Внешне храм очень похож на тот самый собор Святой Софии – этакая уменьшенная копия. Турки называют святыню Küçük Ayasofya, что означает на русском языке «Малая Святая София». Святыню выстроили по приказу правителя Юстиниана, давшего обещание возвести её в память о восстании Ника, ставшего одним из самых печальных событий в истории города. Во время восстания местных жителей войска императора жестоко расправились с ними, жертв было очень много. Строительство церкви было закончено к 536 году. Сергий и Вакх были в те времена очень популяризованными святыми, поэтому было решено назвать обитель их именами. Красота и монументальность интерьера восхищают. В архитектуре были применены некоторые новаторские ходы и идеи. Если взобраться на помост, то можно рассмотреть рельефную надпись на греческом языке, которая славит благие дела Юстиниана. Это неслучайно: после открытия в церкви хранились несметные богатства. Храм был одной из основных территорий, на которых с почетом принимали иноземных послов. Здесь во время визитов в Константинополь останавливались римские папы.

Конечно, храм давным-давно преобразован в мечеть, которая действует и сегодня. Поэтому, если вы попадете в церковь во время богослужения, то увидеть все, что хотелось бы, не получится.

Церковь Сергия и Вакха на карте:

Монастырь Липса (Lips Manastırı Kilisesi, мечеть Фенари Иса)

Монастырь Липса, Стамбул

На заре 10 века Константин Липс основал прекрасную церковь Богородицы. Сегодня эта постройка преобразована в мусульманскую святыню, но некогда на ее месте находился обширный монастырский комплекс, названный в честь его основателя.

Монастырь Липса (Мечеть Фенари Иса)

Константин Липс прославился в Константинополе именно благодаря тому, что посодействовал реставрации старинного монастыря, а также выстроил там церковную обитель. О самом византийском сановнике, его жизни и работе, известно очень мало.

Внешне выглядит так, как будто состоит из двух церквушек, сросшихся в единое целое. Первой на свет появилась северная церковь, располагающаяся поодаль от проспекта, а впоследствии, уже в 8 веке построили вторую церковь, по велению императрицы Феодоры из династии Палеологов. Благочестивая женщина возродила старый монастырь и пожелала пристроить к нему южную церковь, названную в честь Иоанна Предтечи. Этот храм долгие годы служил усыпальницей для членов династии. Феодора упокоена в этом же месте, а вместе с ней ее сын, а также правитель Андроник Второй.

Мечетью монастырь стал в 1453 году, после завоевания Константинополя турками. Судьбу постройки нельзя назвать легкой: святыня часто страдала от пожаров, грабежей и разрушений. Поэтому некоторая доля богатых убранств безвозвратно утеряна.

Монастырь Липса на карте:

Церковь Святой Ирины (Aya İrini kilisesi)

Церковь Святой Ирины (Aya İrini kilisesi)

Древнейшая христианская обитель в Стамбуле – это церковь Святой Ирины. Основали эту святыню еще при императоре Константине. В 4 столетии постройка была полностью уничтожена пожаром, но правитель Юстиниан повелел восстановить церковь заново.

Изначально строительство церкви было задумано как посвящение «Святому миру», а не святой по имени Ирина. Первое христианское сооружение (базилика) появилось на этой территории еще в 4 столетии, а до тех пор здесь высился храм, посвященный древнегреческой богине Афродите. Длительный период времени церковь, названная именем святой Ирины, считали центральным константинопольским храмом, но позднее этот статус перешел к новому, более обширному и яркому, храму Святой Софии. Известно, что в начале 80-х годов 4 века в церкви Святой Ирины был проведен Второй вселенский собор, знаменитый тем, что на нем сформировали учение о Святой Троице и предали анафеме ряд ересей.

Церковь Святой Ирины на карте:

Церковь Св. Марии Монгольской (Meryem Ana Mogollar kilisesi)

Церковь Святой Марии Монгольской, гравюра

Эта православная греческая святыня, носящая имя Панагии Мухолиотиссы (или Марии Монгольской), располагается в некотором отдалении от традиционных туристических троп и даже маршрутов, по которым обычно движутся паломники.

Храм Св. Марии Монгольской, Стамбул

При этом неподалеку от церкви находится общеизвестный и часто посещаемый памятник византийской архитектуры – храм Богоматери Паммакаристос (Фетие Джами), в котором до сих пор можно полюбоваться мозаичными украшениями 14 века. Эту обитель редкий турист обделяет вниманием, а вот церковь Марии Монгольской почему-то забыта.

Примечателен тот факт, что храм никогда не превращали в мусульманскую мечеть. Сегодня, как и много столетий назад, в нем ведутся христианские службы.

Церковь Марии Монгольской на карте:

Монастырь Пантократора (Zeyrek camii, мечеть Зейрек)

Монастырь Пантократора, Стамбул

Обширный , в состав которого входят три равноправных храма, объединенных друг с другом, по размерам лишь немного уступает знаменитой Айя-Софии. Уникальная постройка датируется 12 веком. В это время у власти была династия Комнинов.

Монастырь Пантократора

Строили святыню достаточно долго, в период в 1118 по 1136 годы. Инициатором возведения монастыря был Иоанн Второй, а также его супруга, императрица Ирина.

Северная церковь выстроена первой и названа в честь Господа Вседержителя, южная – несколько позднее (она носит имя Элеуссе (Милостивой богоматери)). Сообщаются эти две постройки при помощи капеллы Архангела Михаила. Чтобы ее возвести, понадобилось демонтировать часть внешних стен уже имеющихся церквей.

Южный храм на сегодняшний день выполняет функции мечети. Инициатором его строительства полностью были императрица Ирина. Второй же храм построил ее супруг уже после кончины любимой жены.

Третья часть монастыря названа Ироон. В ней и похоронили упомянутых выше царственных особ. Позднее здесь нашли последнее пристанище и другие императоры, такие как Иоанн Восьмой и Мануил Второй.

К несчастью, святыню варварски разграбили и разорили во время крестового похода в начале 13 столетия.

Когда османы пришли в город, из храма тут же сделали мечеть. Монастырское помещение стало играть роль медресе. В этой школе занимался преподаванием мулла Зейрек Мехмед Эфенди. Его именем впоследствии назвали не только саму мечеть, но и целый квартал.

Монастырь Пантократора на карте:

Церковь Влахернской Божьей Матери (Vlaherna Meryem Ana kilisesi)

Церковь Влахернской Божьей Матери, Стамбул

Практически на константинопольской границе, в небезызвестном районе Влахерны, размещалась когда-то христианская святыня, названная именем Влахернской Божьей Матери. Возведено это строение было в 5 веке с подачи членов правящей династии Маркиана и Пульхерии. Прославилась церковь с того времени, как в середине 20-х годов 7 века икона Богородицы стала спасением для города, на который наступали славяне. По убеждению верующих, именно святой образ помог в потоплении вражеских судов.

Византийцы с большим почтение относились к храму, но судьба его оказалась незавидной. Постройка часто страдала от пожаров, а в 15 столетии была полностью уничтожена огнем. Стараниями проживающих в Стамбуле греков на месте старинной шикарной церкви была построена новая обитель, но уже более маленькая и скромная. О прошлом этого места напоминает лишь каменная купель с источником.

Православные с большим почтением относились к храму, так как в нем долгие годы хранилась чудотворная икона. Образ не утерян и сегодня, только его перевезли теперь в московский Успенский собор. Когда-то эту икону подарили царю Алексею в 1653 году – так повелел сделать церковнослужитель Гавриил из иерусалимского храма.

Церковь Влахернской Божьей Матери на карте:

Монастырь Студиос (Студийский монастырь, Имрахор, Uşşaki Cami)

Монастырь Студиос, реконструкция

По историческим сведениям, этот монастырь был основан римским патрицием Студионом, который переехал в город в середине 5 столетия, когда императором был Лев Первый. Патриций сначала повелел выстроить небольшую церковь в честь Иоанна Предтечи, вокруг которой впоследствии вырос полноценный монастырский комплекс. Когда Константинополь пал под гнетом османских воинов, святыню преобразовали в мечеть. Этим в 1486 году заведовал конюшенный (имрахор) падишаха Баязида Второго. Мусульманскую обитель назвали Имрахор Ильяс-бей. В постройке открыли своеобразную каллиграфическую школу.

Монастырь Студиос, Стамбул

В начале 80-х годов 18 века мечеть была сильно разрушена огнем, часть построек восстанавливали в течение многих лет, но все старания свело на «нет» землетрясение 1894 года. Памятник культуры пострадал очень сильно, а в довершение всего в 1908 году рухнула кровля. Сегодня гости и жители Стамбула имеют возможность видеть только руины, да и то частично – большую часть материалов горожане в свое время разобрали для ремонта собственных жилищ. Но все же среди руин просматриваются элементы напольного покрытия из мрамора, малахита и порфира.

Студийский монастырь на карте:

Музей Карие (Церковь Христа Спасителя в Хоре, Khora manastırı)

Музей Карие, Стамбул

Был открыт в здании старинной церкви Христа Спасителя в Хоре. В переводе на русский язык название музея означает «пригород». Сама святыня, приютившая на своей территории музейный экспонаты, датируется 4-5 столетиями. Но самое значительное и дорогое в этом здании не они, а фрески и мозаики, которые сохранились до наших дней со времен императора Андроника Второго. Эти великолепные украшения появились в храме стараниями первого министра и главного имперского казначея Феодора Метохита, который пустил на такое благое дело все свои финансовые накопления.

Когда Константинополь стал Стамбулом, великий османский визирь приказал преобразовать церковь в мечеть, которой дали имя Карийе. А в конце 50-х годов 20 века в ней основали музейные залы.

Музей Карие на карте:

Музей Фетхие (Храм Богородицы Паммакаристы, Pammakaristos Manastırı)

Монастырскую обитель Панагии Паммакаристос возводили в период правления императорских династий Комнинов и Дук, то есть в 11-12 веках. В тот момент уже прослеживалась новая тенденция в зодчестве – украшение не только интерьера, но и экстерьера храмов. К древнему монастырю в 14 веке присовокупили часовню, украшенную мозаикой. Некоторые фрески сохранились и по сей день.

Долгое время церковь служила «домом» для христианского патриархата. Сюда, по замечаниям историков, даже приходил султан Мехмед Второй. Он проводил часы, беседуя с патриархом Геннадиосом и набираясь знаний о православной теологии. Когда в 16 веке к власти пришел падишах Мурад Третий, ему удалось завоевать Грузию и Азербайджан. В честь этого события из храма решено было сделать мечеть Фетхие (в переводе на русский язык это слово означает «завоевание»). Патриархату же отвели другую территорию.

Музей Фетхие (Храм Богородицы Паммакаристы)

Часовня подверглась масштабной реставрации в 2005 году. На главном куполе можно разглядеть лики Христа Пантократора и 12 пророков. В апсиде есть изображения Иоанна Крестителя, Девы Марии и Христоса Благославляющего. Комнаты, в которых есть мозаика, выполняют функции музея. К слову, фресок сохранилось довольно много – больше их можно увидеть только в музее Карийе и Айя-Софии.

Стоимость билета в музей составляет 5 лир, по Музейной карте — бесплатно.

Музей Фетхие на карте:

Дворцы и другие памятники Византийской эпохи

Музей Мозаик (Büyük Saray Mozaikleri Müzesi, часть большого Императорского Дворца)

Музей мозаик, Стамбул

Здание, в котором сегодня располагается этот уникальный музейный комплекс, является частью перистиля большого Императорского дворца. Мозаичные картины, обнаруженные на территории Стамбула, считаются ценнейшими находками, повествующими об истории целой Империи.

Мозаичное полотно в музее Мозаик

Когда-то дворцовое строение было не просто домом императорской династии. Здесь проводились важнейшие церемониальные обряды как гражданского, так и религиозного значения. Когда в постройке в начале 30-х годов 20 века велись ремонтные работы, реставраторы наткнулись на элементы мозаичного напольного покрытия. Дальше за дело взялись археологи. Они установили, что находка является старинным перистилем, размеры которого достигают 2 000 кв. км. Теперь на этой площади основали особый музей мозаик, где представлены редкие мозаичные изображения 5-6 веков.

Фрески состоят из миниатюрных кубиков, сделанных из стекла, извести и терракота. Размер одного кубика не превышает 5 мм. Таким образом, в одном кв. метре покрытия насчитывается свыше 40 000 отдельных деталей. Картины достаточно эпичны. Здесь есть и крестьяне, и охотники, и пастухи, и разнообразные представители фауны, а также сюжеты мифов. Несмотря на прошедшие годы, рисунки выглядят ярко и живо.

Стоимость билета в музей составляет 15 лир, с вход бесплатный.

Музей мозаик на карте:

Колонна Константина (Çemberlitaş Sütunu)

Колонна Константина (Çemberlitaş Sütunu)

Знаменитая римская триумфальная колонна Стамбула территориально находится на городской площади Чемберлиташ. Датой ее основания считается 328 год, но в торжественной обстановке открыли достопримечательность только спустя 2 года после возведения – 11 мая 330г. Эта знаменательная дата – день основания славной столицы Византийской империи.

Основным материалом, используемым для строительства колонны, был розовый порфир. Высота сооружения – 34,8 метра.

Чтобы сохранить достопримечательность в первозданном виде и уберечь от разрушения, колонну скрепили прочными металлическими обручами еще при правителе Феодосии Втором. Изначально колонна была увенчана статуей императора, возвышающейся на специальных барабанах, но при правителе Алексее I Комнине эти части пострадали от молнии – они были попросту сбиты, но основа не пострадала.

Сегодня туристы и жители города имеют возможность любоваться 35-метровой красотой, состоящей из 6-ти цилиндров, удерживаемых железными обручами. В роли украшений для каждого из цилиндров выступают изображения лавровых венков. До наших дней дошли легенды, согласно которым при возведении колонны в ее основание заложили несколько религиозных реликвий, в том числе статую богини Афины из дерева, топор Ноя, посох Моисея, крошки краюхи хлеба Иисуса Христа и т.д.

Теперь колонна Константина переименована на турецкий манер, и называется она Чемберлиташ («Обожженная колонна»).

Колонна Константина на карте:

Развалины дворца Буколеон (Bukoleon Sarayı)

Дворец Вуколеон (Буколеон), реконструкция

Дворцовая постройка под названием Буколеон когда-то была частью так называемого Большого дворца. По историческим данным, строительство этого архитектурного шедевра велось в период правления Феодосия Второго, то есть в 5 столетии. Находится дворец на морском побережье, немного южнее знаменитого Ипподрома и восточнее храма Сергия и Вакха.

Реставрацией и расширением дворца позднее занимался император Теофилос. При нем у сооружения появился огромный фасад, который возвели над стенами, обращенными в сторону моря. В конце 60-х годов 10 столетия другой правитель Никефорос Второй повелел возвести контурную стену. Буколеон был центральным дворцовым комплексом вплоть до 11 века. Его долгое время использовали для проведения госсобраний и религиозных собраний. Здесь бывали первые лица других государств, в частности король Иерусалима Амальрик и султан Рома.

Впоследствии от дворца остались лишь руины, но и их разрушили в некоторых местах при строительстве железнодорожных путей в 1873 году. По сохранившимся останкам понятно, что дворец имел большой балкон с видом на морское побережье, на который можно было попасть сразу через три входа. Каждая дверь была отделана мрамором. Это можно увидеть и сегодня.

На развалины, оставшиеся от грандиозного дворца, посмотреть можно бесплатно. Добраться до развалин можно спустившись в сторону набережной от Султанахмет, к остановке транспорта Çatladıkapı (Чатладыкапы).

Дворец Буколеон на карте:

Водохранилища Константинополя

Акведук Валента (Bozdoğan Su Kemeri)

Акведук Валента (Bozdoğan Su Kemeri)

Строительство акведука Валента стартовало еще во времена правления Константина Великого. Начинания этого императора продолжил другой глава государства – Валента (364-378г.г.). Проект возведения водопровода был окончательно завершен в 378 году. Основным материалом для постройки двухъярусного эстакадного сооружения послужил камень, который отделяли и привозили от разрушенной Халкидонской стены. Известно, что одноименный город, в котором находилась стена, в период мятежного восстания против императора Валента 14, занимал позицию противника — узурпатора и мятежника Прокопия.

Когда Константинополь покорился Османам, турки отремонтировали всю инженерную систему подачи воды, относящуюся к полуразрушенному акведуку, и саму «эстакаду» также восстановили. Насколько велики масштабы водопровода, стало ясно сравнительно недавно. В 2007 году археологи-разведчики выявили целых 650 км.

Акведук Валента на карте:

Цистерна Базилика (Yerebatan sarnıcı)

Цистерна Базилика, Стамбул

– это огромное водохранилище, сохранившееся со времен Византийской Империи. Свое название этот объект получил благодаря базилике, которая некогда возвышалась на месте нынешнего храма Святой Софии. Возвели объект инфраструктуры, который сегодня является одной из основных достопримечательностей, при Константине Великом, а реконструкционные работы и расширение повелел провести уже другой правитель – Юстиниан. Размерные параметры цистерны удивляют даже видавших виды туристов. В длину Базилика протянулась на 145 метров, ширина водохранилища – около 65 метров. В потолочное покрытие буквально «вросли» ряды колонн, которых всего насчитывается 336. Высота каждой из них составляет 8 метров!

Стены цистерны очень толстые (примерно 4 метра), выкладывали их из кирпича, а снаружи покрывали особым водонепроницаемым составом. По подсчетам специалистов, Базилика способна вместить порядка 80 000 кубометров воды.

Цистерна Базилика на карте:

Цистерна Феодосия (Şerefiye sarnıcı)

Цистерна Феодосия (Шерефие), Стамбул

Неподалеку от знаменитой стамбульский Цистерны Базилика находится аналогичное сооружение – , которую открыли для посещения относительно недавно, после масштабной реставрации.

Далеко не все туристы, приезжающие в Стамбул, слышали про цистерну Феодосия, потому что обнаружили ее только в 2010 году. Эта уникальная историческая достопримечательность была найдена под основанием огромного особняка. Домовладение отправили под снос, а цистерну стали приводить в порядок, ремонтировать и облагораживать. Длились эти кропотливые работы чуть меньше 8 лет. Размерные параметры Феодосии оказались сравнимы с Базиликой, а вот построена она, по предположениям археологов, на целое столетие раньше – примерно в 4 веке.

Сегодня известно, что это водохранилище наполнялось из водопровода, проложенного от Белградского леса. При помощи цистерны пресной водой снабжался Большой дворец, в том числе все его многочисленные фонтаны, а также знаменитые бани Зевксиппа.

Цистерна Феодосия на карте:

Цистерна Филоксена (Binbirdirek sarnıcı )

Цистерна Филоксена, Стамбул

– одно из важнейших водохранилищ, построенных в период нахождения у власти Константина Первого (324-337гг.). По размерам Филоксена уступала только знаменитой Базилике. Находится она в западном направлении от городского ипподрома. Вместимость цистерны поражает – изначально в ней можно было хранить до 325 кубических метров воды. Площадь хранилища – около 3700 кв.м.

Постройка имеет 3 яруса. Правда, к первому ярусу сейчас доступа не имеется, так как он полностью затоплен. Сооружение выполнено в виде громадной гипостильной камеры, поддерживаемой сводами.

По-турецки название цистерны звучит как «Бинбирдирек», что в переводе на русский означает «1001 колонна». На самом деле, колоннада в водохранилище состоит из 224 частей, так что турецкое наименование сильно преувеличено.

В 12 веке подпитка Филоксены происходила при помощи акведука Валента. Позднее водопровод был модернизирован таким образом, чтобы цистерну можно было наполнять из резервуара Перы, а также в нее собиралась дождевая вода. Весь период существования Византийской империи водохранилище исправно выполняло возложенные на него функции, но в 15 веке его забросили. Пришедшую в запустение цистерну турки в 16 столетии переоборудовали в шелкокрасильную мастерскую. Теперь же в стенах этой уникальной городской достопримечательности открыт музейный комплекс.

Цистерна Филоксена на карте:

Городские стены Константинополя (Феодосиевы стены)

Стены Константинополя

То, что константинопольские стены сохранились до наших дней – это большая удача, так как в середине 19 столетия существовала европейская тенденция разрушения так называемых «средневековых рудиментов», которыми как раз и считали подобные стены.

Стены Константинополя

Но османы решили не следовать европейской моде – Стамбул просто развивался, постепенно соединяя в единое целое старое с новым. Таким образом, сегодня мы имеем возможность любоваться семикилометровым памятником римско-византийской античности.

Стены вокруг города были когда-то выстроены по приказу императора Феодосия Второго. Заведовал строительством префект Востока Анфемий. Укрепления протянули по берегу Мраморного моря до самой бухты Золотой Рог. Строили их в течение долгих пяти лет. В стены были встроены крепкие ворота в количестве 10 штук, через каждые из которых можно было войти в город. Некоторые сохранились и теперь.

С южной стороны укрепления начинались от Мраморной башни. Стены шли на север, к дворцовой постройке Текфур, а там соединялись со стенами Влахерны.

Феодосиевы стены на карте: